Top.Mail.Ru
Наверх
29 октября 2020

Звучит непривычно, едет отлично: автомобили из Китая покоряют российский рынок

Завод Haval китайского концерна Great Wall в Тульской области

©Михаил Джапаридзе/ТАСС

К интересным выводам можно прийти, если проанализировать итоги продаж за последние два года: китайские автомобили (в первую очередь кроссоверы) становятся все более популярными на российском рынке. И в этом, таком непростом году машины из КНР стали рекордсменами по темпу роста продаж!

Цифры, приведенные в отчете АЕБ (Ассоциация европейского бизнеса в России), действительно впечатляют. Вот если взять показатели по рынку новых легковых автомобилей, то в июле он вырос на 6,8%, а в целом за 7 месяцев просел на 19,3%. Да, год тяжелый… Но если посмотреть на продажи китайских марок, то они только стабильно растут!

Сейчас на нашем рынке представлены около 10 брендов из КНР. Так вот, суммарные продажи за июль выросли на 62%, а за 7 месяцев – на 22,3% (напомню, в целом рынок упал). Некоторые марки вообще демонстрируют феноменальные успехи!  «Хавэйл» (Haval) за 7 месяцев увеличил продажи на 82%, «Джили» (Geely) – на 21%, «Чери» (Chery) – на 13%, FAW – на 91%, а «Чанган» (Changan) – и вовсе в 3 раза! Это что? Кратковременный успех или китайские машины смогут побороться за серьезные позиции на нашем рынке?

Краткая история

На фоне других стран китайский автопром очень молодой: первый автомобиль в этой стране собрали только в 1956 году. Это был грузовик «Цзефан» (Jiefang-СА140) – упрощенная копия советского ЗИС-150. «Большой скачок» случился уже в конце ХХ – начале ХХI века, когда в КНР пришли все ведущие мировые концерны. Сейчас автопром Поднебесной самый мощный в мире: все его предприятия, и собственные, и иностранные, способны выпускать более 30 млн автомобилей ежегодно.

Таблетка счастья на колесах: россияне нашли спасение от кризиса в автокредитах

Понятно, что большую часть этих машин продают на местном рынке, но многие тамошние производители давно задумываются об экспорте. И в первую очередь в Россию, которая мало того что находится совсем под боком, так еще и до недавнего времени служила огромным испытательным полигоном для китайских машин. Их производители решили так: если тот или иной автомобиль (после доводки) хорошо пойдет в России, то его можно будет продвигать и в другие страны.

Первым в 2004 году в РФ прибыл пикап «Адмирал» компании «Тянье» (Tianye), а первый дилер появился в Новосибирске. Помню любопытство, с которым мы в редакции журнала, где я тогда работал, рассматривали этот автомобиль. Вот это да, такая большая и богатая машина и так дешево! Редакция купила пикап для длительного теста, и довольно быстро стало понятно, насколько она очень сырая. Замены потребовали многие детали и целые узлы.

Впрочем, технические решения, заложенные японскими инженерами (а по сути, это была упрощенная копия одной из моделей «Исудзу»), оказались настолько удачными, что их не смогли испортить даже при производстве в кустарных условиях. «Адмирал» после некоторой доводки отбегал у нас два года, пережил зимний пробег по недостроенной трассе во Владивосток. А потом несколько лет служил новому владельцу.

Продажи китайских авто затем росли довольно быстро, лучшим годом для них выдался 2007-й. Тогда официально было представлено 14 брендов и продано около 57 тыс. машин. Самой массовой маркой в России стала «Чери» – автомобили этого бренда собирали сначала в Калининграде, затем в Таганроге.

К началу 2008 года в России китайскими автомобилями торговали 440 дилеров. Многие их производители заговорили о планах местного производства и рассчитывали получить статус промышленной сборки. Такие заявки подали 10 компаний из Поднебесной. Но в правительстве тогда решили: китайцам режима промсборки не давать. Говорят, наши ведущие производители убедили тогдашнего премьер-министра в опасности «китайского нашествия». И в конце концов ни одно из этих соглашений подписано не было без объяснения причин.

А что дальше? Китайские компании, хотя и сумели наладить производство на нескольких небольших предприятиях, не имея льгот, продавали свои автомобили с переменным успехом. Одни уходили, на их место приходили другие… Конечно, от года к году модели совершенствовались, улучшались, решались проблемы качества и «детских болезней», но даже в лучшие годы все вместе компании из КНР не занимали более 3% российского рынка.

Вам посылка из Шанхая!

Все вдруг изменилось в последние года два; видимо (хотя бы на уровне правительства), случился тот самый «поворот на восток» в отдельно взятом автопроме. Президент Путин и председатель Си подписали договор о строительстве в РФ первого большого китайского автозавода, и год назад заработало предприятие компании «Хавэйл» в Тульской области, рассчитанное на выпуск до 150 тыс. китайских авто в год!

Как статистика продаж автомобилей отражает экономическую политику России

На его строительство, по некоторым сведениям, китайская компания потратила 0,5 млрд долларов; небывалое дело – на предприятии изначально производится не только сварка, окраска и сборка машин, но и штамповка кузовных деталей. По словам руководителей, локализация сразу превысила 30%; в РФ уже делают пластиковые детали, кресла, элементы выхлопной системы. Причем никто не скрывает, что здесь же хотят наладить сборку автомобилей еще нескольких китайских марок. Вроде бы переговоры идут полным ходом…  А параллельно с этим в Москве идет подготовка к подписанию специального СПИКа для завода «Хавэйл» (хотя формально такие контракты уже не заключаются). И не исключено, что чиновники Минпромторга его все-таки подпишут: политическое решение о строительстве было принято на самом высоком уровне.

А калининградскому заводу «Автотор» ничего и подписывать не надо: есть и СПИК, и закон об особой экономической зоне. Поэтому там в тестовом режиме уже собирают автомобили «Чери», «Фотон» и FAW нескольких моделей, пока методом крупноузловой сборки. В перспективе, возможно, появится и полноценный завод со сваркой и окраской.

Есть еще несколько площадок, где, вполне возможно, наладят выпуск моделей из КНР. Говорят, что неназванные китайцы ведут переговоры с компанией «Форд» о продаже закрытого завода в Ленинградской области. Почему бы и нет?

Так что же случилось? Где искать причины неожиданного (вроде бы) китайского прорыва?

Дорога в 1000 ли начинается с первого шага

Причин, как мне кажется, несколько. Первая: 10–15 лет назад многие китайские компании приходили на наш рынок формально, ведь государственная концепция развития автопрома требует от любого завода иметь экспортные перспективы. Не пытаешься работать на заграницу? Могут строго наказать! А заниматься непонятными рынками не очень-то и хотелось, ведь свой, понятный – самый большой в мире и растет быстрыми темпами! Вот многие китайские компании покажут на зарубежной выставке свои творения, несколько штук даже продадут… Работа идет! Были, конечно, и серьезные фирмы, но такие можно пересчитать по пальцам.

А сейчас ситуация принципиально изменилась: продажи в КНР сокращаются, и вопрос выхода на внешние рынки на самом деле – вопрос выживания. А какой считается самым перспективным? Российский, где потенциально продажи автомобилей могут вырасти в 2 раза и достигнуть 3,5 и более млн штук в год (так и было в 2013–2014 годах). Поэтому в лучшем положении оказались «ветераны», давно и плотно осевшие в РФ, – «Хавэйл» (раньше мы знали его под брендом «Грейт Волл»), «Чери», «Джили» (собирают на СП в Белоруссии), «Чанган», FAW…

Вторая причина – сегодня все ведущие китайские компании наладили выпуск современных и вполне конкурентоспособных автомобилей. Конечно, помогли в этом дизайнеры, конструкторы, технологи, инженеры, которых китайцы переманивают с ведущих должностей самых известных автомобильных концернов мира. Принципиально улучшилось качество. Так что теперь производителям из КНР есть что показать, и они серьезно рассчитывают на конкуренцию в ближайшие годы с корейскими и японскими марками. И покупатели это видят и ценят!

Так, этим летом специалисты аналитического агентства «Автостат» провели онлайн-опрос, в котором приняли участие несколько сотен владельцев автомобилей «Джили». Они должны были ответить на вопросы, почему они предпочли «Джили» другим маркам, что является преимуществом, а что – недостатками этих машин и т.д. И, в конце концов, почему они решили приобрести машину именно этой марки?

Выяснилось, что для подавляющего большинства (94,7%) автовладельцев решающую роль сыграло соотношение цены и качества. Более 80% отметили хорошее оснащение, 79,6% – привлекательный внешний вид, 71,7% – комфорт в салоне. В числе минусов владельцы «Джили» назвали повышенный расход топлива (так считают 24,7% респондентов), качество лакокрасочного покрытия (11%) и динамику автомобиля (6,8%). В целом же автовладельцы удовлетворены своим авто на 86,3 балла из 100 возможных. Кстати, дешевыми эти автомобили не назовешь. Кроссовер «Атлас», который выбирали 80% покупателей, стоит от 1 млн 55 тыс. руб. до 1,7 млн!

А еще за годы работы на нашем и других мировых рынках китайцы неплохо обучились местным правилам игры и уже не пытаются завлечь потребителя только самыми низкими ценами. Более того, они готовы предложить машины, интересные по дизайну, с современными характеристиками, «подстроенные» под местные вкусы, причем изначально с большим количеством интересных опций.

К примеру, на новом кроссовере «Чери Тигго 4» открыть машину и запустить двигатель можно с помощью электронного браслета, а у нового «Джили Кулрэй» ассистент парковки есть даже в не самой дорогой комплектации. «Хавэйл» кроме агрессивной рекламы в СМИ (что вообще-то нетипично для китайских компаний) предлагает скидки и очень интересные кредитные схемы для покупателей. После этого спрос на машины стоимостью от 1,1 млн рублей растет (см. выше)! Продажами китайских марок всерьез занялись крупные дилерские сети, например, «Мейджор». И это о многом говорит.

Chery Tiggo4

Chery Automobile

Пока, конечно, выводы делать рано, но кое-какие тенденции просматриваются. Потребители видят, что китайцы научились делать красивые автомобили, соответствующие современным требованиям. Эти машины уже практически ничем не отличаются от признанных марок, хотя, конечно, сами бренды пока еще звучат непривычно для русского уха, и серьезной истории у них за плечами нет.

Но в любом случае отношение россиян к китайским автомобилям претерпело значительные изменения по сравнению с тем, что было всего несколько лет назад. Кстати, происходит это и потому, что произошли серьезные изменения в системе организации продаж и сервисного обслуживания.

Специалисты аналитического агентства «Автостат» провели онлайн-опрос среди дилеров. Исследование показало, что среди преимуществ работы с марками из КНР – отсутствие бюрократии в китайских компаниях (41,7%), регулярное обновление модельного ряда и гибкая ценовая политика (по 33% опрошенных). Среди недостатков на первое место дилеры поставили маленький объем федеральной рекламы (более 65% участников). Не умеют (или не хотят?) китайцы правильно «подать» свой товар, рассказать о нем потенциальным покупателям! Сохранились еще проблемы со своевременными поставками запчастей (40% респондентов). Больше всего дилерам нравится, как складываются отношения с марками «Хавэйл», «Джили» и «Чери».

Китайские автомобили на нашем рынке – уже не экзотика, хотя в некоторых регионах пока редкость. Так это временно! Если посмотреть результаты продаж смартфонов в РФ, то вдруг выясняется, что первые 5 мест занимают модели китайских марок «Ксаоми» (Xiaomi), «Хуавей» (Huawei) и «Онор» (Honor). В середине списка встречаются по модели Apple и Samsung, но потом сразу Vivo и ZTE… А где «Нокиа», «Моторола», «Эриксон», которые правили бал на этом рынке еще 10–15 лет назад? Ауууу!

Сегодня в топ-25 самых популярных новых легковых автомобилей пока нет ни одного китайского, но это, как говорится, пока. В рейтинге продаж компании из Поднебесной поднимаются вверх неспешно, но уверенно. Сегодня компания «Хавэйл» занимает 14-е место, «Джили» – 16-е, «Чери» – 18-е и «Чанган» – 20-е. Они уже уверенно обогнали по продажам в России такие мировые бренды, как «Сузуки», «Пежо», «Ситроен»… Так что, вполне возможно, в недалеком будущем китайские автомобильные бренды смогут потеснить многих традиционных игроков, причем не только в России, но и в Европе. Ведь молодые покупатели выбирают не по престижности марки, им важнее другие показатели. В телефоне – емкость памяти и скорость работы процессора, качество работы камеры. В автомобиле – сочетание цена/качество, а также уровень его компьютеризации. А тут китайцы – признанные передовики производства…

Читать полностью (время чтения 7 минут )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK
29.10.2020