Карета для президента
Президенту России Владимиру Путину понравился прототип VIP-лимузина «Кортеж» отечественного производства, сообщали СМИ на прошлой неделе. Понятно, что к автомобилям глав государств предъявляются особые требования прежде всего с точки зрения безопасности, а также престижа и комфорта. Как правило, первые лица передвигаются исключительно на машинах производства своей страны. Возможно, в следующем году Россия перестанет быть исключением из этого правила.
Дональд Трамп, США
Служебный автомобиль предыдущего президента США можно назвать едва ли не самым безопасным в мире. Не зря семиместный лимузин Cadillac One получил прозвище «Зверь». К инаугурации Дональда Трампа концерн General Motors разработал новый девятитонный автомобиль, внешне очень похожий на машину Барака Обамы. Этот лимузин получил кличку «Зверь‑2». Его разработку американский автопроизводитель начал еще два года назад, а новый президент как раз оказался большим ценителем Cadillac.
Президентская машина не просто бронебойная, она оснащена устройством для дымовой завесы, системой ночного видения, кислородным баллоном на случай химической атаки и даже оборудованием для переливания крови. Короче, всем, чтобы в считанные секунды превратить автомобиль в мини-бункер, который, кстати, способен выдержать взрыв противотанковой мины. Салон полностью герметичен, единственное стекло, которое опускается, находится со стороны водителя. И только на несколько сантиметров – чтобы была возможность разговаривать. Кроме того, автомобиль оснащен автоматическими винтовками и пушкой, так что он может не только защищаться. Однако есть и недостатки – «Зверь» не способен развить скорость более 100 км/ч.
Владимир Путин, Россия
Сейчас президент России творениям отечественного автопрома предпочитает бронированный Mercedes-Benz S600 Pullman Guard. Этой модели он доверяет как минимум с 2004 года. Длина 3-тонного лимузина – 6,2 м, мощность двигателя – 400 лошадиных сил. Он защищает Владимира Путина от стрелкового оружия, гранат и газовой атаки, а также оснащен системами тушения огня.
С 2013 года в рамках проекта «Кортеж» разрабатывается новый российский автомобиль для президента. Созданием единой платформы для новых машин представительского класса занимается московский научно-исследовательский институт НАМИ. Изначально стоимость проекта оценивалась в 15 млрд рублей, и предполагалось, что автомобиль будет готов к 2017 году. Однако этого не произошло, и появились слухи о заморозке проекта. На прошлой неделе глава Минпромторга Денис Мантуров эти слухи опроверг. По его словам, «Кортеж» будет готов в следующем году, как раз к церемонии инаугурации президента. Затем будут разработаны модели и для коммерческих продаж.
Советские вожди никогда не жаловали отечественные автомобили. Первый представительский лимузин «Ленинград‑1», разработанный заводом «Красный путиловец», внешне был копией американского Buick‑32–90, но часто ломался. Иосифу Сталину машина не понравилась, и ее доработкой занимался московский завод ЗИС. Так появился представительский ЗИС‑101. И хотя Сталин с тех пор часто появлялся в этом автомобиле, ему больше нравился бронированный лимузин Packard Twelve, подаренный президентом США Франклином Рузвельтом.
Последним отечественным автомобилем представительского класса стал лимузин ЗИЛ-41047. Им успел попользоваться не только генсек Михаил Горбачев, но и первый президент России Борис Ельцин.
Эммануэль Макрон, Франция
Традиция приезжать на церемонию инаугурации исключительно на французских автомобилях существует во Франции с 1954 года. Как правило, это модели марки Citroen. Нарушил эту традицию Николя Саркози, прибывший на инаугурацию на Peugeot 607 Paladine, в дальнейшем он часто пользовался еще и Renault Safrane Biturbo. Франсуа Олланд в 2012 году вернулся к Citroen, приехав на инаугурацию в обычном DS5 чуть ли не в базовой комплектации. Этот автомобиль остался в его распоряжении и после того, как он покинул свой пост.
Новый президент Эммануэль Макрон также нарушил все требования службы безопасности. Во время инаугурации он проехался в разных автомобилях, но везде был «на виду», чтобы приветствовать избравший его народ. Однако «номером один» президента считается новый внедорожник Citroen DS7 Crossback. Машину специально оснастили раздвижной крышей.
Ангела Меркель, Германия
Канцлер Германии Ангела Меркель предпочитает бронированный седан Audi A8L. Автомобиль во многом не уступает американскому «Зверю»: стекла толщиной 5 см, непробиваемые колеса. Такая машина способна выдержать и пулеметный обстрел, и взрыв гранаты под днищем. Благодаря 6‑литровому двигателю мощностью 450 лошадиных сил автомобиль способен уйти от любой погони. Внутреннее оснащение гораздо скромнее: мобильный офис и мини-бар с холодильником.
Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер вступил в эту должность только в этом году. Известно, что он, как и канцлер, также очень любит Audi A8L. Впрочем, иногда его можно увидеть в бронированном Mercedes-Benz W221.
Королева Елизавета II, Великобритания
В распоряжении королевы Елизаветы II – множество шикарных автомобилей. Обычно она путешествует в одном из двух бронированных лимузинов Bentley Arnage. Несмотря на то, что с 1998 года Bentley Motors принадлежит немецкому концерну Volkswagen, королевские лимузины были изготовлены в Великобритании и подарены Елизавете в 2002 году в честь 50‑летия со дня ее восхождения на трон. Они длиннее, выше и шире стандартного Bentley Arnage, кузов и стекла бронированы, а кабина герметична на случай газовой атаки, задние стекла по желанию можно сделать непрозрачными.
Серджо Маттарелла, Италия
Итальянские главы государств несколько десятилетий отдают предпочтение марке Lancia. Президент Серджо Маттарелла верен этой традиции и пользуется пятиметровым седаном Lancia Thema. Хотя он и считается итальянским, фактически это перелицованный американский Chrysler 300C. На инаугурацию президенты, как правило, приезжают на Lancia Flaminia.
Император Акихито, Япония
В Стране восходящего солнца также предпочитают автомобили собственного производства. Император Акихито передвигается исключительно на эксклюзивной модели Toyota Century Royal ручной сборки с двигателем мощностью 350 лошадиных сил. А вот премьер-министр Синдзо Абэ пользуется машинами попроще. В его распоряжении более демократичный седан Toyota Century и гибридный Lexus LS 600h L.
Папа Римский Франциск, Ватикан
В распоряжении понтифика имеется несколько папамобилей. Он появляется то на Renault 4, то на Ford Focus, то на Fiat 500L. Пуленепробиваемый автомобиль для Папы стал стандартом после покушения в 1981 году на Иоанна Павла II. Но Франциск избегает «консервных банок», предпочитая машины с открытым верхом. В целом Папа при своем выборе руководствуется простотой. «Мне больно, когда я вижу священника или монахиню на роскошном авто последней модели. Вы не должны делать этого», – заявлял он в 2013 году. Последнее его приобретение – электрокар Opel Ampera-e, который ему подарила автомобильная компания. Предполагается, что это поможет Ватикану стать первой страной, отказавшейся от машин с двигателями внутреннего сгорания.
Си Цзиньпин, Китай
Лидер КНР также не отстает от коллег из ведущих автомобильных держав, разъезжая на бронированном лимузине FAW Hong Qi HQE (в переводе с китайского Hong Qi означает «Красное знамя»). Поговаривают, что на дизайн автомобиля повлияли советские ЗИЛы 50-х годов, однако производитель утверждает, что вдохновением послужила история Китая, так, например, решетка радиатора напоминает старинный веер. Технические характеристики машины – государственная тайна. Ходят слухи, что в ее основе удлиненная рама от Toyota Land Cruiser. Известно лишь, что масса лимузина составляет 4,5 тонны, длина – 6,4 м, а мощность двигателя – не менее 400 лошадиных сил.
Мун Джэин, Южная Корея
Южнокорейский лидер предпочитает Hyundai Equus Stretch Edition, как и предыдущий президент Пак Кын Хе. Именно из этого автомобиля он приветствовал свой народ после избрания. Впрочем, южнокорейские лидеры не так привержены автопрому своей страны, как европейские коллеги. Первым президентом, который использовал корейскую модель в качестве государственной машины, был Но Му Хен. В распоряжении нынешнего лидера страны есть также Mercedes-Benz S600 Maybach Guard.
Ким Чен Ын, КНДР
В стране, окутанной тайной, даже сложно сказать, на чем передвигается вождь. Тем более что официальных визитов у лидера КНДР не так уж и много. Однако известно, что диктатор иномарками не брезгует. Так, два года назад в СМИ просочилась информация, что в Северную Корею тайком был доставлен бронированный Mercedes, сделанный по спецзаказу в Германии. К чему такая секретность? Дело в том, что санкции Совета Безопасности ООН запрещают поставки в КНДР предметов роскоши. Поэтому машина была доставлена через Китай. Она оснащена всеми необходимыми системами защиты. Известно, что помимо этого автомобиля в парке Ким Чен Ына есть еще два бронированных лимузина Mercedes S600 (на фото), которые засветились на торжественном параде в июле 2014 года. Впрочем, ему в наследство достался довольно внушительный парк Ким Чен Ира, в котором, по некоторым данным, была тысяча иномарок классов «премиум» и «люкс».
Милош Земан, Чехия
Чешскому президенту скромности не занимать – он использует обычный седан Skoda Superb, доступный любому покупателю. Президентский автомобиль отличается лишь одной деталью – флагом-штандартом на крыле. Мощность бензинового мотора объемом 3,6 литра составляет 260 лошадиных сил.
Лидеры стран СНГ
Большинство руководителей стран СНГ, как правило, ездят или на лимузине Mercedes-Benz S600 Pullman Guard, как у Путина, или на роскошном Maybach 62. К последней модели особенную привязанность испытывает белорусский президент Александр Лукашенко. Maybach 62 (на фото) с двигателем 5,5 литра мощностью 550 лошадиных сил поистине стал любимцем президента. Забавно, что в прошлом году Лукашенко запретил ездить на иномарках всем чиновникам, за исключением высшего руководства. Аналогичные автомобили есть у президентов Азербайджана Ильхама Алиева и Казахстана Нурсултана Назарбаева. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в прошлом году признался, что в выходные предпочитает погонять на Chevrolet Malibu – автомобиль хоть и не узбекский, но был изготовлен на территории его страны. Нынешний президент Украины Петр Порошенко передвигается на «скромном» на фоне прочих черном седане Mercedes S600, как и его предшественник Виктор Янукович. Не лимузин, зато, безусловно, бронированный. На автомобилях Mercedes традиционно ездят и все президенты Молдавии. В 2012 году руководитель Службы государственной охраны Игорь Бодорин говорил об обновлении автопарка для первых лиц, поскольку старые машины совсем износились. Так, однажды из-за неисправности автомобиля бывшему и. о. президента Михаю Гимпу пришлось идти пешком.
Зато президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов также выделяется своей любовью к дорогим машинам и автомобильному спорту. Самым запоминающимся было его внезапное появление на Bugatti Veyron на гоночном треке в Ашхабаде в 2012 году во время соревнований, которые он в итоге выиграл.
Любители экзотики
Арабские шейхи, как известно, любят хорошие автомобили. Хотя во время официальных визитов стараются не выделяться. Так, новый король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд в этом году посетил Индонезию, прихватив с собой два Mercedes-Benz S600. Султан Брунея Хассанал Болкиах средств на свой автопарк не жалеет. По некоторым данным, у него около 5 тысяч роскошных автомобилей. Например, свадебный лимузин Rolls-Royce Silver Spur Gold Limousine, покрытый золотом в 24 карата, султан купил для дочери за $14 млн. Официальным парадным автомобилем главы Бразилии является Rolls-Royce Silver Wraith 1952 года с откидывающимся верхом (на фото). У президента Мексики Энрике Пенья Ньето официального автомобиля нет. Однако известно, что в его гараже хранятся несколько десятков Chevrolet Suburban, которые используются как для личных целей, так и для кортежей. Каждый автомобиль имеет бронекапсулу и роскошные места заднего ряда.
Нидерланды, Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания
Король Швеции Карл XVI Густав является известным коллекционером автомобилей. Его любимая марка – Porsche 911. Официальный автомобиль короля Норвегии Харальда V – Lexus LS 600h (на фото), хотя и не единственный. Президент Финляндии Саули Ниинисте для официальных визитов использует Mercedes-Benz S600 L Guard.
Королевская семья Нидерландов обычно использует лимузин на базе Volvo S80. Однако в прошлом году король Виллем-Александр пересел на электрокар Tesla Model X. А вот голландский премьер-министр Марк Рютте предпочитает ездить на работу на велосипеде, чем часто ставит в неловкое положение иностранные делегации.
Вообще, политики редко обходятся без автомобиля. Так, изредка в метро замечали бывшего премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона и экс-президента Швейцарии Дидье Буркхальтера. А вот королеву Дании Маргрете II часто можно увидеть прогуливающейся пешком в Копенгагене. Хотя у нее тоже есть роскошный Rolls-Royce Silver Wraith 1958 года.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".