Наверх
20 апреля 2021

Конфискация как наказание: пьяных водителей оставят без колес

©Сергей Бобылев/ТАСС

Неоднократно попадавшиеся нетрезвыми за рулем водители, а также совершившие ДТП в нетрезвом состоянии должны лишаться не только прав, но и автомобилей. Такой законопроект поступил на рассмотрение в Госдуму. Его инициаторы – депутаты из Госсобрания Башкирии – уверены в пользе своего предложения. Эксперты считают идею опасной – без машины могут остаться те, кто ничего не нарушал.

Отобрать в пользу государства

В 2019 году на дорогах в стране погибли почти 17 тысяч человек, из которых 4400 – по вине нетрезвых водителей. За январь–май 2020 года, согласно данным ГИБДД, каждая десятая авария в России произошла с участием водителей в состоянии опьянения. С января по ноябрь 2020 года к административной ответственности за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии были привлечены более 270 тысяч человек, еще 151 тысяча была наказана за отказ от прохождения медицинского освидетельствования.

Однако статистика не полностью отражает реальность, так как правоохранительные органы выявляют не всех нарушителей. По мнению главного внештатного психиатра-нарколога Минздрава РФ Евгения Брюна, количество нетрезвых автолюбителей может быть в два раза больше, чем по официальной статистике.

Свой законодательный рецепт по борьбе с пьянством на дорогах в марте предложило Госсобрание Башкирии. Оно внесло в Госдуму законопроект, позволяющий конфисковать в пользу государства автомобиль или иное механическое транспортное средство у водителя. Применять такое наказание предлагается в двух случаях. Первый: если человек в пьяном состоянии спровоцировал аварию, в результате которой пострадали или погибли люди (статья 264 Уголовного кодекса РФ). Второй: если он неоднократно в течение года был пойман нетрезвым за рулем (статья 264.1 УК РФ). Отбирать машину у наказанных административно депутаты не предлагают.

Действующие наказания за вождение в нетрезвом виде сейчас «достаточно жесткие», признают разработчики проекта. Впервые попавшимся за рулем в нетрезвом виде грозит лишение прав до двух лет и административный штраф 30 тысяч рублей. За аналогичное нарушение, совершенное повторно в течение года, полагается уже уголовный штраф 200–300 тысяч рублей либо лишение свободы до двух лет. От 8 до 15 лет заключения предусматривает действующий УК РФ для пьяных виновников аварии, в которой погибли несколько человек.

Но, по мнению Госсобрания Башкирии, для решения проблемы пьянства за рулем нужен «комплексный подход», включающий в том числе и конфискацию автомобилей. Угроза такой санкции будет способствовать предупреждению совершения новых правонарушений. «Нет автомобиля – нет и нетрезвого водителя», – пишут авторы в пояснительной записке.

Авторы законопроекта ссылаются на успешный зарубежный опыт по конфискации автомобилей у пьяных нарушителей. К примеру, такие меры действуют во Франции, в Литве, Швейцарии, в некоторых штатах США и с 2013 года в Белоруссии. К примеру, в Белоруссии в преддверии введения конфискации в стране на 42% снизилось число «пьяных» ДТП, а число погибших в таких авариях – на 60%, говорится в пояснительной записке.

Автомобиль как оружие

Идея конфискации порождает массу вопросов. Большинство связаны с идеей конфискации автомобиля, который не является собственностью нарушителя, говорит управляющий партнер юркомпании «Позиция права» Егор Редин.

Проект разрешает отбирать автомобиль, даже если нарушитель не является его владельцем. Достаточно того, что собственник передал ему авто на законных основаниях. Единственное исключение – машину оставят владельцу, если будет доказано, что нарушитель ее угнал.

Конфискация со взломом: почему эксперты критикуют проект нового КоАП

На практике это означает, что лишаться своих машин будут как граждане, так и компании. Реализация предложенных мер затронет, к примеру, таксопарки, каршеринги, которые предоставляют в аренду свои автомобили, а также организации, у которых в штате есть нанятые сотрудники. «В соответствии с нынешней редакцией законопроекта автомобиль должны будут конфисковать у компании-собственника, а она уже будет в дальнейшем взыскивать денежную компенсацию за автомобиль и понесенные убытки с нетрезвого нарушителя ПДД», – объясняет Егор Редин.

По мнению Госсобрания Башкирии, собственник транспортного средства, вписывая в страховое свидетельство другого водителя, должен понимать правовые последствия такой передачи. Авторы законопроекта сравнивают автомобиль с огнестрельным оружием, за небрежное хранение последнего для владельца сейчас предусмотрено наказание.

«Лицо несет ответственность в том случае, когда такое хранение создает условия для его использования другим лицом и если при этом наступает смерть человека или иные тяжкие последствия. Например, охотничье ружье хранилось в нарушение установленных правил (вне специального места), и им воспользовались дети, причинив при этом тяжкий вред здоровью», – проводят аналогию авторы документа с наказанием за пьянство за рулем.

В жизни распространены случаи, когда автомобиль принадлежит сразу нескольким лицам.  В частности, в семьях он является совместной собственностью мужа и жены, и тут не важно, на кого оформлены документы, если, конечно, в брачном договоре супруги не обговорили иное. В такой ситуации государство сможет конфисковать либо весь автомобиль, либо только долю нарушителя в нем, следует из пояснительной записки к проекту.

В первом случае виновный водитель будет обязан компенсировать другому совладельцу стоимость его доли автомобиля. Во втором – совладелец, ничего не нарушавший, получит право преимущественного выкупа у государства конфискованной доли.

Без вины виноватые

Однако правительству, Верховному суду РФ и экспертам предложенные варианты не нравятся. Применение мер уголовно-правового характера к непричастному к преступлению лицу противоречит задачам уголовного закона и не может быть поддержано, пишет в отзыве на проект Верховный суд. В правительстве видят в инициативе противоречие с конституционными принципами о защите частной собственности.

«Получается, что владелец автотранспортного средства пострадает от правонарушения, в котором он сам не участвовал, – рассуждает Егор Редин. – Взыскание денежных средств за автомобиль, скорее всего, будет долгим, и никто не гарантирует собственнику выплату возмещения в полном объеме».

Не согласен он и с доводом о том, что собственник, доверяя автомобиль другому лицу, принимает на себя риски негативных последствий за совершение им правонарушений. Такой подход противоречит фундаментальным принципам привлечения к ответственности. «В такой ситуации получится, что правонарушение или преступление совершает один субъект, а под санкции попадет иное лицо, не причастное к правонарушению ничем, кроме наличия у него права собственности на автомобиль», – говорит Егор Редин.

Реализация предложений вряд ли принесет заметные результаты, считает ряд экспертов. «Конфискация транспортных средств у любителей незаконной езды не сможет препятствовать совершению преступлений, так как ничто не мешает им незаконно управлять другими автомобилями», – считает адвокат, эксперт юридической группы «Гречкин и партнеры» Дмитрий Повный. По его мнению, законодателю необходимо обратить внимание на просветительские программы, направленные на превентивное недопущение совершения преступлений и формирование правильного поведения водителей.

Не первая попытка конфискации

Разговоры о необходимости отбирать у пьяных водителей автомобили ведутся в России уже около 10 лет. Периодически соответствующие законопроекты даже поступали на рассмотрение Госдумы, но она их отклоняла по разным причинам. В случае с предложением Законодательного собрания Оренбургской области Госдума объяснила свое решение отсутствием статистических данных, подтверждающих недостаточность уже существующих санкций. Отклонила Госдума и законопроект Архангельского областного собрания депутатов. Тогда она сослалась на позицию Верховного суда РФ о том, что транспортное средство не считается орудием совершения преступления, которое УК РФ позволяет конфисковать.

МВД предлагает отбирать машины у дважды попавшихся пьяными за рулем

Сторонником появления в России механизма конфискации автомобилей у пьяных водителей является МВД. В 2019 году министерство направляло свои предложения в правительство, а то переадресовало их в Минюст, который готовит проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

В одной из промежуточных редакций проекта кодекса идеи МВД были частично учтены. В феврале 2020 года Минюст предлагал отбирать автомобили как у нарушителей, так и у «невиновных» собственников автомобилей. Но у последних риск лишиться машины был только в том случае, если они пустили за руль человека, заведомо зная, что ранее он был административно или уголовно наказан за езду в нетрезвом состоянии. Это было допустимо в одном случае – если собственника официально известили о наличии наказания у водителя, например, вручив копию приговора суда.

Глава МВД Владимир Колокольцев в ноябре 2020 года заявил, что конфискация автомобиля – «вынужденная мера, без которой не обойтись». По его словам, МВД надеется, что его позиция будет учтена в новом КоАП.

В связи с этим Госсобрание Башкирии надеется на поддержку Госдумы, которая ранее отвергала подобные идеи. Законодательство динамично и должно отвечать реалиям сегодняшнего дня, написано в сопроводительных материалах к проекту, в обществе давно назрела необходимость введения конфискации транспортных средств, которыми управляют нетрезвые водители.

Однако отрицательные отзывы правительства и Верховного суда и проработка темы в рамках нового КоАП минимизируют шансы законопроекта башкирских депутатов на одобрение в парламенте.

Читать полностью (время чтения 5 минут )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
20.04.2021
19.04.2021