«Мы сильно вложились в Россию»
Обозреватель «Профиля» принял участие в старте производства в России Murano третьего поколения, приуроченного к 10-летию основания российского завода Nissan. И узнал у руководителей компании о ее планах в России.
«Надевайте спецодежду, каскетки и защитные очки. Передвигаться можно только по желтым и зеленым дорожкам, – наставляли журналистов сотрудники завода Nissan в Санкт-Петербурге перед экскурсией по предприятию. – Будьте внимательны – у нас здесь ездят самоходные доставщики комплектующих». Экипированные согласно технике безопасности, представители прессы побывали в цехах, посмотрели, как работают роботы, а как – люди, узнали о новой системе сортировки комплектующих и увидели в действии линию по сборке автомобилей. Неумолчный грохот, россыпи искр вокруг сварщиков, размеренные движения конвейера (по два человека на операцию), закрытые для посторонних опасные участки (например, цеха окраски и штамповки), проезжающие на тестирование готовые автомобили – сейчас завод работает только в одну смену, хотя раньше их было три. По словам генерального директора предприятия Дмитрия Михайлова, «уровень автоматизации составляет процентов 30». Кстати, «самоходки», движущиеся по магнитным линиям, способны распознать препятствие и вовремя остановиться – мы проверили.
Мероприятие, ради которого Nissan пригласил прессу в Санкт-Петербург, было посвящено старту производства в России Murano третьего поколения. А оно, в свою очередь, приурочено к 10‑летию основания российского завода компании.
Поздравить сотрудников предприятия приехал вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан, зачитавший послание от губернатора Георгия Полтавченко. Что неудивительно – завод Nissan имеет статус Стратегического инвестиционного проекта региона. А заместитель министра Минпромторга Александр Морозов с гордостью сообщил, что новый Murano будет первым автомобилем марки, в базовую комплектацию которого входит система «ЭРА-ГЛОНАСС». Это тоже неудивительно, так как замминистра входит в совет директоров АО «ГЛОНАСС». Чувства руководства Nissan по поводу визита высоких гостей выразил старший вице-президент по производству, управлению поставками и закупками компании в Европе Колин Лоутер: «Мы стремимся стать сильным и надежным партнером для российской экономики».
После кратких речей генерального директора завода Дмитрия Михайлова, Колина Лоутера и вице-президента «Nissan Восток» Филиппа Сайяра присутствующим показали видеоролик о достижениях завода. А затем продемонстрировали всю нынешнюю производственную линейку петербургского автопредприятия – X‑Trail, Pathfinder, Qashqai и, наконец, Nissan Murano.
Чиновники, позируя фотографам, поспешили первыми оценить не только экстерьер, но и интерьер новинки и, усевшись в салон машины, с улыбками понажимали кнопочки, подержались за руль и погладили кожу сидений.
Для журналистов вид третьего поколения Murano не стал сюрпризом. «Мы хотим быть лидерами в сегменте кроссоверов в России, – заявил вице-президент «Nissan Восток» Филипп Сайяр. – У нас есть для этого все возможности. Тем более что само слово «кроссовер» было придумано именно нашей компанией, когда мы запускали первую версию Murano».
Дмитрий Михайлов на пресс-конференции сообщил, что «c началом производства Murano в Санкт-Петербурге Nissan производит в России 95% автомобилей, продаваемых на российском рынке». Однако на вопрос о том, какова точная цифра локализации марки, он не ответил, приведя только общие данные по альянсу Renault-Nissan – 63,8% и сообщив, что сейчас у Nissan в России локализованы металлические части кузова, бамперы, стекла, сиденья, выхлопные системы, тормозные и топливные трубки. Вообще, в том, что касается цифр, руководители компании готовы были говорить о славном прошлом – всего за 10 лет существования завода было произведено более 230 тыс. автомобилей, использовано 400 млн деталей и 2000 тонн краски, – но предпочли не конкретизировать свое видение будущего. Генеральный директор предприятия сообщил на пресс-конференции, что «производственная мощность завода – 100 тыс. автомобилей в год. Сейчас мы производим меньше и ждем, когда ситуация на рынке изменится».
«Ситуация меняется так стремительно, – сказал глава «Nissan Восток», – что нам приходится корректировать планы каждый месяц». В интервью «Профилю» он так объяснил, почему компания не готова сейчас назвать цену на новый Murano: «Мы распланировали запуск этой машины на российском рынке. В июне – презентация производства, в середине июля – тест-драйв для прессы, в течение августа мы определимся с ценой, и 1 сентября – старт продаж в России».
«Мы видим огромный потенциал в российском рынке, а также считаем, что в России надо предлагать самые высокие технологические решения, – сказал «Профилю» Колин Лоутер. – Мы стараемся изучать потребности российских покупателей и с удивлением и удовлетворением отмечаем, как хорошо здешние водители владеют информацией о всяких технических новинках и насколько высокие требования они предъявляют к автомобилям».
Дизайн нового Nissan Murano изменился и внутри, и снаружи. Его прообразом стал концепт-кар Resonance, а вдохновением для его создателей – идея космических путешествий. Интерьер подчеркивает премиальный характер флагмана марки. Новый Murano будет предлагаться покупателям с 3,5‑литровым бензиновым двигателем (249 л. с./325 Нм) или с гибридным силовым агрегатом – 2,5‑литровый бензиновый мотор с компрессором и электромотор мощностью 15 кВт (254 л. с./368 Нм). Новая машина оснащена трансмиссией X‑Tronic. Динамика разгона и плавность хода значительно улучшены благодаря переработке 60% деталей трансмиссии и расширенному диапазону передаточных отношений.
Колин Лоутер также сообщил «Профилю» еще несколько технических подробностей о новом автомобиле: «Murano создан на D‑платформе – такой же, как Pathfinder. Эта модель почти одновременно запускается в России и в США. Для того чтобы подготовить ее для выпуска на российский рынок, мы внесли определенные изменения, связанные с местными условиями. Например, был повышен дорожный просвет, усилена подвеска, чтобы ездить по ухабистым дорогам, был почти в два раза увеличен объем бачка для омывающей жидкости для ветрового стекла, так как зимой российским водителям приходится часто пользоваться омывателем».
«В России трудно работать, так как страна очень большая и очень разная, поэтому предпочтения покупателей в разных регионах сильно отличаются», – сказал «Профилю» Филипп Сайяр. И хотя в прошлом году Nissan продал в России 91 100 автомобилей (доля рынка – 5,7%), о прибыли, видимо, пока говорить не приходится. «Назовите хоть один бренд, работающий в России, который приносит прибыль в нынешней ситуации», – парировал Филипп Сайяр вопрос корреспондента «Профиля». «Мы так сильно вложились в Россию, что останемся здесь на долгие годы – для нас это долговременная инвестиция», – добавил он. Действительно, инвестиции компании в первую очередь завода в Санкт-Петербурге составили $200 млн, во вторую очередь – €167 млн.
«Ваша стратегия в бизнесе зависит от того, как у вас устроены мозги, – считает вице-президент «Nissan Восток». – Каждая марка в отдельности – Renault, Nissan и Lada – не была очень крупной. А благодаря нашему альянсу сейчас Renault-Nissan – третий в мире. И будет еще крупнее, так как только что мы купили Mitsubishi. Покупая что-то, вы должны брать часть риска на себя, и благодаря этому у вас есть возможность расти. Именно так думает руководство Nissan. А если вы не готовы рисковать, то вы всегда будете на одном и том же уровне. Что нас не убивает, то делает сильнее».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".