29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Фантазия на колесах: какие машины создавали российские автолюбители
Автомобили автомобили Россия СССР

Фантазия на колесах: какие машины создавали российские автолюбители

Во времена СССР автомобиль был не роскошью, а чем-то гораздо большим: о таком имуществе мечтали, ждали, а если удавалось его достать, отстояв многолетнюю очередь или по блату, приобретение холили и лелеяли. Автолюбители стали отдельной кастой со своими обычаями и необходимым минимумом.

Алгебраистов у сконструированного и сделанного им автомобиля

Юрий Алгебраистов и его спорткупе "Юна"

© Александр Шогин/ТАСС

Содержание:

Вторым в списке приобретений после автомобиля всегда значился гараж – явление не только утилитарное, но и культурное. В гаражах собирались кружки по интересам, люди не просто ухаживали за машинами, а доводили до ума конструкции, рассчитанные на простых советских людей.

Это мы могли

Одно из таких гаражных направлений можно смело назвать элитой – это автолюбители с инженерным образованием, способные не только поддерживать на ходу изделия заводского происхождения, но и творить по-настоящему исключительные произведения.

Юбилей "королевы проселков": легендарной советской "Ниве" исполняется 45 лет

Многие вспомнят этот термин – «Самавто». Так себя именовали все, кого не устраивал ассортимент простых автомагазинов. Самые успешные создатели становились настоящими знаменитостями: их показывали по центральному телевидению в передаче «Это вы можете».

Подавляющее большинство таких самоделок изготавливались из подручных средств и деталей, которые тащили с работы несуны. Простенькие жестяные или стеклопластиковые кузовы на обрезках шасси обычных «Запорожцев» и «Жигулей», маломощные моторы от них же, и назначение, описанное в анекдоте: два часа позора, и мы на даче. Но были и другие аппараты, которые по сей день поражают элегантностью оформления и нестандартным подходом.

Кузьмы творение

В 1963 году группа инженеров НАМИ задумала создать мелкосерийный (!) двухместный спортивный автомобиль, позже названный «КД Спорт 900». За дизайн отвечали Феликс Хадуков, Владимир Елтышев и Эдуард Молчанов, технику просчитывали Игорь и Леонид Дурновы и Анатолий Сывороткин. Невесомый кузов из стеклопластика и легкая пространственная рама позволяли скромному мотору от 965-го «Запорожца» мощностью 30 л. с. разгонять эффектное купе до 125 км/ч. Было изготовлено четыре автомобиля, а портал Drom.ru писал, что потом из пресс-форм сделали еще один или два экземпляра. В любом случае купе получилось, по крайней мере внешне, весьма передовым и действительно мелкосерийным. А «КД» в названии происходило от имени директора завода, где делали кузовы, – Кузьмы Дурнова.

Автомобиль «КД Спорт 900»

Автомобиль "КД Спорт 900" на улицах Москвы

Wikimedia Commons

«Панголина»

Название этого проекта слышали даже иностранные дизайнеры, волею судеб имевшие возможность поработать в России. По крайней мере Стив Маттин, долгое время исполнявший обязанности главы шеф-дизайнера «Лады» (автор облика Vesta и Xray) как-то на неформальном мероприятии рассказывал, что еще в 90-х годах увидел в сети фото необычной машины из Советского Союза и «не мог поверить своим глазам». Позже он навел справки: в 1980 году никому не известный работник Дома пионеров из Ухты Александр Кулыгин создал футуристичное купе «Панголина», которая в некоторых конструктивных решениях затмила даже итальянские суперкары. После выхода сюжета в передаче «Это вы можете» Кулыгину предложили работу в АЗЛК.

Автомобиль "Панголина" и его создатель Александр Кулыгин, 1986 год

Михаил Медведев/Фотохроника ТАСС

«Панголина» была построена все по той же схеме: трубчатая рама, внешние панели из стеклопластика и агрегаты от «Жигулей». Тип кузова можно охарактеризовать как невиданное доселе купе Shooting Brake – так именуют нечто среднее между двухдверкой и универсалом. Даже эти попытки классификации разбивались о главную особенность: средняя часть кузова, включая вырезы в районе, где обычно должны быть двери, поднималась единым элементом. Мотор от ВАЗ-2101 мощностью 62 л. с. был расположен в базе, за двухместным салоном. Алюминиевые диски Кулыгин выточил сам и нашел под них невиданную в СССР низкопрофильную резину. Говорят, «Панголина» разгонялась до 180 км/ч. Но и это далеко не все диковинные решения: вместо зеркал заднего вида Кулыгин использовал перископ, а светотехника была сделала в виде единого выдвижного элемента.

Увы, судьба машину не пощадила: она успела съездить в США, побывать там в ДТП, лишиться крыши и некоторых других оригинальных элементов. До недавнего времени хранилась в Москве, в музее на Рогожском Валу.

Панголина (Pangolina) Александра Кулыгина

"Панголина" (Pangolina) Александра Кулыгина

Doctor Shine Maverick / Youtube

Земноводное на колесах

Этот аппарат классифицировать еще труднее: «Тритон», созданный в 1985 году Дмитрием Кудрячковым, умеет передвигаться по суше и по воде. За основу был взят легкий катер, к которому конструктор приспособил съемные стойки подвески. За сухопутные вояжи отвечал мотор от ГАЗ-24, установленный в задней части судна, к нему же был присоединен водомет, разгонявший «Тритон» до 60 км/ч. Машина была официально зарегистрирована в ГАИ и, разумеется, стала одной из частых героинь сюжетов программы «Это вы можете».

Самодельный автомобиль-амфибия "Тритон"

Автомобиль-амфибия "Тритон"

Фото Виктора Будана и Виталия Созинова / Фотохроника ТАСС

«Юна»

Произведение Юрия Ивановича Алгебраистова – потрясающее спорткупе «Юна» – стало своеобразным апофеозом феномена «Самавто». Задумана машина была еще в 1969 году на фоне успеха проекта «ГТЩ» – двухдверки братьев Щербининых. Они же приложили руку и к автомобилю Алгебраистова. Подход к созданию был очень серьезным: конструкцию просчитали в АЗЛК, а изготовили на Иркутском авиационном заводе. Первые собранные машины забрали себе Щербинины, а Юрию Алгебраистову достался только последний экземпляр, который он стал дорабатывать.

Изначально машина базировалась на агрегатах «Волги». Юрий Иванович несколько раз менял узлы на импортные, и к рубежу 2020-х единственное, что роднит «Юну» и газовские машины, – это передний мост. 200-сильный мотор и «автомат» – от BMW, задний мост – Volvo. А кузов и салон практически полностью изготовлены вручную, причем, по свидетельству Михаила Коночука из Autonews.ru, который делал репортаж про «Юну», качество изготовления и продуманность элементов интерьера – не просто на уровне, а на десятилетия превзошли официальный отечественный автопром. «Юна» до сих пор на ходу, но создатель уже объявил о желании передать машину людям, которые смогут и дальше поддерживать ее в рабочем состоянии.

Фантазируйте!

Автомобильный мир России топчется на пороге серьезных, тектонических изменений. В ближайшие годы, при любом раскладе в политической и экономической повестке, приобретение новой машины грозит стать чем-то исключительным. Кредиты стали слишком дорогими, да и сами банки выдавать их не торопятся. В дилерских центрах – запустение: запасы истощаются, новых поступлений нет.

Гонка за существование: как продлить жизнь подержанному автомобилю

Но не всё так плохо: еще со времен СССР по всей стране буквально расцвели десятки тысяч мастерских, где специалисты с профильным образованием и развитым чувством прекрасного готовы воплотить в металл любые мечты заказчика. Это называется кастом. В отличие от времен застоя и даже перестройки с ее изнурительным дефицитом уже налажена система закупки любых запчастей. То есть в теории всё упирается исключительно в деньги.

Первые громкие проекты появились еще в 90-х годах, и одним из теперь уже классиков русского автоэксклюзива стали выпускник МАМИ Сергей Алышев и его компания Cardi, базировавшаяся во дворе альма-матер. Под его руководством были сделаны красивейшие концепт-кары Body, Next, Curara – и все они были, по сути, продолжением философии, заложенной еще самодельщиками 80-х: пространственная рама, пластиковые панели облицовки, агрегаты уже российских серийных машин.

Концепт-кар Cardi Body

Концепт-кар Cardi Body

S.Candide / Shutterstock/Fotodom

Одной из самых запоминающихся работ Cardi стал рестайлинг «Волги» 3110, показанный на Московском автосалоне 2004 года. Это был тот самый случай, когда чувство стиля и знание технологии позволили сделать из безнадежно устаревшей «баржи» красивый седан с благородными очертаниями, при этом сохранив узнаваемость нижегородской машины. За дизайн проекта отвечал Станислав Саакян. Увы, как это нередко бывает, проект развития не получил, а руководство ГАЗа выбрало в качестве коммерческого развития покупку лицензии на старый Chrysler Sebring, – появившаяся через несколько лет нелепая Volga Siber успеха на рынке не снискала.

Почему нашумевшие автопроекты в России не дожили до реализации

Настоящим олицетворением всего абсурда эпохи первоначального накопления капитала стала «Волга» ГАЗ-21, изготовленная по заказу основателя «Евросети» Евгений Чичваркина. Уже тогда всяческими модификациями 21-й «Волги» удивить было трудно, но аппарат, построенный в ателье «Р.А.Д.», поражает даже в наше время: по сути, это была новая машина, построенная на агрегатах внедорожника Porsche Cayenne, намного крупнее оригинальной «Волги», но сохранившая правильные пропорции. Инженеры заново спроектировали силовую структуру кузова, изготовили единственные в своем роде стекла – список можно продолжать долго. В итоге получился огромный седан, похожий на 21-ю модель. Эпатажный заказчик пожелал колеса в виде рубиновых звезд Кремля и прочий спорный декор, но автомобиль получился исключительный и абсолютно подготовленный к нормальной эксплуатации.

Волга Газ-21

Эксклюзивная "Волга" ГАЗ-21

Виталий Белоусов/ТАСС

Новейшая история

Известный блогер Wylsacom, в миру Валентин Петухов, заказал у воронежской студии копию нашумевшего Tesla Cybertruck, предоставив им в качестве «донора» пикап Toyota Tundra, и мастера справились с задачей: повторили угловатый кузов из нержавеющей стали, выдвигающуюся крышку над грузовым отсеком и главное – добились потрясающего сходства с прототипом. От задумки до воплощения в металле прошло два года, бюджет проекта – около 3 млн рублей, включая приобретение «донора». Клон уже переправили в Москву, где Валентин намерен установить электрическую силовую установку и довести облик пикапа до 100% сходства с американским прообразом. Особенно иронично, что оригинальный пикап Илона Маска пока так и не стал серийным: по последним данным, его производство в Техасе намечено на 2023 год.

Еще более показательный пример мирового уровня российских кузовных ателье – изделие компании Bilenkin: из BMW 3 серии в кузове E92 мастера сотворили ретрокупе, поражающее качеством проработки деталей не только снаружи, но и в салоне – обычно именно интерьеры остаются неизменными при строительстве кастомных проектов.

Автомобиль Bilenkin

Ретрокупе Bilenkin, созданное из BMW 3 серии в кузове E92

Большой тест-драйв / Youtube

В купе Кирилла Биленкина Classic Vintage ретростилистика соблюдена даже в оформлении экрана навигации. То есть двухдверка Bilenkin – это не только имиджевая составляющая, но и абсолютно рабочий, полноценный автомобиль, отвечающий строгим нормам безопасности, которому разрешено выезжать на дороги общего пользования. А основа от немецкого концерна недвусмысленно намекает, что на ходу это купе водителя как минимум не разочарует. Есть и вполне официальная цена – 20 млн рублей.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама