21 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Чемпион по торговле
Китай Россия торговля Экспертное мнение

Чемпион по торговле

Россия быстрее всех наращивает товарооборот с Китаем

Иван Зуенко

Иван Зуенко

©"Профиль"

С 2022 года Россия перестала раскрывать таможенную статистику. О том, как меняется структура внешней торговли, сейчас можно судить преимущественно по «зеркальной статистике» – данным, которые публикуют наши торговые партнеры. В статистических выкладках двух стран могут возникать небольшие расхождения, однако общее представление о положении вещей они не меняют. Например, в марте прошлого года Москва оценила объем торговли с КНР за 2022 год в $185 млрд, а китайцы – в $190 млрд. Но в любом случае это был рекорд, и обе стороны констатировали, что торговая взаимозависимость повышается.

В начале наступившего года Главное таможенное управление КНР опубликовало статистику за 2023-й. Эти цифры столь примечательны, что нуждаются в нескольких комментариях.

Самое главное: товарооборот России и Китая снова побил рекорд и составил $240 млрд. Страны преодолели планку в 200 млрд, хотя изначально предполагалось, что сделать это удастся лишь в 2024-м.

Магия цифр

Но это-то как раз удивляет меньше всего. Уже в прошлом году Россия и Китай вплотную подобрались к заветной цифре и должны были преодолеть ее даже при пессимистичных прогнозах (10–15% прироста). Получилось же целых 26,3%, что хотя и меньше, чем прошлогодние 29,3%, но ненамного.

Товарооборот устойчиво растет с 2014 года. Этот тренд был нарушен только в 2020-м, когда в дело вмешалась пандемия коронавируса. Следующей целью, надо полагать, будет $300 млрд товарооборота, причем достичь ее, вероятно, получится уже через три-четыре года.

Еще примечательнее два других обстоятельства.

Во-первых, Россия в списке торговых партнеров КНР поднялась на четвертое место среди отдельных стран. Больше с Китаем торгуют только США ($664 млрд), Япония ($317 млрд) и Южная Корея ($310 млрд). Если учитывать ещё и интеграционные объединения, то больше результат у АСЕАН ($911 млрд) и Евросоюза ($783 млрд). У Гонконга ($288 млрд) и Тайваня ($268 млрд) тоже больше, но это не де-юре независимые государства, а отдельные таможенные территории.

Между тем еще недавно даже вхождение России в десятку главных торговых партнеров КНР считалось успехом. Сейчас же нам за год удалось обогнать таких старожилов списка торговых партнеров Китая, как Вьетнам ($230 млрд), Австралия ($229 млрд) и ФРГ ($206 млрд).

Учитывая, что, если не считать Индию (+1,6%) и Австралию (+4,1%), торговля КНР со всеми традиционными партнерами сокращается (а в случае с США она обвалилась на 11,6%), получается, что Россия добилась наибольшего прогресса во взаимодействии с китайским рынком.

Если же говорить о статистике не одной России, а всего ЕАЭС, то результат получится еще внушительнее – более $300 млрд, в основном за счет активизации торговли Китая и Казахстана ($41,02 млрд). Причем, судя по тому, как вырос импорт в Казахстан китайских товаров ($24,7 млрд, + 52,8%), значительная часть этой продукции шла транзитом на российский рынок.

Дотянуться до 200: российско-китайская торговля поставила рекорд

Второй важный момент – существенно изменилось торговое сальдо. Год назад Россия продала товаров (в основном нефть) на $114,15 млрд (+ 43,4% по сравнению с 2021-м), а купила на $76,12 млрд (прирост составил всего лишь 12,8%). Сейчас же мощный прирост дал как раз импорт в Россию китайских товаров: + 46,9% (до суммы $111 млрд). Прирост экспорта был скромнее: + 12,7% (до $129 млрд), хотя по итогу Россия все равно получила больше.

Налицо две тенденции. Во-первых, после шокового 2022 года, когда бизнесу пришлось резко переориентировать географию импорта с Европы на Азию, наконец-то заработали партнерские связи и логистические маршруты. Особенно показателен тут авторынок.

В 2021-м продажи китайских автомобилей составляли 7% всех сделок в России, а в 2023 году уже 52%! Китайский автопром заполнил вакуум, возникший после ухода с рынка японцев и европейцев. В номенклатуре поставок из КНР различные виды автомобилей и автокомплектующих занимают первые строчки, кроме них в топе только смартфоны и ноутбуки.

Во-вторых, на протяжении большой части 2023 года котировки нефти были низкими. Так, средняя цена нефти марки Urals в январе–сентябре 2023-го составила $59,54 за баррель, тогда как за тот же период в 2022 году – $80,58 за баррель. И хотя объемы поставок в Китай оказались на 24% больше, чем в 2022-м, дойдя до цифры 107 млн тонн, а в III квартале цена нефти заметно поднялась, в стоимостном отношении статистика экспорта в КНР выросла на меньший процент (всего на 3,5% больше).

Учитывая, что нестабильность на Ближнем Востоке не дает котировкам опуститься, можно предположить, что в начавшемся году нефтяная торговля будет обладать большим КПД. И хотя Китай по-прежнему покупает российское сырье со значительной скидкой, спрос на него не падает. А это значит, что Россия продолжит получать стабильно высокие доходы от внешней торговли и рост товарооборота с КНР останется одним из основных драйверов экономического развития.

Автор – старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".