22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Почему в России так неспешно развивается транспорт, работающий на газе
Автомобили

Почему в России так неспешно развивается транспорт, работающий на газе

По мнению многих экспертов, в обозримом будущем замены традиционным двигателям внутреннего сгорания (ДВС) в конвейерном автомобилестроении не прогнозируется. Основным способом экономии топлива и снижения вредных выбросов в атмосферу автомобилями с ДВС на сегодня несомненно является массовая замена или перевод таких автомобилей с заправки бензином на природный газ. Этому должна способствовать развитая сеть государственных и частных газовых заправок (АГНКС), а также появление большого числа топливозаправочных пунктов на предприятиях, имеющих собственный автотранспорт.

В России есть всё для развития транспорта на газомоторном топливе – и мощная инфраструктура по добыче и сжиживанию газа, и собственный автопром, готовый выпускать соответствующие автомобили

Александр Марголин / Коммерсантъ / Vostock Photo

Эксперты Международного газового союза отмечают стремительный рост спроса на газомоторное топливо. В среднем ежегодное потребление его увеличивается на 20% с 2010 года. Растет парк автомобилей с газобаллонным оборудованием. Также специалисты Международного газового союза предполагают, что к 2020 году количество таких транспортных средств достигнет отметки 50 млн единиц, а через 10 лет эта цифра удвоится.

Россия – хранитель 40% запасов природного газа, что делает топливо доступным и дешевым. Способствует этому и развитая производственная инфраструктура. Природный газ (метан) – ключевая альтернатива нефтяным видам топлива, его цена в среднем по России составляет 16 руб. за 1 куб. м. Стоимость километра пути на метане для легкового автотранспорта составляет 1,6 руб. По расходу 1 куб. м метана эквивалентен 1 литру бензина. Тем не менее, несмотря на дешевизну газомоторного топлива по сравнению с бензином, российские автовладельцы до сих пор не спешат на него переходить. На «газе» ездит лишь 2% всего транспорта в России.

Напомним, еще в апреле этого года Владимир Путин на совещании в правительстве заявил, что применение газомоторного топлива является приоритетным для России, притом больше внимания нужно уделять вопросам экологии. Безусловно, нефтяное моторное топливо преобладает в отечественном потреблении, но существует альтернатива – «экологичные» электричество и газ. Первое, например, уже стало мировым трендом, к которому активно приобщается Россия. С другой стороны, имеет ли право страна с колоссальнейшими запасами газа забывать о выгодном способе его использования?

Автопробегом по вредным выхлопам

В конце сентября от компрессорной станции «Русская» в Краснодарском крае стартовал международный автопробег газомоторной техники «Голубой коридор – газ в моторы 2019». Участники российского этапа в режиме телемоста приняли эстафету у экипажей европейского этапа, которые с 29 августа по 20 сентября преодолели 5 320 км от Стамбула (Турция) до Любмина (Германия).

В тот же день автопробег продолжился на компрессорной станции «Русская». Протяженность российского участка автопробега – 2 760 км, он прошел по территориям Краснодарского края, Ростовской, Воронежской, Белгородской, Московской, Новгородской и Ленинградской областей. На маршрут вышло более 20 легковых, грузовых и пассажирских газомоторных транспортных средств. Заправку техники природным газом обеспечили в том числе 13 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций «Газпрома». Автопробег продемонстрировал высокую экологичность и эффективность использования природного газа в качестве моторного топлива и надежность техники, работающей на метане. Финиш автопробега состоялся 3 октября в Санкт-Петербурге на площадке КВЦ «Экспофорум» в ходе Петербургского международного газового форума.

Автопробег «Голубой коридор» впервые был организован в 2008 году Группой «Газпром». С 2010 года соорганизатором проекта стала компания Uniper SE. Позднее к проекту присоединились и другие участники европейского и российского газового и автомобильного рынков. За время существования проекта в нем приняли участие в общей сложности более 200 газовых автомобилей заводского производства на компримированном и сжиженном природном газе. Они проехали более 60 тыс. км по 130 городам 26 стран Европы и Азии от Атлантического до Тихого океана.

Во время нынешнего автопробега в Москве, Белгороде и Ростове-на-Дону прошли тематические конференции. Участники автопробега, представители компаний-автопроизводителей, органов государственной власти, эксперты и потенциальные потребители обсудили перспективы развития газомоторного рынка в России.

©Максим Богодвид / РИА Новости

Где заправиться?

По данным Росстата, в 2017 году в стране было 323 заправки на компримированном газе (АГНКС), 22 заправки с криогазом и ни одной на СПГ. «Дочке» «Газпрома» «Газпром газомоторное топливо» принадлежит 281 из них, в 2017 году на них реализовано 526 млн куб. м газа, сообщил в СМИ представитель компании. В компании отметили, что 1 куб. м метана на ее АГНКС стоит 15 руб. Средняя стоимость бензина в Москве, по данным Московской топливной ассоциации на середину ноября, составила около 46 руб. за литр.

По словам главы совета директоров «Газпрома» Виктора Зубкова, «Газпром» к 2020 году планирует иметь в России 500 газозаправочных станций. Еще в 2013 году Зубков обнародовал планы «Газпрома» вложить 241 млрд руб. в строительство 2,5 тыс. газовых заправок до 2030 года. В июне 2018 года он говорил, что газомоторное топливо в перспективе должно стоить не более 50% от цены дизельного.

По данным «Роснефти», компания развивает сеть из десяти газовых заправок. На Восточном экономическом форуме в сентябре компания подписала с китайской Beijing Gas соглашение о создании СП для строительства в России АГНКС и заправок на СПГ. В рамках проекта компания собирается построить 170 газовых заправок к 2028 году, сообщили в пресс-службе «Роснефти».

Приучить к газу

О перспективах использования газомоторного топлива для автомобильного транспорта рассказала директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи, начав с двух преимуществ автомобилей на ГМТ – экологичность и экономичность. Последние семь лет основными конкурентами авто «на газе» в мире являются электромобили и электрические гибриды. В России такая конкуренция пока несущественна: электромобили и гибридные ТС представлены всего 47 моделями, тогда как газовые и битопливные авто насчитывают порядка 1,2 тыс. видов.

По оценке эксперта, весь парк электрических и гибридных транспортных средств в РФ составляет примерно 29,9 тыс. единиц, газовых и битопливных – около 245 тыс. На самом деле парк газовой техники еще больше, но переоборудование автомобилей на газ долгое время не фиксировалось, активный учет ведется лишь с 2017 года.

Долю продаж электроавтомобилей, по словам Арабаджи, можно исчислять в тысячных долях процента, к тому же они практически не производятся в нашей стране. В свою очередь, газомоторная техника производится сразу под несколькими марками: Bravis, KAMAZ, UAZ, PAZ, Volgabus, LOTOS, KAVZ, LIAZ, NEFAZ, URAL и Lada.

Сравнивая газ с бензином и дизелем, эксперт начала с цен: ГМТ подорожало с 2014 года всего на 11%, в то время как дизель, бензин и электроэнергия – на 20% и более. Однако низкая стоимость газомоторного топлива не гарантирует отсутствия серьезных затрат, касающихся переоборудования парка: закупка техники, оборудование сервисных станций, заправочная инфраструктура. Перечисленное выше тормозит переход на ГМТ, и, несмотря на субсидии и поддержку государства в продвижении отрасли, объемы продаж невелики: легковые газовые и битопливные автомобили занимают 0,2% в структуре продаж новых автомобилей, грузовые – 1–2%, LCV – 8–10%, автобусы – 11–12%. Впоследствии часть переоборудуется на ГМТ, но продажи автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями все же выше.

В будущем мир станет многомерным, доминирование электромобилей не будет повсеместным, ведь есть страны, в которых должен лидировать тот тип топлива, который соответствует имеющимся природным ресурсам и потребностям государства.

Еще в советские времена наше государство пыталось развивать газомоторную тематику. ЗИЛ и КамАЗ производили автомобили и строили заправочные станции, и даже после распада СССР был принят ряд программ, способствующих развитию ГМТ, но дело практически не сдвинулось вперед. Госструктуры можно заставить купить такой транспорт, но частному потребителю нужны льготы.

Татьяна Арабаджи уверена, что потребитель будет «голосовать рублем», и в случае, если стоимость газового автомобиля и сумма его содержания будет ниже стоимости иного транспорта, массовый переход на ГМТ может состояться, но только при условии наличия развитой инфраструктуры и упрощения процедуры перерегистрации переоборудованных автомобилей.

Регистрация автомобилей с газомоторным топливом в ГИБДД – отдельная тема: ежемесячно более 30 тыс. автомобилей переводится на газомоторное топливо и лишь 10% от общего числа регистрируются в ГИБДД. С учетом 2 млн автомобилей, которые были переведены на газовое топливо до 2016 года без обязательных требований регистрации, реальная статистика отличается от данных ГИБДД примерно в 20 раз. Невозможно адекватно оценивать существующую ситуацию и реализовывать какие-либо государственные программы поддержки без внесения корректив.

Под требования ГИБДД необходимо делать предварительную техническую экспертизу каждого автомобиля на возможность установки ГБО, а после переоборудования производить испытания на соответствие безопасности транспортного средства техническому регламенту в аккредитованной испытательной лаборатории. В какую испытательную лабораторию ехать, например, жителю Ханты-Мансийска, если ближайшая находится в Екатеринбурге?

Есть и другие проблемы, которые тормозят развитие газомоторной техники: здесь и отсутствие должного информационного поля, и стереотип о небезопасности использования ГБО… Попытки регулятора исправить ситуацию отражены только на бумаге, а субсидирование на закупку работающей на ГМТ техники урезано. Россия имеет реальную возможность выйти из многолетнего замкнутого круга путем консолидации усилий участников отрасли. Мы много лет говорим, что газ должен стать для России «геополитическим» топливом: Европа ездит на дизеле, Америка предпочитает бензин, путь России – газомоторное топливо. Но идем мы по этому пути слишком медленно.

Впрочем, есть и хорошие новости. Российское газовое общество направило в правительство законопроект, предполагающий право бесплатного проезда по платным трассам для монотопливных газомоторных автомобилей. Кроме того, от платы за пользование федеральными дорогами могут быть освобождены газомоторные грузовики. Хоть и скромная, но все же мотивация для продвижения газомоторного топлива.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".