Россия покидает G-10
Lada демонстрирует положительную динамику – она падает, но вдвое медленнее рынка; Mazda 3 вновь продается в России; Jaguar F-Pace – лидер продаж премиум-сегмента; Lexus растет; SsangYong возвращается в РФ; а также другие новости и тенденции российского авторынка.
Третий квартал – традиционно самое непростое время для автомобильных дилеров: на июль приходится один из двух годовых минимумов продаж, а оживление в сентябре не всегда покрывает летнюю недостачу. Между тем в 2016 году непростым выдался и август – падение по месяцу было даже сильнее, чем в июле (18% против 16,6%). В начале осени динамика сокращения спроса хотя и ослабла до 10%, однако все же не достигла «благополучного» апрельского уровня минус 8,5%. В итоге с января по сентябрь продажи легковушек просели на 14,4%.
Именно в III квартале, а точнее, только в сентябре, рынок наконец-то перевалил за миллион проданных легковых автомобилей. Однако среднемесячные объемы продаж совершенно не предполагают преодоления к концу года прогнозируемой оптимистами отметки 1,3 млн автомобилей – такая простая арифметика здесь не работает. Иные эксперты, настроенные позитивно, полагают, что как минимум два фактора могут сыграть на оживление покупательской активности. Во‑первых, в декабре дилеры традиционно демпингуют сильнее, чем в другие месяцы, стараясь избавиться от «желтых» машин, то есть от образцов, по которым у них уже есть обязательства перед дистрибьютором. Если эти машины не получится сбыть до нового года, то в январе, с потерей года выпуска, их придется отдавать с куда меньшей маржой, а то и вовсе без нее. Во‑вторых, считается, что информация о прекращении господдержки продаж (трейд-ин, утилизация) может подтолкнуть массового покупателя, поскольку выгода от таких программ весьма существенна и эквивалентна, к примеру, стоимости страховки каско на первый год владения. Однако сведений об остановке таких программ пока нет.
Даже если российский рынок к концу года достигнет отметки 1,3 млн машин, он все равно вылетает из первой десятки автомобильных рынков мира – мы пропускаем вперед Италию, которая закончила 2015 год как раз на десятом месте, и Мексику. Последняя в этом году не только демонстрирует завидный рост, но и подтверждает статус одного из самых привлекательных мест для крупных автомобильных инвесторов – именно сюда перенесено европейское производство Audi Q5.
Скушают друг друга?
Главным событием III квартала, вне всякого сомнения, можно считать старт продаж субкомпактного кроссовера Hyundai Creta. Еще до выхода машину прочили в главные конкуренты июньскому дебютанту Renault Kaptur, однако первые же тест-драйвы показали, что эти автомобили относятся к совершенно разным потребительским сегментам. К слову, вывод Kaptur породил презабавную ситуацию, при которой сам виновник торжества проходит по ведомству субкомпактных кроссоверов, в то время как его ближайший родственник Renault Duster/Nissan Terrano уже воспринимается потребителями как полноценный участник компактного класса.
Итак, если верить официальным лицам двух компаний, идея вывести на российский рынок небольшие «упрощенные» кроссоверы, которые в европейских штаб-квартирах обычно именуют «продуктом для развивающихся рынков», возникла у французов и корейцев почти одновременно, но независимо друг от друга. Но какие разные пути были для этого избраны! Creta пришла к нам уже безоговорочным мировым бестселлером. Машину начали продавать в Китае (под именем ix25) еще в октябре 2014 года. В короткий срок ix25 набрал популярность и в этом году на рынке Поднебесной продается вполовину от Tucson, пятого кроссовера всего китайского рынка. В прошлом году уже под именем Creta машину запустили в Индии. Очереди сразу же растянулись на несколько месяцев, и в короткий срок объемы выпуска были увеличены дважды. Когда и это не ослабило порыв индусов, тамошние менеджеры начали просто повышать цены.
Что касается России, важность Creta трудно переоценить. Дело в том, что на конвейере петербургского завода Hyundai-Kia машина заместила хэтчбеки Solaris/Rio, пользовавшиеся слабым спросом и снятые с производства. Летом Hyundai выпустил релиз с производственным планом по Creta: до нового года в Санкт-Петербурге планировали изготовить 20 тыс. экземпляров. В российской прессе тут же появилось множество скептических публикаций, однако вскоре стало ясно, что корейцы не шутили: в августе только дилерские отгрузки составили 3479 машин, при том, что изготовлено было почти 5 тыс. экземпляров. Сентябрь подтвердил всю серьезность намерений: дилеры получили 5058 Creta, из чего стало ясно, что план могут и перевыполнить.
Старт Kaptur – машины, родиной которой стала Россия, оказался куда скромнее: в июне к дилерам отправили только 554 машины, однако уже на четвертый месяц продажи увеличились вчетверо. Интересно, что еще весной на презентации модели менеджеры Renault прогнозировали, что около 70% продаж Kaptur придется на машины с передним приводом, однако пока картина обратная: большая часть проданных автомобилей – полноприводные. Надежды, что пропорцию изменит запущенная на рынок в августе модификация 2WD с 1,6‑литровым мотором и вариатором (до этого передний привод был представлен только с ручной коробкой), мало, поскольку россияне традиционно не слишком жалуют вариаторы.
Но отчего такой интерес к структуре продаж модификаций Kaptur? Дело в том, что сохранение высокой доли продаж полноприводных версий этой модели может привести к «внутреннему каннибализму» в линейке Renault. Напомним, что у Duster более 85% продаж приходится на полноприводные исполнения, у Terrano – его бейджинжиринговой копии – около 60%. А Kaptur, представляющий собой тот же Duster/Terrano, только в более привлекательном дизайне, рассчитан на покупателя, который редко выбирается за город и в принципе не съезжает с асфальта, то есть на тех, кто вроде бы не должен переплачивать за полный привод. В это трудно поверить, но беспристрастная статистика именно в третьем квартале фиксирует просадку отгрузок Terrano, из-за которых машина в своем сегменте опустилась на две позиции! Так, в августе дилерам передали всего 388 машин, что в 2,5 раза меньше обычного, всего же в III квартале продано 2312 машин против 3104 во втором.
Тем более трудно поверить, что с запуском Creta такая же ситуация складывается и в Hyundai. Однако цифры продаж тут еще более красноречивы. Как сказано выше, отгрузки субкомпактного корейского кроссовера дилерам начались в августе. Так вот, именно в последний месяц лета и в первый месяц осени у Tucson зафиксирован сильнейший спад продаж – 594 и 599 машин соответственно. Для сравнения: во II квартале этот компактный SUV продавался в среднем по 1250 штук в месяц. Еще весной в разговоре с «Профилем» свои опасения по части возникновения такой ситуации в Hyundai выразил Валерий Тараканов, директор по маркетингу Kia Motor Rus. Именно из-за такой опасности Kia пока воздерживается от запуска на заводе в Санкт-Петербурге «близнеца» Creta, хотя бизнес-кейс готов.
Живительный Мор
Между тем и корейские бренды, и Renault в третьем квартале падали, причем Kia – даже сильнее рынка. А вот «АвтоВАЗ» все три месяца рос, и в итоге динамика Lada по году резко укрепилась и составляет отрицательные 7%, при том, что рынок падает вдвое сильнее. Если в четвертом квартале рост сохранится, то к новому году наша марка выйдет в плюс. Увы, до полного выздоровления еще очень далеко. Только 15 августа закончилось полугодие, во время которого завод в Тольятти работал 4 дня в неделю, но уже с 17 октября вплоть до середины февраля 2017 года предприятие снова переходит на четырехдневку. Продолжает убывать и численность работающих: в начале октября пенсионерам и сотрудникам предпенсионного возраста предложили уволиться по собственному желанию в обмен на прибавку к пенсии, которая составит от 1,5 тыс. до 4 тыс. в месяц. Ожидается, что в ближайшее время от нынешних 43,5 тыс. сотрудников останется только половина.
Интересно, что рост Lada достигнут даже вопреки тому, что завод в Ижевске, который хотя и работает весь год по пять дней в неделю, все же не выполняет план по Vesta. Напомним, что на 2016 год был запланирован выпуск 100 тыс. новых седанов, а затем сокращен до 60 тыс. С января по сентябрь дилерам отгрузили только 37 425 экземпляров, и при нынешних темпах к новому году недостача составит около 3 тыс. шт. С выпуском Vesta и XRAY резко поменялась и структура продаж Lada. Пока новые модели набирают популярность, покатилась под гору Granta – к концу года она, скорее всего, уступит вторую строчку в листе бестселлеров рынка Kia Rio, при том, что первую сохранит Hyundai Solaris. Четверть популярности с запуском XRAY потеряла старушка «Нива», однако два главных кандидата «на вылет» – морально устаревшие Priora и Largus. Первая давно выполнила свою функцию как полигона обкатки и запуска автоматической коробки АМТ, и ее уход станет частью нового плана по сокращению количества платформ. Об этом в сентябре объявил Харальд Грюбель, вице-президент «АвтоВАЗа» по инжинирингу. Largus, потерявший в этом году треть, кажется, исчерпал свой рыночный ресурс. По данным самого же «АвтоВАЗа», тольяттинское предприятие не загружено и на 40%, так что места на нитке В0, где выпускают Renault Logan, Lada Largus, Nissan Almera, Lada XRAY и Renault Sandero, хватит всем.
«Набор высоты» «АвтоВАЗом» в III квартале напрямую связывают с Николя Мором. Однако, по мнению «Профиля», основа этого успеха заложена предыдущим президентом, Бу Андерсоном, и сегодняшние результаты были бы невозможны без огромной работы, проделанной шведским управляющим.
Немного позитива
Как обычно, наряду с крупными событиями наблюдаем и множество явлений второго порядка. Так, в группе премиум-брендов третий квартал неожиданно вынес на лидирующую позицию Jaguar. Конечно, речь идет не об объемах продаж – британская марка тут традиционно, как и на всех мировых рынках, занимает скромные позиции, – а о динамике. Рост в конце лета – начале осени (только сентябрь дал +107%) позволил получить общую прибавку по первым девяти месяцам года 77%. Подъем связан с двумя факторами: июньский запуск в России первого среднеразмерного кроссовера бренда (и вообще первого SUV в истории марки) F‑Pace и резкое увеличение корпоративных продаж. Кассу сделали на втором поколении седана XF, появившегося у нас только по весне – с полугодовой задержкой. Интерес к машине оказался столь велик, что по итогам первых 8 месяцев Jaguar вышел в лидеры и по доле «флитов»: корпоративные клиенты составляют аж 44% от всех покупателей – беспрецедентно высокий показатель по марке. До нового года динамика Jaguar сохранится, поскольку на Россию выделены дополнительные квоты по F‑Pace, на который в третьем квартале пришлось две трети продаж.
Ситуация по остальным пре-миум-маркам осталась прежней. Продолжает показывать устойчивый рост Lexus, временами демонстрируя резкое увеличение продаж. К примеру, в сентябре 2016 года было куплено на 51% больше «лексусов», чем в сентябре прошлого года. Причины положительной динамики марки мы подробно разбирали в июльском номере «Профиля» № 27–28 за 2016 год.
В третьем квартале начал утрачивать свою положительную динамику Ford. Если по итогам первого полугодия марка стабильно находилась в зеленой зоне и росла аж на 51%, то по итогам первых девяти месяцев показатель уменьшился до 17%. Дело в том, что в июле, августе и сентябре Ford падал на 7,24% и 27% соответственно. То есть появился выраженный отрицательный тренд, который усиливается от месяца к месяцу. Между тем особенных поводов для беспокойства нет, поскольку абсолютные данные говорят о стабильности ежемесячных продаж: в III квартале дилеры марки продавали по 3300–3500 машин ежемесячно, как и в первом полугодии.
Совершенно неожиданно Mazda вернула на российский рынок модель Mazda 3, уже в рестайлинговом виде, правда, на результатах продаж это не отразилось. Дело в том, что с января у нас распродают прошлогодние склады, и до дилеров новинка пока не дошла. Кроме того, в начале сентября СП Sollers Mazda подписало с правительством РФ специнвестконтракт, рассчитанный до 2023 года. Sollers Mazda обязуется вложить 2 млрд рублей для налаживания производства двигателей. Интересно, что выпускать будут не устаревший мотор объемом 1,6 л с распределенным впрыском, который ставили еще на дорестайлинговую Mazda 3 третьего поколения, а бензиновые агрегаты линейки SkyActiv-G. Мощность предприятия рассчитана на 50 тыс. агрегатов в год, и большей частью моторы пойдут на экспорт.
Еще одна новость, которую принес III квартал 2016 года, – возвращение в Россию марки SsangYong. Напомним, что весь прошлый год и часть нынешнего дилеры распродавали склады: всего в нынешнем году продано 1110 машин, но, кажется, поток иссяк – в сентябре реализованы последние 9 экземпляров. Видимо, по этой причине менеджеры SsangYong Sollers решили возобновить импорт – речь идет о субкомпактном кроссовере Tivoli, прошлогодней новинке марки. Если россияне проявят интерес, а именно: будут раскупать по 150–200 машин в месяц, в следующем году не исключено возобновление сборки компактного кроссовера Actyon во Владивостоке.
До конца года крупных событий на российском рынке не предвидится, зато следующий год будет урожайным. К примеру, ожидается запуск белорусского завода Geely с производством по полному циклу – здесь наладят выпуск четырех моделей (правда, вся штамповка первые 2–3 года будет приходить из Китая) – и начало пусконаладочных работ на липецком предприятии Great Wall, введение в строй которого намечено на 2018 год.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".