22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Время спокойных прагматиков
Госдума Экспертное мнение

Время спокойных прагматиков

Новая Госдума начинает работу, не опасаясь кризисов власти

12 октября откроется первое заседание Государственной думы VIII созыва. Несмотря на чрезвычайный период пандемии, новый парламент сможет сразу же начать эффективно работать, поскольку результаты выборов и наработанные технологии законотворчества позволяют не опасаться кризисов власти.

Владимир Платонов

©Наталья Львова/Профиль

С понятием альтернативных выборов россияне познакомились 32 года назад, когда впервые со времен Учредительного собрания гражданам предложили не голосовать за утвержденного единственной партией кандидата, а выбирать депутатов из нескольких претендентов. Психологический эффект этого был настолько силен, что миллионы людей не один месяц почти круглосуточно смотрели телетрансляции парламентских заседаний, на которых никому не известные ранее люди произносили неслыханно смелые речи в адрес партии и правительства…

За три десятилетия политический ажиотаж канул в Лету, и даже краткие новостные сводки на парламентском канале смотрят в основном специалисты, потому что мало кому понятен и интересен процесс законотворчества – важен результат. Ведь далеко не всем интересен созидательный процесс строительства метро или новой развязки, но все с интересом смотрят церемонию их открытия. И за четверть века парламентской работы я убедился, что депутат в нашей стране – едва ли не самая критикуемая профессия. Идет это от недопонимания смысла и специфики депутатской деятельности. Исполнительная власть созидает, делает конкретную работу, а депутат?

Люди, далекие от политики, считают депутатский мандат чем-то вроде поощрения. Собственно, в советское время он таковым и являлся; его даровала Его Величество Партия за заслуги или по должности.

Прошли по краю: чем закончились выборы в Госдуму

Вроде ничего нового и сейчас: заслуженный человек может стать кандидатом от одной из партий. Тут ключевое отличие – кандидатом на выборах, а не членом списка заранее известных победителей. Иди и добивайся, чтобы тебе люди поверили!

Оппозиционно настроенные граждане уверены, что место депутата – штатная возможность с трибуны ругать власть. Особенно близка эта мысль сторонникам «умного голосования»: избирая в парламенты людей по принципу «Баба Яга против», они получают моральное удовлетворение и иллюзию влияния. Увы, как показывает, например, опыт действующей Мосгордумы, кроме внесения в парламентскую работу элементов карнавала, «УГ» не решает никаких проблем и не влияет ни на что.

Между тем депутат, по закону и здравому смыслу, должен защищать и представлять своих избирателей. В России, как во всех цивилизованных странах, создана система разделения властей. По Конституции 1993 года законодательная и исполнительная ветви власти – как два полушария головного мозга, которые самостоятельно решают данные природой вопросы работы организма, дополняя друг друга. А в государстве есть над ними еще и судебная власть для принятия окончательного решения по спорным вопросам. Вроде бы все просто.

По общемировой практике порядка 80% законопроектов готовит и вносит на рассмотрение исполнительная власть, располагающая для этого возможностями привлечения целых отраслевых институтов. Роль парламента, аккумулирующего независимое экспертное сообщество, заключается в том, чтобы корректировать возможные ошибки в законопроектах на стадиях предварительного рассмотрения в комитетах и фракциях и последующего утверждения на пленарном заседании. Бытующее мнение о том, что парламент «ничего не решает», носит характер чисто эмоциональный.

Я застал времена, когда в Совете Федерации рубежа нулевых выступление одного сенатора могло коренным образом изменить позицию палаты (и таков мировой парламентский опыт). Поэтому сбрасывать со счетов роль депутата – упрощать ситуацию и недооценивать возможности демократии.

Нынешняя Государственная дума – восьмая по счету. А если считать от начала российского парламентаризма, то двенадцатая. Первая и вторая имперские Думы были похожи на своих потомков – Съезды народных депутатов СССР и России. В дореволюционных парламентах было много прекрасных ораторов, клеймивших правительство и монаршую семью, но не способных к конструктивной работе. В результате первая Дума проработала до роспуска два с половиной месяца, вторая – три с половиной. И только начиная с третьей Думы парламент Российской империи, наконец, стал выполнять функции цивилизованного оппонента исполнительной власти, готового вместе с правительством искать взаимоприемлемые решения сложных ситуаций.

У нынешней Госдумы есть на что опираться и чего опасаться. Результаты выборов показали, что в парламент стало попадать меньше людей случайных, а место площадных ораторов постепенно занимают спокойные прагматики. Как сложится их работа – увидим скоро; им предстоит брать на себя ответственность за федеральный бюджет и непростые решения, требующие смелости и мужества.

Автор – президент Московской торгово-промышленной палаты

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".

Метки: Госдума