24 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Израильские уроки
арабо-израильский конфликт Израиль КНДР Палестина Экспертное мнение Южная Корея

Израильские уроки

Почему нападение на Израиль так напугало Южную Корею

Ланьков

Андрей Ланьков

©Lee Jin-man/AP/TASS

Нападение боевиков ХАМАС на Израиль вызвало немалое беспокойство на противоположном краю Азии, став одной из самых обсуждаемых тем в Сеуле. Причина этого интереса проста: местные военные внезапно осознали, что Южная Корея тоже может оказаться беззащитной перед лицом атаки, организованной по тем же рецептам, которые использовал ХАМАС. При этом, в отличие от многих иных стран, у Южной Кореи есть сосед, в принципе способный нанести такой удар.

В этой связи ключевые фигуры южнокорейского военно-политического истеблишмента в последние дни выступили с заявлениями о необходимости извлечь уроки из провала израильской армии и спецслужб. Тон здесь задал сам президент Юн Сок Ёль, прямо сказавший, что южнокорейским военным необходимо быть готовым и к тому сценарию, который мир увидел на Ближнем Востоке.

Готова ли Южная Корея обзавестись ядерной бомбой?

11 октября министр обороны Син Вон Сик заявил: неудачи Израиля вызваны плохой организацией наблюдения и разведки, и подчеркнул, что Южная Корея имеет дело с более серьезной угрозой, чем та, с которой сталкивался Израиль, поскольку по своим возможностям КНДР существенно превосходит ХАМАС. Чтобы понять, о чем речь, можно процитировать «министра объединения» (то есть министра по вопросам Северной Кореи) Ким Ён Хо, заявившего во время выступления в парламенте 11 сентября, что на начальном этапе возможного конфликта КНДР способна выпустить по Югу около 16 тыс. артиллерийских снарядов и ракет.

Конфигурация границ на Корейском полуострове весьма неблагоприятна для южан. Гигантская Сеульская агломерация, в которой живут 25 млн человек (около половины всего населения страны), находится непосредственно подле границы с КНДР. В настоящее время на северокорейской территории, прямо напротив Сеула, сосредоточена артиллерийская группировка численностью около 1000 стволов. В нее входят 340 тяжелых орудий калибром в 170 мм и 240 мм, с дальностью стрельбы в 54–60 км. В случае конфликта эта группировка в состоянии обрушить на многомиллионный город огонь такой интенсивности, который будет многократно превосходить все, на что способны боевики ХАМАС.

Вдобавок в КНДР уже с 1960-х уделяют большое внимание нетрадиционным способам ведения войны. Численность спецназа Северной Кореи достигает 200 тыс. человек. Главная задача этих сил – действие малыми группами в тылу противника. Тут стоит напомнить, что в свое время саперы северян скрытно построили под линией границы впечатляющие по масштабам тоннели, далеко уходящие на территорию Юга. В случае войны эти туннели должны были обеспечить выход в тыл южнокорейской армии целых северокорейских батальонов и бригад, которые атаковали бы противника, возникнув буквально из-под земли. И хотя большинство этих тоннелей южане обнаружили и нейтрализовали, нет уверенности в том, что часть из них все же осталась незамеченной.

Почему в уходящем году отношения Пхеньяна и Сеула становились все хуже

В южнокорейской прессе подчеркивается, что тактика боевиков ХАМАС может быть использована Пхеньяном. Эта тактика подразумевает нанесение внезапного массированного ракетно-артиллерийского удара по командным центрам, центрам связи, важнейшим объектам инфраструктуры, портам и аэропортам. После этого может быть проведена высадка разведывательно-диверсионных групп с использованием легкой авиации, парапланов и малых подводных лодок. Спецназовцы будут создавать в тылу обстановку хаоса и паники, убивая военных руководителей и чиновников, нанося удары по инфраструктуре.

Итак, в Сеуле сильно обеспокоены событиями на Ближнем Востоке. Можно, конечно, списать это беспокойство на паранойю. Действительно, в нынешней политической ситуации нет оснований бояться, что КНДР вдруг нападет на Юг – куда более вероятным представляется, что в обозримые годы на Корейском полуострове будет продолжаться своего рода малая холодная война. Тем не менее в военном планировании, как известно, полагается обращать внимание не на намерения, а на возможности – и соответствующие возможности у Северной Кореи имеются. Таким образом, можно предположить, что в южнокорейской армии начинается эпоха перемен. Впрочем, уроки из событий на Ближнем Востоке могут извлечь не только на Юге, но и на Севере.

Автор – профессор университета Кунмин (Сеул)

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".