Разделение для труда
После первых трех кварталов 2016 года легкий коммерческий транспорт (LCV) имеет все шансы стать к концу года основным драйвером всего российского авторынка. ГАЗ остается признанным лидером, однако в разных сегментах LCV с ним соперничают Ford, Volkswagen, Mercedes-Benz и Peugeot. Компании продолжают наращивать локализацию в России в надежде на продление в той или иной форме соглашения о «промсборке-3». Кроме того, в 2016 году появилось несколько интересных обновлений, а также новых моделей. Основные тенденции LCV-2016 – в обзоре «Профиля».
Именно с легким коммерческим транспортом еще в начале года экспертное сообщество связывало выправление динамики и возможный выход в «зеленую зону» всего автомобильного рынка. Действительно, начиная с января доля легкого коммерческого транспорта (LCV) неуклонно растет, причем не только за счет заметного сокращения седанов и хэтчбеков: по итогам трех кварталов «грузовички» показывают и лучшую динамику, падая всего на 4,1%, то есть в 3,5 раза медленнее рынка. Между тем в сегменте продолжает усиливаться расслоение: одни модели показывают устойчивый рост, по другим никак не могут распродать склады. Эти последние как раз и портят статистику.
В июле и августе LCV, как и все сегменты рынка, существенно упал. В сентябре, как и ожидалось, «грузовички» много отыграли, однако так и не вышли в «зеленую зону», в отличие от автомобилей повышенной проходимости (SUV). Последним здорово помогли две главные новинки рынка – Hyundai Creta и Renault Kaptur, появившиеся в автосалонах летом. Частники, приехавшие с дач, первым делом рванули к дилерам оформлять заказы. Владельцы небольших бизнесов подобной прыти не показали, хотя иные машины в сентябре разлетались как горячие пирожки. В частности, «каблук» VW Caddy продемонстрировал взрывную динамику 140%, равно как и его прямой конкурент Peugeot Partner (+65,2%). Эта же парочка брендов, только в другом сегменте – средних LCV, тоже показала рост: Peugeot Expert рванул вверх на 92,3%, VW Transporter/Caravelle – на 90%. Вот так сентябрь!
Похоже, именно коммерческая линейка может стать палочкой-выручалочкой для Peugeot: менедж-мент PSA как раз готовится поставить на калужский конвейер обновленные Peugeot Expert/Citroen Jumpy. Французы готовы вложиться в Калугу, но ждут от государства внятных сигналов. По собственной информации «Профиля», руководство PSA в России сейчас ведет активные консультации с чиновниками, отвечающими за разработку условий промышленного соглашения «промсборка‑3», которое будет определять деятельность автомобильных инвесторов после 2018 года. Напомним, что в конце 2018 года истекает льготный период по вступлению России в ВТО, длившийся шесть лет – с 2012 года, когда РФ вступила во Всемирную торговую организацию. В это время все компании, выполнявшие обязательства в рамках действующих соглашений по промсборке, заключенных с Минэкономразвития, получали налоговую льготу на ввозимые автокомпоненты – вместо 25% налога платили 5%. Собственно, судьба «промсборки‑3» волнует и других участников коммерческого сектора: Daimler собирает Sprinter Classic на ГАЗе, VW – Т6 на своем заводе в Калуге и т. п. Само собой, эти компании, равно как и отечественные УАЗ и ГАЗ, не желают терять преимущество перед импортерами и постоянно сигнализируют чиновникам о готовности нести обязательства по повышению уровня локализации.
Большое плавание
С запуском Gazelle Next «Группа ГАЗ» не только укрепила свои позиции в России, но и стала агрессивно продвигаться в Европе – как раз в октябре нижегородские машины выставлялись на крупнейшей выставке комтранса в Ганновере, хотя до выхода на европейский рынок далеко. В 2016 году экспортная география ГАЗа пополнилась экзотическими странами: Мадагаскар, Боливия, Куба, Гана, Монголия, Тунис. Сейчас доля экспорта составляет 20% – менеджеры ГАЗа намерены в ближайшее время увеличить ее вдвое. Отметим, что ГАЗ активно развивает газовую линейку модификаций, причем на обоих типах топлива – метане (очищенный от примесей и сжатый природный газ) и на пропан-бутане (сжиженный нефтяной газ). Часть бюджета идет и на инновации, к примеру, на разработку беспилотников.
Что касается продаж, то динамика тут устойчивая, положительная, и объемы для конкурентов совершенно недосягаемые. Достаточно сказать, что во всем сегменте больших LCV на «Газель» во всех ее модификациях приходится более 50%, если же не брать в расчет продуктовые линейки утилитарных УАЗ «Классические» и УАЗ Карго, спрос на которые во многом обеспечивает государство, то доля «Газели» достигает убийственных 75%.
Годовая динамика продаж модификаций «Газелей» указывает на все возрастающую популярность дизельных версий, которые оснащают американским агрегатом Cummins ISF объемом 2,8 л. При сертификации мотор «задушили» под низкую налоговую ставку – до 149 л. с., притом что «оставшийся» крутящий момент, максимум которого приходится на 330 Нм, позволяет грузить машину по полной, не опасаясь, что расход горючего при перемещении в плотном городском трафике взлетит до небес. Для владельцев небольшого бизнеса это чрезвычайно важно. Популярности модификации способствует и высокий ресурс мотора – инженеры ГАЗа обещают 500 тыс. км. Интересно, что дизель ничуть не спорит с базовым бензиновым 2,7‑литровым мотором Evotech, спроектированным совместно с южнокорейской Tenergy. Мотор этот показывает весьма умеренные тяговые возможности и больше сгодится для тех, кому нужен в первую очередь объем кузова, а не грузоподъемность. Опять же Evotech доступен в обеих газовых версиях. В настоящее время 63% покупателей предпочитают недорогие бензиновые исполнения, однако уже к середине следующего года Cummins начнет превалировать. Что касается картины продаж по году, то сентябрьский всплеск стал для «Газели» не первым в году: каждый третий месяц квартала дилерам отгружают существенно больше машин, чем в первом.
Вторым по силе игроком сегмента больших LCV, вне всякого сомнения, стал Ford Transit, нынешнее поколение которого собирают в Елабуге с 2014 года. Весь 2016 год Transit показывает устойчивую высокую динамику – с января по сентябрь спрос на него вырос на 62,1%. Дело в том, что весной 2015 года Ford-Sollers перешел с SKD (технология импорта и дальнейшей сборки автомобилей) на сборку по полному циклу, что сделало автомобиль более конкурентоспособным. Со сменой типа сборки модельную линейку расширили за счет маршрутных и школьных автобусов и карет скорой помощи. Интересно, что власти Татарстана очень активно покупают Transit и время от времени заявляют о неослабевающем интересе к модели. В отличие от лидера сегмента, этот Ford предлагают у нас исключительно с 2,2‑литровым дизелем. Если не считать январского провала, в среднем продается по 425 машин в месяц.
Mercedes-Benz Sprinter Classic, еще один сильный игрок сегмента, локализованный в России, увы, не смог удержать темп, взятый в первом квартале. Если с января по март модель росла на 22%, то за первые девять месяцев падает на 23,7%, при этом именно в третьем квартале у «немца» случился коллапс. В благополучном для многих сентябре машина рухнула на 70%. Между тем по абсолютным цифрам Sprinter Classic пока несильно отстает от своего главного конкурента Ford Transit: по итогам трех кварталов машины разделяет менее 400 проданных экземпляров. Между тем падение Sprinter Classic – тревожная тенденция, посмотрим, изменится ли картина ближе к концу года.
Также совсем недавно на международной выставке коммерческого транспорта IAA в Ганновере состоялась мировая премьера совершенно нового Crafter. Международное жюри – журналисты из 24 европейских стран, пишущие о коммерческих автомобилях, – назвало новый Volkswagen Crafter «Лучшим фургоном 2017 года». Таким образом, совершенно новый с точки зрения разработки и производства Crafter, созданный на основе требований и задач клиентов и с применением многочисленных инноваций, получает эту заветную награду еще до своего выхода на рынок. Производство началось в октябре на новом современном заводе в Польше (г. Вжесня). Предзаказы на новый Crafter мы начнем размещать уже в январе 2017 года».
Легкие фракции
Удивительно, но в третьем квартале нынешнего года ожили даже средние LCV – сегмент, в котором, как еще полгода назад казалось, вскоре не останется ни одной модели, кроме ГАЗ «Соболь». Отечественный «хищник» продается в десять раз лучше ближайшего преследователя, однако относительно начала года и он немного притормозил: от 24‑процентного роста в первом квартале к концу третьего не осталось и следа. Дело в том, что спрос на него начал устойчивое падение с июля.
А вот калужский VW Trans-porter/Caravelle – прошлогодняя мировая премьера и лучший из зарубежных представителей в этом сегменте, наоборот, более чем в два раза улучшил динамику. Отметив возрастающий спрос в первом квартале, российские менеджеры коммерческого отделения VW попросили западных коллег увеличить квоту машинокомплектов – и вот результат. Неудивительным кажется и стремительный выход в «зеленую зону» Peugeot Expert – дилеры готовятся к запуску новинки на заводе в Калуге и стремятся очистить склады от прежней версии.
В «легком весе» опять же российский лидер Lada Largus, который, в отличие от старшего товарища, в последние несколько месяцев показывал устойчивый рост, благодаря чему и сумел выйти «в ноль». Случилось это именно в третьем квартале, но вопреки общей картине за счет роста не в сентябре, а в июле и августе! Детальная раскладка продаж показывает, что во втором и третьем месяце лета продавалось в два раза больше «Ларгусов», чем обычно.
Сразу три игрока этого сегмента в этом году ушли с рынка – по Mercedes-Benz Citan, ставшему технической копией Renault Kangoo, а также по коммерческой версии Fiat Doblo дилеры распродают склады. Пока держится и даже растет Peugeot Partner, имеющий лучший показатель по динамике в сегменте, и его ближайший преследователь VW Caddy. Только весной прошлого года его четвертое поколение начали выпускать на заводе в польской Познани, поэтому в силу скромных российских продаж, а также близости производственной точки ни о каком налаживании сборки в РФ речи не идет. Отметим, что за полгода Caddy сумел выбраться из глубокого минуса в 70% и к концу третьего квартала демонстрирует устойчивый рост.
Отличительная особенность этого автомобиля – модернизированная задняя подвеска, которая обеспечивает повышенную устойчивость на дорогах и плавность хода. В раму внедрены дополнительные усилители, повышающие прочность и надежность конструкции всего автомобиля, в том числе для эксплуатации в плохих дорожных условиях.
Если говорить о годе в целом, то, несмотря на кризис, мы отмечаем рост продаж автомобилей нового поколения. Очень высокий спрос на нашу последнюю модель – фургон «ГАЗель Next», стабильно растут также продажи среднетоннажного грузовика «ГАЗон Next».
Мы активно развиваем газовую тему, поскольку именно газ обеспечивает максимальную экономию расходов на топливо. В ноябре начинается серийное производство «ГАЗон Next CNG» с двигателем ЯМЗ‑534, работающим на метане».
Полезли в кузов
В конце октября состоялось важное событие – мировая премьера пикапа Mercedes-Benz. Машина делит платформу с Nissan Navara и Renault Alaskan. Несмотря на устойчивое сокращение доли «грузовиков» на российском рынке, немцы уже официально подтвердили, что пикап будет представлен в России. Однако срок назвали слишком уж отдаленный: конец 2017 – начало 2018 года.
Не стоит опасаться, что к тому времени эти представители LCV вообще исчезнут с российского рынка, хотя по результатам трех кварталов только пикапы из всего легкого коммерческого транспорта падают быстрее рынка. Дело в том, что пока статистику продолжают портить SsangYong Action Sports, который Sollers совершенно точно не собирается возвращать на наш рынок, и теряющий в популярности Mitsubishi L200. В связи с недавним обновлением зафиксирован взлет спроса на VW Amarok, правда, весьма несущественный и только в одном месяце – августе. Продолжает наращивать производство бренд ВИС, чуть было не ликвидированный под конец правления Бу Андерсона, – с текущими темпами он с легкостью станет одним из лидеров сегмента. Напомним, однако, что машины эти востребованы большей частью коммерческими структурами, тогда как прочие пикапы покупают любители активного отдыха на природе, поскольку рассматривают пикап как более доступную альтернативу рамным внедорожникам.
В этом смысле незыблемыми кажутся позиции Toyota Hilux, однако это только видимость: сейчас темпы роста ее популярности несколько поутихли – детализация открывает тревожный тренд. Дело в том, что в августе наметилось, а в сентябре усилилось падение спроса на японский пикап – в последнем месяце отчетного периода Hilux просел аж на 44%. Что будет с моделью дальше, станет яснее к концу года, но определенно за счет лидерских объемов продаж – «японец» опережает в 2,5 раза даже более дешевый UAZ Pickup, – запас ее прочности выше, чем, скажем, у Mitsubishi L200. Что касается выведенного в сентябре на рынок Fiat Fullback, пока его вклад в общую картину более чем скромный. Вряд ли сегодня найдется эксперт, который возьмет на себя смелость рассуждать о большом потенциале этой модели в России.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".