Фантазия на колесах: какие машины создавали российские автолюбители
Во времена СССР автомобиль был не роскошью, а чем-то гораздо большим: о таком имуществе мечтали, ждали, а если удавалось его достать, отстояв многолетнюю очередь или по блату, приобретение холили и лелеяли. Автолюбители стали отдельной кастой со своими обычаями и необходимым минимумом.
Содержание:
Вторым в списке приобретений после автомобиля всегда значился гараж – явление не только утилитарное, но и культурное. В гаражах собирались кружки по интересам, люди не просто ухаживали за машинами, а доводили до ума конструкции, рассчитанные на простых советских людей.
Это мы могли
Одно из таких гаражных направлений можно смело назвать элитой – это автолюбители с инженерным образованием, способные не только поддерживать на ходу изделия заводского происхождения, но и творить по-настоящему исключительные произведения.
Юбилей "королевы проселков": легендарной советской "Ниве" исполняется 45 лет
Многие вспомнят этот термин – «Самавто». Так себя именовали все, кого не устраивал ассортимент простых автомагазинов. Самые успешные создатели становились настоящими знаменитостями: их показывали по центральному телевидению в передаче «Это вы можете».
Подавляющее большинство таких самоделок изготавливались из подручных средств и деталей, которые тащили с работы несуны. Простенькие жестяные или стеклопластиковые кузовы на обрезках шасси обычных «Запорожцев» и «Жигулей», маломощные моторы от них же, и назначение, описанное в анекдоте: два часа позора, и мы на даче. Но были и другие аппараты, которые по сей день поражают элегантностью оформления и нестандартным подходом.
Кузьмы творение
В 1963 году группа инженеров НАМИ задумала создать мелкосерийный (!) двухместный спортивный автомобиль, позже названный «КД Спорт 900». За дизайн отвечали Феликс Хадуков, Владимир Елтышев и Эдуард Молчанов, технику просчитывали Игорь и Леонид Дурновы и Анатолий Сывороткин. Невесомый кузов из стеклопластика и легкая пространственная рама позволяли скромному мотору от 965-го «Запорожца» мощностью 30 л. с. разгонять эффектное купе до 125 км/ч. Было изготовлено четыре автомобиля, а портал Drom.ru писал, что потом из пресс-форм сделали еще один или два экземпляра. В любом случае купе получилось, по крайней мере внешне, весьма передовым и действительно мелкосерийным. А «КД» в названии происходило от имени директора завода, где делали кузовы, – Кузьмы Дурнова.
«Панголина»
Название этого проекта слышали даже иностранные дизайнеры, волею судеб имевшие возможность поработать в России. По крайней мере Стив Маттин, долгое время исполнявший обязанности главы шеф-дизайнера «Лады» (автор облика Vesta и Xray) как-то на неформальном мероприятии рассказывал, что еще в 90-х годах увидел в сети фото необычной машины из Советского Союза и «не мог поверить своим глазам». Позже он навел справки: в 1980 году никому не известный работник Дома пионеров из Ухты Александр Кулыгин создал футуристичное купе «Панголина», которая в некоторых конструктивных решениях затмила даже итальянские суперкары. После выхода сюжета в передаче «Это вы можете» Кулыгину предложили работу в АЗЛК.
«Панголина» была построена все по той же схеме: трубчатая рама, внешние панели из стеклопластика и агрегаты от «Жигулей». Тип кузова можно охарактеризовать как невиданное доселе купе Shooting Brake – так именуют нечто среднее между двухдверкой и универсалом. Даже эти попытки классификации разбивались о главную особенность: средняя часть кузова, включая вырезы в районе, где обычно должны быть двери, поднималась единым элементом. Мотор от ВАЗ-2101 мощностью 62 л. с. был расположен в базе, за двухместным салоном. Алюминиевые диски Кулыгин выточил сам и нашел под них невиданную в СССР низкопрофильную резину. Говорят, «Панголина» разгонялась до 180 км/ч. Но и это далеко не все диковинные решения: вместо зеркал заднего вида Кулыгин использовал перископ, а светотехника была сделала в виде единого выдвижного элемента.
Увы, судьба машину не пощадила: она успела съездить в США, побывать там в ДТП, лишиться крыши и некоторых других оригинальных элементов. До недавнего времени хранилась в Москве, в музее на Рогожском Валу.
Земноводное на колесах
Этот аппарат классифицировать еще труднее: «Тритон», созданный в 1985 году Дмитрием Кудрячковым, умеет передвигаться по суше и по воде. За основу был взят легкий катер, к которому конструктор приспособил съемные стойки подвески. За сухопутные вояжи отвечал мотор от ГАЗ-24, установленный в задней части судна, к нему же был присоединен водомет, разгонявший «Тритон» до 60 км/ч. Машина была официально зарегистрирована в ГАИ и, разумеется, стала одной из частых героинь сюжетов программы «Это вы можете».
«Юна»
Произведение Юрия Ивановича Алгебраистова – потрясающее спорткупе «Юна» – стало своеобразным апофеозом феномена «Самавто». Задумана машина была еще в 1969 году на фоне успеха проекта «ГТЩ» – двухдверки братьев Щербининых. Они же приложили руку и к автомобилю Алгебраистова. Подход к созданию был очень серьезным: конструкцию просчитали в АЗЛК, а изготовили на Иркутском авиационном заводе. Первые собранные машины забрали себе Щербинины, а Юрию Алгебраистову достался только последний экземпляр, который он стал дорабатывать.
Изначально машина базировалась на агрегатах «Волги». Юрий Иванович несколько раз менял узлы на импортные, и к рубежу 2020-х единственное, что роднит «Юну» и газовские машины, – это передний мост. 200-сильный мотор и «автомат» – от BMW, задний мост – Volvo. А кузов и салон практически полностью изготовлены вручную, причем, по свидетельству Михаила Коночука из Autonews.ru, который делал репортаж про «Юну», качество изготовления и продуманность элементов интерьера – не просто на уровне, а на десятилетия превзошли официальный отечественный автопром. «Юна» до сих пор на ходу, но создатель уже объявил о желании передать машину людям, которые смогут и дальше поддерживать ее в рабочем состоянии.
Фантазируйте!
Автомобильный мир России топчется на пороге серьезных, тектонических изменений. В ближайшие годы, при любом раскладе в политической и экономической повестке, приобретение новой машины грозит стать чем-то исключительным. Кредиты стали слишком дорогими, да и сами банки выдавать их не торопятся. В дилерских центрах – запустение: запасы истощаются, новых поступлений нет.
Гонка за существование: как продлить жизнь подержанному автомобилю
Но не всё так плохо: еще со времен СССР по всей стране буквально расцвели десятки тысяч мастерских, где специалисты с профильным образованием и развитым чувством прекрасного готовы воплотить в металл любые мечты заказчика. Это называется кастом. В отличие от времен застоя и даже перестройки с ее изнурительным дефицитом уже налажена система закупки любых запчастей. То есть в теории всё упирается исключительно в деньги.
Первые громкие проекты появились еще в 90-х годах, и одним из теперь уже классиков русского автоэксклюзива стали выпускник МАМИ Сергей Алышев и его компания Cardi, базировавшаяся во дворе альма-матер. Под его руководством были сделаны красивейшие концепт-кары Body, Next, Curara – и все они были, по сути, продолжением философии, заложенной еще самодельщиками 80-х: пространственная рама, пластиковые панели облицовки, агрегаты уже российских серийных машин.
Одной из самых запоминающихся работ Cardi стал рестайлинг «Волги» 3110, показанный на Московском автосалоне 2004 года. Это был тот самый случай, когда чувство стиля и знание технологии позволили сделать из безнадежно устаревшей «баржи» красивый седан с благородными очертаниями, при этом сохранив узнаваемость нижегородской машины. За дизайн проекта отвечал Станислав Саакян. Увы, как это нередко бывает, проект развития не получил, а руководство ГАЗа выбрало в качестве коммерческого развития покупку лицензии на старый Chrysler Sebring, – появившаяся через несколько лет нелепая Volga Siber успеха на рынке не снискала.
Почему нашумевшие автопроекты в России не дожили до реализации
Настоящим олицетворением всего абсурда эпохи первоначального накопления капитала стала «Волга» ГАЗ-21, изготовленная по заказу основателя «Евросети» Евгений Чичваркина. Уже тогда всяческими модификациями 21-й «Волги» удивить было трудно, но аппарат, построенный в ателье «Р.А.Д.», поражает даже в наше время: по сути, это была новая машина, построенная на агрегатах внедорожника Porsche Cayenne, намного крупнее оригинальной «Волги», но сохранившая правильные пропорции. Инженеры заново спроектировали силовую структуру кузова, изготовили единственные в своем роде стекла – список можно продолжать долго. В итоге получился огромный седан, похожий на 21-ю модель. Эпатажный заказчик пожелал колеса в виде рубиновых звезд Кремля и прочий спорный декор, но автомобиль получился исключительный и абсолютно подготовленный к нормальной эксплуатации.
Новейшая история
Известный блогер Wylsacom, в миру Валентин Петухов, заказал у воронежской студии копию нашумевшего Tesla Cybertruck, предоставив им в качестве «донора» пикап Toyota Tundra, и мастера справились с задачей: повторили угловатый кузов из нержавеющей стали, выдвигающуюся крышку над грузовым отсеком и главное – добились потрясающего сходства с прототипом. От задумки до воплощения в металле прошло два года, бюджет проекта – около 3 млн рублей, включая приобретение «донора». Клон уже переправили в Москву, где Валентин намерен установить электрическую силовую установку и довести облик пикапа до 100% сходства с американским прообразом. Особенно иронично, что оригинальный пикап Илона Маска пока так и не стал серийным: по последним данным, его производство в Техасе намечено на 2023 год.
Еще более показательный пример мирового уровня российских кузовных ателье – изделие компании Bilenkin: из BMW 3 серии в кузове E92 мастера сотворили ретрокупе, поражающее качеством проработки деталей не только снаружи, но и в салоне – обычно именно интерьеры остаются неизменными при строительстве кастомных проектов.
В купе Кирилла Биленкина Classic Vintage ретростилистика соблюдена даже в оформлении экрана навигации. То есть двухдверка Bilenkin – это не только имиджевая составляющая, но и абсолютно рабочий, полноценный автомобиль, отвечающий строгим нормам безопасности, которому разрешено выезжать на дороги общего пользования. А основа от немецкого концерна недвусмысленно намекает, что на ходу это купе водителя как минимум не разочарует. Есть и вполне официальная цена – 20 млн рублей.
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».