24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Возможно ли проведение автосалонов во время пандемии
Автомобили автомобили коронавирус пандемия

Возможно ли проведение автосалонов во время пандемии

Женевский, нью-йоркский, не говоря уже о пекинском… В 2020 году эти весенние автосалоны из-за коронавируса были отменены, тысячи журналистов лишились аккредитаций, сотни тысяч людей – прекрасного развлечения. Но главная потеря любого автосалона – премьеры, новые машины.

©Shutterstock / Fotodom

Собственно, формально многие премьеры все-таки состоялись: в Женеве дни прессы назвали днями виртуальной прессы и представляли релизы производителей, в том числе в видеоформате, как будто салон на самом деле идет, только очень далеко.

Увы, без реальных зрителей салон рассыпался. Вы много видели репортажей из Женевы, со стендов выставочного комплекса «Пальэкспо»? Я – ни одного, и дело вовсе не в журналистском снобизме, а в том, что без публики любой спектакль, чемпионат, автосалон невозможны.

В этом, конечно, присутствует некий отрезвляющий эффект для производителей: «вдруг» выяснилось, что салон не для них, не для конкурентов и не для сравнения, «у кого стенд длиннее»; и уж тем более он не для журналистов. Все мы всего-навсего обслуживаем публику. И очень в ней нуждаемся.

Надежду, что все посетители, сдав настоящие билеты, отправятся в виртуальный тур по салону, питали лишь самые отчаянные оптимисты. Быстренько перенести один из старейших автомобильных форумов в виртуальное пространство? Тут все же необходима серьезная подготовка. И один такой пример я знаю.

Есть машины, нет зрителей

Несколько лет назад авторитетный конкурс Car of the Year переехал в Женеву и стал объявлять победителей накануне первого дня автосалона. Надо сказать, что первая церемония прошла комом: на лестнице у пресс-центра, в тесноте, без визуализации, без живых машин…

Все изменилось, когда из деловой встречи стали устраивать настоящее телешоу. Мне довелось там быть в прошлом году, и я до сих пор помню тот накал, те эмоции, которые захватили зал во время показа своеобразного дерби: голосование того или иного члена жюри, причем по странам. Соответственно, инфографика замечательно отражала, как вырывается вперед или отстает каждый из семи автомобилей-финалистов. Вместе со мной переживали, аплодировали, радовались человек 200 журналистов, которые решили провести свои первые часы по прибытии в Женеву именно так, за любимой работой.

И вот март 2020-го, зловредный вирус, выставка в Женеве отменена, но трансляция самого первого события автосалона, финала конкурса Car of the Year, состоялась по расписанию. Да, рядом не было эмоциональных итальянцев и вездесущих китайцев, да и вообще никого. Как и все остальные, я смотрел церемонию на компьютере, в одиночестве. С той стороны экрана людям, наверное, тоже было не по себе – всего три действующих лица, семь автомобилей и ни одного живого зрителя!

Тем не менее они очень старались, и церемония, на мой взгляд, удалась. Потому что была заранее подготовлена по законам тележанра и с самого начала предполагала, что публика будет на расстоянии многих сотен и тысяч километров. Правда, пару раз я ловил себя на мысли, что какой-то закадровый эффект нужен. Хотя бы этот дурацкий смех, принятый в юмористических ток-шоу, что ли…

Но все прошло отлично, жюри вновь заставило нас волноваться, и в конце концов «Пежо-208» получил заслуженную награду. Нам даже показали радость руководителей марки, которые тоже следили за финалом по интернету.

Подчеркну: это шоу удалось отлично провести без зрителей только потому, что формат изначально был рассчитан на телеаудиторию.

А сам по себе автосалон перенестись в виртуальное пространство не смог. Как сказал председатель жюри того самого конкурса Франк Янссен, «автоиндустрия меняется, но одна вещь не изменится никогда: чтобы оценить автомобиль, мы должны его водить». Боюсь, к автосалону это тоже относится: мы должны его посетить. Либо встречать автомобильные новинки как-то по-другому.

©SALVATORE DI NOLFI / EPA / TASS

Возможны варианты

И без всякого вируса случались отмены автосалонов. Вот, например, одна из тенденций ХХI века: выносить премьеру новой машины за рамки салона, устраивать презентацию и тест-драйвы сначала для прессы, а потом и для всех потенциальных клиентов. А потом удивляться, что «автосалоны себя не оправдывают». Впрочем, для тех, кто покупает новые автомобили, большой разницы нет, где он впервые увидел свою следующую машину.

Вместо посещения женевского, франкфуртского, шанхайского салонов куда проще, полезнее и дешевле было сгонять в Химки и посетить все подряд салоны дилеров. Тут тебе и каталоги, и выставка последних образцов техники, и консультации, и еще кофе угостят. Правда, с одной поправкой: самые свежие образцы европейской или японской техники в Женеве покажут сегодня, а продадут завтра. А в Химки их привезут через год, а то и два.

Хорошим примером может быть чешский «Карок», который справил премьеру в Европе два с лишним года назад, а до нас добрался только что. Честно говоря, от того, что я его увидел впервые в 2017-м, мне сейчас ни горячо, ни холодно. Важнее, что в феврале 2020-го «Шкода» по всей России провела дни открытых дверей у дилеров, показала всем желающим машину, уже выпущенную в Нижнем Новгороде и адаптированную к российским условиям.

Впрочем, это ведь до нас новые машины часто идут небыстро: нужна их адаптация и, что отрадно, организация российского производства. А вот в той же Швейцарии за пару недель автосалона местные толстосумы (и не только), говорят, раскупают все выставочные образцы. И, кстати, несмотря на пессимизм автопроизводителей, выраженный, в частности, в том, что кто-то из них уходит с автосалонов вовсе, а кто-то на время, обычный народ на эти выставки исправно валил. Не исключаю, что отмененное 90-е автошоу в столице Швейцарии могло посетить до миллиона человек!

Минувшей осенью автосалон во Франкфурте, входивший в топ-3 мировых, объявил, что терпит кризис: фирмы-завсегдатаи отказываются участвовать, посещаемость падает… Правда, тут же нашлись несколько желающих подхватить падающее знамя. В жестокой борьбе право провести салон-2021 выиграл Мюнхен, положив на лопатки Берлин и Гамбург. Если за автосалоны сражаются, значит, это кому-нибудь нужно?

Так что же может заменить автосалоны? Ну, конечно, реклама, дилерские центры, клиентские тест-драйвы и весь тот набор маркетинговых штук, который призван сначала познакомить нас с машиной, а потом всучить ее. Кстати, самые успешные, самые массовые на российском рынке машины прекрасно стартовали вне международных автосалонов. Да, их показывали на московском мотор-шоу, но не всегда это была премьера. Могу вспомнить «Рено-Дастер» и «Ладу-Гранта», «Киа-Рио» и «Фольксваген-Поло».

Алгоритм такой: фото в прессе и интернете; закрытый показ для журналистов и высоких гостей; широкое распространение материалов в СМИ; представление во всех дилерских центрах; тест-драйвы для клиентов и начало продаж. Между любыми двумя пунктами может встроиться и автосалон, но едва ли это можно считать полноценной мировой премьерой.

С развитием технологий дополненной реальности и моделирования объектов скоро может дойти до того, что на премьере мы вовсе не увидим живого автомобиля. Подобные электронные шоурумы есть, например, у «Фольксвагена» и «Хёндэ». Мне уже доводилось «сидеть» в салоне совсем новой машины, «трогать» переключатели, «читать» приборы… Интересные ощущения, когда новизну автомобиля отчасти заслоняет инновационность его представления. И все-таки вновь вспомню коллегу Янссена: ничто не заменит драйва, вождения!

©Станислав Красильников / ТАСС

Железки не болеют

В эпоху до интернета показать машину на мотор-шоу было простейшим (хотя и недешевым) способом как можно быстрее сообщить о ней миру. Полчаса под софитами, и о новинке говорит весь мир. Теперь и вовсе достаточно утечки (иногда инспирированной) пары фотографий, а потом официальной публикации пресс-релиза – и готово, автолюбители Земли уже информированы.

Но все-таки автосалоны со своей неповторимой атмосферой, с массой ожидаемых и случайных встреч, с журналистами и публикой – неотъемлемая часть автомира.

А еще любой автосалон – жирная часть туристического бизнеса. В Женеве в начале марта цены на отели взлетали вдвое-втрое, а сколько раз в дни прессы журналисты на стендах «Пальэкспо» делились, кто где остановился: этому повезло, в Лозанне; тому ехать полтора часа из Монтрё; а вот ребята вообще живут в какой-то французской деревне.

Так что же будет? И не станет ли нынешняя отмена женевского автосалона поводом его вовсе не проводить? Уверен, в следующем марте выставочный комплекс вновь наводнят журналисты, бизнесмены, простые посетители. И они, и сам форум будут немного другими. Например, модная тенденция к интерактивности, к иммерсивности, то есть вовлечению зрителя в действо, получит дальнейшее развитие.

Лет восемь назад в ходе автосалона журналистам предлагали небольшой тест-драйв тогда еще диковинных электромобилей. Впервые тогда прокатился на «Лифе» и новом «Приусе»… И пусть больших очередей за билетами на «электричку» не было, опыт не прошел даром.

Не стоит думать, что это лишь зарубежная практика. Подобным путем идет и московский автосалон: уже в прошлом и позапрошлом августе в Крокус-Экспо активно предлагали попробовать новинки (и не только) сначала журналистам, а потом и всем желающим. Последних, к слову, было совсем немало: в 2018-м ММАС посетило более полумиллиона человек.

В прошлом году ряд немецких производителей представил планы «пойти вслед за клиентом» и провести автомобильный фестиваль в Сочи в разгар летнего сезона. Пока не сложилось, но совершенно очевидно, что сближение автосалонов и фестивалей, производителей и потребителей – устойчивый тренд.

Очень надеюсь, что мы увидим его развитие в августе, когда на Московском автомобильном автосалоне будем встречать и пробовать самые интересные автомобильные премьеры.

Вирус – штука хотя и опасная, но быстро проходящая, как показывает опыт Китая. Двух-, трех-, даже четырехнедельный карантин пройдет, производства заработают, и все запланированные автомобильные премьеры состоятся вне автосалонов или в их рамках. Такая пауза отчасти даже подхлестнет спрос, как и интерес к новинкам.

А вот если этот интерес будет не на что удовлетворить… Нефть, курс, кризис – вот сильнейшие вирусы для автопрома. Железки не болеют, и для автомобилей, выставочных площадок и прочей инфраструктуры куда опасней экономические потрясения, когда зритель-клиент превратится в зеваку. Тогда и вопрос, где устраивать премьеру – на салоне или вне его, превратится в куда более грустный, но жизненный: отменяем или переносим?

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».