21 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Электромобили забуксовали: что мешает россиянам отказаться от привычных машин
Автомобили автомобили электромобили

Электромобили забуксовали: что мешает россиянам отказаться от привычных машин

Конец мая – начало июня были на удивление богаты новостями по поводу будущего электромобилей в России. Сначала любителей продвинутой электротехники порадовали чиновники Минэкономразвития, которые продемонстрировали презентацию проекта концепции развития электротранспорта в стране.

Зарядная станция для электромобилей на Международном шоссе

©Александр Щербак/ ТАСС

Затем отчитались руководители Министерства энергетики – у них, оказывается, тоже готов свой проект концепции. Правда, там упор делается на транспорт на водородном топливе, но электромобилям там тоже уделено внимание, и немалое. И сразу начали называть суммы, одна другой страшнее, необходимые для воплощения этих проектов в жизнь. Начали с 400 млрд рублей, а под конец мая уже решили потратить на эти благие цели под 800 млрд рублей! Но зато нам пообещали, что уже к 2030 году каждый шестой проданный в России автомобиль будет на электротяге, причем большая часть из них (не менее 150 тыс. штук в год) будет собрана в РФ.

В общем, планы громадные. Попробуем разобраться в предложениях чиновников.

Не вполне электрическое сопротивление

Начнем с того, что сегодня у нас в стране нет никакого официального документа, в котором бы определялось отношение государства к электромобилям и перспективам их у нас. Несколько лет назад в Министерстве промышленности и торговли подготовили общую концепцию развития автопрома (ее правительство утвердило в 2018 году). Но, по мнению многих специалистов, она устарела еще до этого. В ней, между прочим, говорится и про электромобили. Правда, в общих чертах – мол, будет развиваться и такое направление… И никаких специальных льгот для производителей и покупателей электромобилей не предусмотрено. Упор, скорее, сделан на автомобили с традиционным двигателем внутреннего сгорания (ДВС).

После чего Минпромторг от темы электромобилей, похоже, самоустранился, и флаг перехватили в Минэкономразвития. Там для этих целей была создана специальная рабочая группа, которая уже год вовсю работает над концепцией по развитию производства и использования электротранспорта в России на период до 2030 года (в рамках поручения правительства по стратегическому направлению «Новая технологическая среда»).

На разработку экологически чистого транспорта в России выделят 1 млрд руб.

В середине мая в министерстве озвучили первые параметры будущей концепции, и они потрясают воображение. По проекту, в 2030 году 1,5 млн электромобилей побегут по дорогам страны, к их услугам – 20 тыс. зарядных станций; с конвейеров автозаводов вовсю будут сходить отечественные электромобили… Вообще-то сейчас рынок электромобилей в РФ практически отсутствует: в 2020 году россияне в общей сложности приобрели 687 новых «электричек», что составляет ничтожные 0,04% от всех продаж. Правда, рост за год составил сразу 95% – возможно, именно это вдохновило чиновников, и они рассчитывают, что уже в 2022 году на долю электромобилей придется 1,7% рынка.

То есть в нашей стране найдут покупателей уже более 30 тыс. электромобилей. А в 2030 году каждый шестой новый автомобиль будет с электромотором; общий парк таких авто достигнет 1,5 млн штук. Так и будет, только для этого потребуются немалые инвестиции, которые предварительно оценили в 418 млрд рублей.

Программу будет выполнять некий национальный консорциум, который возглавит КамАЗ (другие автоконцерны в презентации не упоминались). Параллельно разработчики предложили увеличить утильсбор для импортных электромобилей, чтобы добиться обязательной локализации батарей и моторов.

Создается впечатление, что презентацию помогали писать специалисты КамАЗа, потому что этот завод сразу становится главным выгодоприобретателем программы (если она будет принята). Понятно, что не так давно КамАЗ шумно презентовал концепт электромобиля «Кама-1» и проект по созданию целой линейки автомобилей на этой платформе. (Правда, начало серийного производства запланировано на «не раньше 2024 года».)

Но подобные разработки есть и на ГАЗе – они свой концепт показали еще два года назад. Есть свои проекты на АВТОВАЗе, калининградском «Автоторе». В компании «Соллерс» уже объявили, что со следующего года начнут на своем заводе в Набережных Челнах собирать электрофургоны «Форд-Транзит». Но вообще, честно говоря, я не очень понимаю, как и почему может возникнуть такой взрывной рост продаж электромашин, ведь в самых смелых правительственных планах не заложен соответствующий рост экономики и реальных доходов населения.

И с чего бы это автопроизводители вдруг займутся локализацией и к 2027 году обязательно начнут выпуск в стране аккумуляторов и электродвигателей (как видится чиновникам)? Тем более что, по подсчетам аналитиков, нет никакого смысла строить завод по производству аккумуляторов для электромобилей мощностью меньше чем 400 тыс. штук в год; в Китае сейчас строится два огромных предприятия, рассчитанных на выпуск ежегодно под миллион батарей каждое…

Владимир Щербаков: "Мировой автопром ждут небывалые перемены"

Но в начале июня прозвучали еще более серьезные заявления от Минэкономразвития. Заместитель министра Илья Торосов рассказал журналистам, что концепция развития электротранспорта в России практически готова. И уже к 2030 году доля электротранспорта в стране должна достичь 10%. Чтобы достичь таких невиданных показателей, правительство собирается софинансировать создание инфраструктуры – быстрых электрозаправок. И самое революционное: проект концепции предусматривает и субсидии для потребителей – они смогут получить скидку до 25% стоимости. Только оформить эту скидку можно будет напрямую у производителей (когда они появятся в России). Это в том числе могут быть локализованные в РФ производства иностранных брендов.

Кстати, в ходе подготовки проекта концепция развития электротранспорта подорожала с 418 млрд рублей до 777 млрд. Но теперь в ней фигурирует и транспорт на водородных элементах, а также инфраструктура для него. Тут, правда, совсем тускло: пока в России работает только одна водородная заправка – в Подмосковье. И из всех российских автопроизводителей только все тот же КамАЗ публично заявил, что с этого года начинает разработку водородного грузовика и автобуса.

Но, несмотря на некоторые опасения по поводу темпов, радует, что у нас в ближайшее время может появиться – на государственном уровне! – некий документ о развитии электротранспорта в стране. А то ведь весь «цивилизованный» мир по этому поводу определился, а мы все делаем ставку на (похоже) технологии вчерашнего дня.

Ушат холодной воды

Но не успели мы переварить все подробности этого проекта, как тут же нас «обрадовали» чиновники из Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которые подготовили Единый таможенный тариф союза. И со следующего года могут быть отменены все льготы на ввоз электромобилей. Вот те на… Собственно, весь взрыв интереса к электромобилям в нашей стране объясняется тем, что уже год как отменены пошлины на их ввоз. Но, как разъясняют в ЕЭК, «ни одна из стран союза не выступила за продление нулевой ставки пошлины». Не ходатайствовал по этому поводу и наш Минпромторг. Только Ассоциация европейского бизнеса в РФ (АЕБ; в нее входят практически все автопроизводители и дистрибьюторы) обращалась в Минэкономразвития с предложением продлить нулевую пошлину до конца 2024 года.

Такой срок действия льгот там считают достаточным для формирования значимого объема рынка. Но их доводы, похоже, не услышали. Так что с 2022 года при ввозе любого электромобиля придется заплатить 15% от таможенной стоимости. А также акциз, НДС и утилизационный сбор (который, вероятно, еще вырастет), что повысит стоимость машины как минимум на 60%. Да… А некоторые компании (Audi, Jaguar, Porsche) поверили, что эти льготы – всерьез и надолго, и начали продавать в нашей стране свои «электрички»…

По мнению АЕБ, именно льгота подстегнула рынок к росту более чем в 1,5 раза в прошлом году (ввезено почти 6 тыс. новых и подержанных машин против 3,6 тыс. годом ранее). А в компании Nissan (между прочим, мировой лидер по продаже этого вида автомобилей) уверены, что нулевая ставка пошлин на электрокары просто необходима для развития этого рынка в РФ. Японцы, по некоторым сведениям, планировали ввести на наш рынок две электромодели – хэтчбек Leaf и новейший кроссовер Aria. Но, видимо, теперь в очередной раз этот вопрос отложили. «Из-за краткосрочности действия льготы автопроизводители просто не успевают адаптировать свои планы по запуску продаж», – философски резюмировали в компании.

Рейтинг лучших электрокаров мира по запасу хода составили эксперты

И если льготы не будет, можно ожидать только одного – стагнации рынка электромобилей, ведь своего массового производства такой техники в РФ нет. Закономерно затормозится и создание инфраструктуры. Тем более что все оборудование тоже импортное (своего не делаем). «К сожалению, все наши доводы в пользу того, что необходимо сначала развить рынок и показать преимущества технологии покупателю, не находят понимания», – объяснили мне в компании Nissan.

Кстати, решение вернуть пошлины на электромобили может поставить крест и на другом объявленном недавно проекте. Глава компании Tesla Илон Маск заявил, что вскоре его автомобильная компания может официально выйти на рынки России, Казахстана и других стран СНГ. Плюс ко всему Маск рассказал, что «потенциально мы рассматриваем Россию» как страну для строительства завода Tesla. Тогда руководители сразу нескольких российских регионов предложили ему разместить завод у них, пообещав региональные льготы.

Конечно, иметь у себя такое предприятие выгодно и очень престижно. В свою очередь, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль считает, что официальный приход Tesla стал бы стимулом для развития заправочной инфраструктуры в нашей стране, а также решил бы проблему российских владельцев, которые сегодня вынуждены проходить техобслуживание за рубежом.

Только вот я очень сомневаюсь, что господин Маск придет в Россию со своими инвестициями. Просто нет в этом сегодня никакого экономического расчета. Его заводы работают в США и Китае, еще один строится в Германии, потому что там везде есть уверенно растущий спрос на электромобили. Потому что там есть государственные программы развития производства и рынка такой техники (в Европе прописанные до 2030 года, в КНР – до 2050-го), поддержки покупателей и так далее. А если у нас с 2022 года все таможенные льготы будут отменены, вполне вероятно, что это обстоятельство еще может изменить решение Tesla официально прийти в нашу страну.

За счет чего скачок?

Так все-таки грядет в нашей стране серьезная электрификация всего транспорта или это лишь благие пожелания? Выскажу два соображения. Во-первых, мне совсем не ясно, как идеи развития электротранспорта совмещаются с остальными направлениями, которые правительство вроде бы уже определило. По поручению вице-премьера Юрия Борисова Минпромторг должен до конца года разработать концепцию производства машин «с низким углеродным следом» (на газомоторном и водородном топливе). И определить, какие компоненты будут локализованы в РФ (водородные топливные элементы, электросиловая установка, системы управления или еще что-то).

Что мешает развитию электромобилей – самого тихого и экологичного вида транспорта

Есть целый ряд документов по развитию транспорта на ГМТ, подписанных в том числе и президентом страны. А что же тогда разрабатывает Минэкономразвития? И что за проект у Минэнерго? Насколько они скорректированы между собой? А еще министр промышленности Денис Мантуров заявил недавно о планах с 2030 года обязать производителей продавать определенную долю «зеленого» транспорта – машин, которые работают на водороде и природном газе. Ни одна из этих программ еще не готова, но понятно, что их авторы попросят денег из госбюджета. Сумма уже зашкаливает за 770 млрд рублей, но это только начало. Правда, пока авторы проектов уверяют, что львиную долю готовы выделить бизнесмены, а также региональные бюджеты. Ой, не знаю…

Во-вторых, я не очень понимаю, как свершится невиданный этот скачок – с автомобилей с ДВС на электромобили отечественного производства. С 600 новых машин в прошлом году – к 30 тыс. в будущем. За счет чего? Если импорт собираются со следующего года «прикрыть» с помощью таможенных пошлин и высокого утилизационного сбора, что же россияне будут покупать в следующем и так далее годах? Ведь тот же КамАЗ обещает в лучшем случае наладить производство чего-то там на базе платформы «Кама-1» не раньше 2024 года.

Тут возможны два ответа. Один – быть может, в правительстве договорились с одним или несколькими иностранными производителями о выпуске в РФ буквально со следующего года недорогих электромобилей (для начала – методом крупноузловой сборки). Допустим, но все равно придется дотировать продажи этих машин и заниматься (в пожарном порядке!) созданием электрозарядной сети. И корректировкой массы самых разных законов и подзаконных актов. А второй ответ – что это все не более чем планы из серии «хорошо, если бы все было хорошо». Типа «весь мир этой темой занимается, и мы немножко тоже». Не хотелось бы…

Тем временем в России на 1 января 2021 года, по данным аналитического агентства «Автостат», было зарегистрировано всего 10 836 электромобилей 14 различных марок – это примерно 0,02% всего парка.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".