23 октября 2025
USD 81.65 +0.31 EUR 94.75 +0.09
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Битва сказок: "Алиса в Стране чудес" против "Горыныча"

Битва сказок: "Алиса в Стране чудес" против "Горыныча"

В один день в прокат вышли две российских сказки-мюзикла, приуроченные к началу школьных осенних каникул: «Алиса в Стране чудес» Юрия Хмельницкого и «Горыныч» Дмитрия Хонина. Мы решили сравнить фильмы друг с другом и вынести вердикт, какой из них получился более удачным.

Съёмки фильма "Алиса в Стране чудес"

Съёмки фильма "Алиса в Стране чудес"

©"Централ Партнершип"
Содержание:

На какой возраст фильмы на самом деле рассчитаны

И «Алиса в Стране чудес», и «Горыныч» получили рейтинг 6+, но при этом смотрятся как проекты, рассчитанные на разные аудитории.

Действие классического произведения Льюиса Кэрролла перенесено в современную Москву. Алиса (Аня Пересильд) заваливает ОГЭ, что приводит в ужас ее серьезную маму (Ирина Горбачева) и не слишком волнует ее добродушного папу (Милош Бикович). Сбежав на свидание с одноклассником (Олег Савостюк), Алиса в итоге оказывается в сказочном мире, где не существует времени и где уже бог знает сколько правит Королева (и снова Ирина Горбачева).

"Глазами пса": собака борется с призраками

Колористическая яркость и эксцентричные персонажи должны понравиться и совсем юным зрителям, но сюжет, отсылающий к подростковым проблемам, отзовется скорее у тинейджеров или у тех, кто хорошо помнит свои юношеские переживания. Фильм может быть симпатичен и взрослым: авторам удалось создать убедительный мир, в который легко и приятно окунуться.

«Горыныч», напротив, понравится зрителям даже младше шести лет – как можно судить хотя бы по бурной реакции дошкольников на предпремьерном показе. А вот взрослым, скорее всего, будет скучно следить за приключениями моряка Лехи (Александр Петров), оказавшегося в сказочном царстве, спасшего дракончика Горыныча и влюбившегося в княжну. Несмотря на то, что в фильме многие шутки ориентированы на взрослых, банальность истории и общий вайб новогодних ТВ-мюзиклов пятнадцатилетней давности напрочь убивают шанс очаровать зрителей старшего поколения. Правда, сам Горыныч, ведущий себя словно котенок или щенок, наверняка полюбится и детям, и взрослым.

Персонажи и костюмы

В «Алисе в Стране чудес» каждый персонаж визуально изумительно придуман, и уже за счет этого цепляет. Не последнюю роль в этом сыграли костюмы Татьяны Мамедовой. Алиса, оказавшись в Стране чудес, меняет лаконичное черное платье на розовое – соответствующее здешним интерьерам. Претендентка на роль новой королевы, Герцогиня (Паулина Андреева), щеголяет в черном графичном наряде, который подчеркивает черная помада. Сергей Бурунов в синем длинном пуховике превращается в Гусеницу, а Милош Бикович в трех шляпах – в Безумного Шляпника (в этой версии «Алисы» каждому герою в параллельном мире соответствует персонаж в мире реальном).

"Ужастики. Ожившие рисунки": семейное фэнтези о проживании утраты

Едва ли не обаятельнее всех героев – спящая за столом Безумного чаепития Соня с головным убором-подушкой. Хороши и птица Додо (Олег Савостюк), и Пират (Артем Кошман, по мнению ряда коллег, вообще «украл» этот фильм). В общем, хотя психологическую глубину в героях искать не стоит, они получились броскими, стильными и запоминающимися. Паулина Андреева говорит, что руководствовалась во время съемок актерским принципом «от внешнего к внутреннему». «Чем ярче костюм, чем он конкретнее по характеру, это касается и грима и прически, – тем легче найти персонажа… Такие яркие образы невозможно придумать только психологически – нужно опираться на визуал».

В «Горыныче» дракончик оказывается обаятельнее всех людей в кадре: он забавный, милый, за ним действительно хочется наблюдать, и он здорово нарисован. Но, увы, его участие в фильме ограничивается комическими репризами: для сюжета Горыныч совершенно не важен. Александр Петров играет привычную для себя роль борзого смекалистого парня. Виктория Агалакова предстает в образе княжны Маруси, интересной разве что тем, что активно старается вырвать отца-князя (Сергей Маковецкий) из власти сомнительных личностей, его окруживших. Костюмы и массовки, и центральных персонажей изысканны и оригинальны (деревянные доспехи, переливающиеся всеми цветами радуги платья, костюмы из разноцветных лоскутов с орнаментами) – за них отвечали художники Надежда Васильева и Ольга Михайлова.

Кадр из фильма "Горыныч"

Кадр из фильма "Горыныч"

Кинокомпания "Вольга"

Однако количество интересных деталей располагает к долгому разглядыванию, которое невозможно из-за довольно быстрого темпа картины. При более же беглом взгляде на героев созда-ется впечатление, что многие из них слишком похожи. К тому же ряд образов портят карикатурные парики и усы (Сергей Епишев, Алексей Филимонов и другие артисты в ролях злодеев). В итоге некоторые артисты в кадре почему-то выглядят так, будто сбежали из провинциального театра. Если даже предполагалось, что нелепые парики и усы будут смотреться иронично, то почему испытываешь неловкость, глядя на них? Возможно, конечно, расчет был на детей, которым такие образы антигероев могут показаться смешными.

Месседж

Сказка ложь, да в ней намек. Впрочем, в данном случае едва ли стоит всерьез говорить о «взрослых» месседжах, но кое-какие намеки авторы нам все же оставили. В «Алисе в Стране чудес» звучит шутка о том, что в сказочном мире нормального суда никогда не было. Да и сама идея о том, что из-за замершего времени ничего в Стране чудес не меняется, наводит на определенные мысли. Сценаристка картины Карина Чувикова, известная по хитовому недавнему сериалу «Между нами химия», при этом говорит, что отсутствие понятия времени в Стране чудес отражает детское мышление героев. Они не замечают течения времени, в отличие от взрослых. Взросление же, по мысли авторов «Алисы», – это уход от эскапизма.

В «Горыныче» повестка скорее патриотическая. Есть соседи-чужестранцы, которые стремятся покорить княжество. Есть коллаборационисты, предающие родину. Есть и бравый представитель современного российского флота. Впрочем, все это подано совсем не всерьез и совершенно лишено пафоса. Тот же моряк, герой Петрова, в прологе чуть не опаздывает на задание, потому что всю ночь тусовался в клубе.

Музыкальные номера

Авторы «Алисы в Стране чудес» использовали в музыкальных номерах тексты песен, написанные Владимиром Высоцким для культовой пластинки 1976 года (и в целом считают свою версию основанной не столько на произведении Льюиса Кэррола, сколько на аудиоспектакле). А вот музыка была написана новая: за нее отвечали композитор Владислав Саратовкин вместе с музыкальным продюсером картины Евгением Воронцовым. Песни звучат вполне приятно и разбросаны по фильму гармонично-равномерно. Многие музыкальные сцены остроумно придуманы и поэтому запоминаются – как, например, песня и танец Герцогини, номера Попугая и Гусеницы.

"На посошок": бесконечное путешествие за последней рюмкой

«Горыныча» не анонсировали как мюзикл, но полноценным мюзиклом он и не является. Создатели периодически надолго забывают о том, что в их картине еще и поют. Забывают об этом и зрители, удивляясь, когда после долгой паузы все-таки начинается новый музыкальный номер и почти сразу за ним – следующий. Музыка (композитор Константин Познеков) не слишком поражает воображение: стандартные романтические баллады могут быть разбавлены чем-то вроде частушки. Самый яркий выход у Романа Курцына в образе комического циркача Бамбулы из Стамбула. В песне, слегка отдающей группой «Ленинград», Курцын традиционно забавно иронизирует над своим маскулинным образом.

Вердикт

«Алиса в Стране чудес» способна понравиться и подросткам, которые узнают в фильме свои проблемы и переживания, и взрослым, которые помнят юность и считывают актуальные аллюзии. Яркий визуальный ряд с нотками необходимой для Льюиса Кэррола эксцентричности и удачные музыкальные номера – главные достоинства картины.

«Горыныч» может завоевать любовь детей, в том числе дошкольников, а вот взрослые, скорее всего, на показе будут скучать. По крайней мере, если шутки в духе очередной серии «Холопа» им уже не кажутся очень смешными и свежими. В фильме не хватает интересных персонажей, а роль очаровательного Горыныча сведена к минимуму. Зато история, написанная Александром Архиповым (он также сценарист «Огнива» и «По щучьему велению»), проста и понятна.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".