Скромные ожидания
Ситуация в российской экономике негативно отразилась на показателях рынка легких коммерческих автомобилей. Особенно это заметно, если сравнивать цифры продаж ноября 2015 года с показателями аналогичного периода 2014-го, когда в ожидании повышения цен компании вкладывали деньги в том числе в автомобили. Однако автопроизводители ищут способы сделать свою продукцию привлекательной для клиентов, например, снижая расценки на обслуживание или увеличивая локализацию производства.
Второй раз подряд конец года стал не только временем подведения итогов, но и потенциальной точкой невозврата. Состояние рынка легких коммерческих автомобилей подверглось тройному удару. Свою роль сыграли и вновь дешевеющий рубль, и обвал цен на нефть, и известные трудности в сфере коммерческих перевозок. Однако ведущие игроки стараются сделать хорошую мину при плохой игре и все еще надеются на скорое восстановление рынка.
В ситуации, когда владельцам малого и среднего бизнеса приходится считать каждую копейку, обновление автопарка явно вышло за рамки наиболее приоритетных задач. А в случае необходимости выбор заведомо разворачивается в сторону отечественных производителей. Более доступная цена в сочетании с относительно низкой стоимостью последующего обслуживания делают российские LCV (Light Commercial Vehicles – легкий коммерческий транспорт) лидерами продаж. Огромную роль играет и госзаказ. Так, занимающая второе место по итогам 11 месяцев этого года марка УАЗ целиком обязана своим рейтингом именно ему. Большая часть из 42 415 проданных машин отправилась на государственную службу.
«Год назад рубль пикировал, и покупатели штурмовали дилерские центры, чтобы использовать деньги до того момента, когда цены на автомобили начнут отражать новую реальность обменного курса, – констатирует Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей АЕБ. – Ничего подобного не случилось в ноябре этого года, что объясняет относительное ухудшение месячных показателей года к году. Текущий год еще не завершен, однако ожидания относительно декабря скромные, особенно в сравнении с рекордными продажами на пике короткого бума в прошлом году».
Несколько иначе обстоят дела у лидера рынка – «Группы ГАЗ». Здесь, несмотря на 25-процентное снижение объема продаж, сохраняется высокий покупательский интерес. Благодаря значительной модернизации существующих линеек, а также запуску новых моделей «Группа ГАЗ» уверенно чувствует себя не только в сегменте LCV, но и в сегменте грузовиков. Стартовавшие в ноябре продажи перспективной линейки «Урал NEXT» отличное тому подтверждение. Всего с начала года «Группа ГАЗ» продала 46 093 единицы LCV.
У зарубежных компаний дела идут далеко не так гладко. Исключением можно считать лишь коммерческие автомобили Mercedes-Benz. С января по ноябрь их было продано 7473 штуки, что лишь на 8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Остальные марки показали результат намного хуже рынка, падение которого, согласно статистике продаж Комитета автопроизводителей АЕБ для новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России, в ноябре 2015 года составило 42,7%. На этом фоне стоит отметить любопытный факт, что некоторые компании, ранее максимальное внимание уделявшие именно легковым моделям, теперь готовы сместить акценты в пользу легкого коммерческого транспорта. В частности, такую стратегию выбрала компания Peugeot, после смены руководства все больше внимания уделяющая автомобилям и соответствующим кредитным программам для малого бизнеса.
«Самое главное то, что бренд остается в России. Проходит огромная внутренняя работа по реструктуризации наших предложений, по реструктуризации бизнеса в России, для того чтобы с начала следующего года начать позитивную волну развития бренда, – говорит Александр Мигаль, управляющий директор Peugeot Citroёn DS в РФ. – Главное, что, несмотря на все внешние эффекты, идет огромная работа по развитию бренда и присутствию его в России».
Другой вариант, давно и планомерно продвигаемый компанией Ford, – максимальная локализация производства. Так, в начале декабря Ford Sollers объявил о запуске на сборочной площадке в Елабуге производства нового Ford Transit в версии со средней колесной базой и средней высотой крыши, по технологии полного цикла. Теперь по этой технологии завод собирает всю линейку Ford Transit нового поколения. В то же время компания подписала контракт на поставку 150 таких автомобилей в версии «бронефургон» для нужд Сбербанка.
Начало следующего года может внести очередные негативные коррективы в динамику рынка. Многие автопроизводители уже сейчас говорят о грядущей коррекции цен, которые придется повысить примерно на 25%. А это значит, что рынок ждут еще более трудные времена. И говорить о том, что кризис достиг своего апогея, явно преждевременно.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".