26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Чокан Валиханов – великий потомок казахских ханов
ЕАЭС Казахстан Культура

Чокан Валиханов – великий потомок казахских ханов

В ноябре исполняется 186 лет со дня рождения казахского учёного, историка, этнографа, фольклориста, путешественника и просветителя

Несмотря на то, что учёный прожил всего 29 лет, Чокан Валиханов своими трудами и исследованиями оставил не только яркий след в истории России и Казахстана, стал символом дружбы двух народов, но и признан мировым сообществом как выдающийся деятель мировой науки. Недаром без ссылок на труды Валиханова не обходится ни один серьёзный учёный, изучающий историю, географию и этнографию народов Средней Азии и Казахстана.

©

Сегодня его именем названы улицы, в его честь установлены памятники, в том числе в Омске, где учёный жил и учился. Имя Чокана Валиханова носит университет и пединститут в Кокшетау. А совсем недавно на конкурсе социально значимых проектов в рамках приграничного сотрудничества России и Казахстана одним из победителей стал проект Гражданского альянса Костанайской области «Музей под открытым небом Шокана Валиханова» на его родине – в посёлке Кунтимес. Ожидается, что такой мемориал может положить начало формированию крупного историко-туристического бренда, способного объединить сразу несколько стран – Казахстан, Россию и Киргизию, тесно связанных с именем учёного.

Казахский вундеркинд

Как лаконично и очень точно сказал о Валиханове поэт Олжас Сулейменов: «Он – человек будущего – жил в прошлом».

Чокан Валиханов родился в 1835 году в крепости Кушмурун (ныне аул Кунтимес Костанайская область, Казахстан) в семье Чингиса Валиханова, старшего султана Аманкарагайского (с 1845 г. Кушмурунского) округа Омской области и был правнуком прославленного хана Абылая. При рождении мальчик получил мусульманское имя Мухаммед-Канафия, однако именно ласковое домашнее прозвище Чокан (так его называла мать) со временем стало его официальным именем.

Детские годы Чокана прошли в Кушмуруне, а затем в родовом имении его бабушки Айганым в Сырымбете. По воспоминаниям родных, мальчик сызмальства рос любознательным и не по годам сообразительным, рано научился писать, рисовать, образно и чётко формулировать свои мысли. Сейчас про такого сказали бы – вундеркинд. Уже в начальной частной казахской школе в Кушмуруне Шокан овладел основами арабского, персидского, кыпшак-чагатайского языков, получил представление о восточной поэзии и учился рисованию.

Заметив способности сына, отец поощрял все его увлечения, в том числе интерес к устному и музыкальному творчеству казахов, легендам и народным приданиям. Известно, что они даже вместе записали несколько вариантов народных поэм «Едиге», «Козы Корпеш и Баян Сулу», «Еркокше». Именно отец со временем ввёл его в круг высокообразованных русских учёных, инженеров, офицеров. Кроме того, с детства Чокан общался с известными казахскими поэтами, певцами и композиторами, проявляя интерес к их творчеству и творчеству вообще, что тоже сказалось на его формировании как многогранной личности.

Отважный путешественник и знаток жизни народов Центральной Азии

Осенью 1847 года 12-летний Чокан Валиханов поступил в Сибирский кадетский корпус в Омске, считавшийся одним из лучших учебных заведений того времени. Помимо военных дисциплин, там преподавали всеобщую географию, историю, русскую и западноевропейскую литературу, философию, ботанику, физику, математику, геодезию, строительное искусство с архитектурой, иностранные языки, в том числе восточные. По мнению преподавателей, Валиханов был одним из лучших учеников, заметно выделялся среди однокашников прекрасной памятью, эрудицией, интересом к литературе и наукам, трудолюбием и своими удивительными человеческими качествами. Любимыми писателями юноши были Гоголь, Диккенс, Теккерей, а кумиром среди поэтов – Лермонтов.

«Чокану было только 14-15 лет, – вспоминал его друг Григорий Потанин, впоследствии знаменитый путешественник, исследователь Сибири, Казахстана, Монголии и Центральной Азии, – когда преподаватели корпуса на него смотрели, как на будущего исследователя и может быть учёного». По словам Потанина, Чокан уже тогда мечтал о больших научных исследованиях на просторах «неизведанной Азии».

Закончив 1853 году кадетский корпус, восемнадцатилетний Чокан Валиханов в звании корнета поступил на службу адъютантом генерал-губернатора Густава Гасфорта, управлявшего тогда Западной Сибирью и северо-восточными районами Казахстана. Там он продолжил самообразование, изучая историю, этнографию и культуру народов Средней Азии, много путешествовал по Центральному Казахстану, Жетысу, Тарбагатаю, Семиречью, ездил через Семипалатинск, Аягуз, Капал в Заилийский Алатау. Во время этих поездок Чокан собирал важные для науки сведения, исторические предания, литературные памятники и писал статьи по истории Степи, об обычаях, традициях и религии казахов.

Нельзя обойти вниманием и такой исторический факт: в 1854 году в Омске Валиханов познакомился и подружился с ссыльным писателем-петрашевцем, будущим классиком русской литературы Фёдором Достоевским, которому смертную казнь заменили «Сибирью». Сохранилась даже их совместная фотография. Более того, молодой учёный сыграл заметную роль в судьбе Достоевского – в дальнейшем он поспособствовал досрочному освобождению его из ссылки.

Валиханов и Достоевский в Омске, 1858 год.

«Очерки Джунгарии» и «Степная Илиада»

В 1856 году Валиханов «за отменные знания казахского языка, местных обычаев и принесённую во время путешествий пользу» получил звание поручика и вместе с тем возможность сосредоточиться на исследовательской деятельности. Он принимает участие в крупной военно-научной экспедиции к заилийским кыргызам и в аулы Старшего Жуза. Итогом этого путешествия стали «Очерки Джунгарии», «Записки о киргизах», «О жанрах казахской народной поэзии», «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Предания и легенды большой киргиз-кайсацкой орды» и другие статьи, позволившие совсем по-другому взглянуть на казахов как на этнос и на их самобытную культуру.

В этой экспедиции молодой учёный записал несколько глав великого кыргызского эпического цикла «Манас», перевёл их на русский язык, тем самым продемонстрировав, что «Манас» – выдающееся произведение восточной устной традиции, кыргызского фольклора, и, по выражению Валиханова, настоящая «Степная Илиада». Именно благодаря Валиханову отдельные главы из «Манаса» были впервые в мире опубликованы на русском языке.

Осенью того же 1856 года Шокан с дипломатической миссией посетил Кульджу и договорился с китайскими властями о восстановлении дружеских и торговых связей между Россией и Китаем. А вскоре после возвращения по рекомендации знаменитого географа и путешественника Петра Семёнова (в будущем Семёнова-Тянь-Шанского) Валиханов был избран действительным членом Русского географического общества.

В 1858 году поручик Валиханов совершил, пожалуй, самое блистательное и самое и опасное путешествие в своей короткой жизни: он отправился в неизвестное европейской географической науке государство – туркестанский Кашгар. Прожив там под видом купца пять месяцев, Валиханов досконально изучил политическое и экономическое устройство Восточного Туркестана, собрал материалы по истории и этнографии этого региона, добыл ряд уникальных восточных рукописей, коллекции нумизматики и горных пород, образцы нефрита, гербарий и многое другое, сделал важные карандашные зарисовки с натуры. Его статья «Описание Кашгара или Алтышаар …» была опубликована в «Записках русского Географического общества» и дала развернутый анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана.

Любопытно, что по возвращении в Омск учёного встречали как героя. Он был награждён и направлен для дальнейшего прохождения службы в Санкт-Петербург. Там у него состоялась личная встреча с императором, на которой Александр II отметил особые заслуги Валиханова перед Отечеством. Ему присвоили очередное звание штабс-ротмистра и наградили императорским орденом Святого Равноапостольного князя Владимира 4-й степени.

В Санкт-Петербурге Чокан много работал в библиотеках и архивах, активно сотрудничал с научными журналами Географического общества, принимал участие в подготовке «Энциклопедии науки и литературы». Для энциклопедии им были написаны статьи о древних учёных, поэтах, мыслителях и общественных деятелях Средней Азии и Казахстана. В этот период им опубликованы труды «Описание Восточного Туркестана», «Аблай», «Шуна батыр», «Тарихи Рашиди», «Записки о Кокандском ханстве».

Но, к сожалению, влажный петербургский климат подорвал здоровье Чокана – вскоре у него начались приступы чахотки. Весной 1861 года по совету врачей учёный уехал на родину – в аул своего отца, рассчитывая там подлечиться.

За те четыре года, что теперь отмерила ему судьба, выдающийся учёный продолжал писать статьи, по мере сил путешествовал. Однажды даже выдвинул свою кандидатуру на выборах в местные правители, чтобы, как он потом написал в письме своему другу Фёдору Достоевскому, «посвятить себя работе на пользу соотечественников, защитить их от чиновников и деспотизма богатых казахов». Но несмотря на то, что на выборах он получил большее количество голосов, чем его соперник, губернатор Западной Сибири Дюгамель отклонил его кандидатуру, соврав, что «Валиханов сам отказался по причине болезни», и утвердил на эту должность его соперника.

Разочарованный такой откровенной подтасовкой и вновь почувствовавший себя неважно, Чокан уехал к своим родственникам в урочище Кочен-Тоган, где 10 апреля 1865 года скончался от туберкулеза.

Улица Валиханова с видом на Иртыш

Но выдающегося сына казахского народа не забыли. В 1904 году Российское Географическое общество издало книгу Чокана Валиханова, в предисловии к которой востоковед, академик Николай Веселовский написал: «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок казахских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд. За неполных тридцать лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь».

А вот мнение заведующей отделом урало-алтайских языков Института языкознания Российской академии наук, тюрколога Анны Дыбо, которое она недавно высказала в интервью тг-каналу KeyNews: «Такие люди, как Чокан Валиханов, всегда имеют значение для истории. Чокан Валиханов работал в период первоначального накопления европейской наукой данных о Центральной Азии. Он собрал значительный этнографический и фольклорный материал. В то же время он – человек, совместивший традиционную национальную образованность с европейской, общался с петербургской интеллигенцией, учёными и писателями. Таким образом, в его лице осуществлялось взаимопроникновение и взаимопонимание культур, что, собственно, и важно для цивилизации».

А ректор Омского педагогического университета, председатель омского отделения Русского географического общества Иван Кротт рассказал, как бережно сохраняется память об учёном:

«В истории нашего города имя выдающегося учёного и просветителя-демократа Чокана Чингисовича Валиханова занимает видное место. В 1847–1860 годах Валиханов учился и служил в Омске, оставив большой след. Одной из красивейших улиц в нашем городе является улица Валиханова, которая сейчас является центром притяжения молодёжи, своеобразным омским Арбатом. Очень часто там прогуливаюсь с семьёй, оттуда прекрасный вид на Иртыш. Там своеобразная аура, очень завораживающая. Очень приятно видеть студентов Омского педагогического университета, которым тоже нравится эта точка притяжения, это современное городское пространство. Наш университет сотрудничает с несколькими вузами Казахстана и что особенно приятно, что среди них есть Институт истории и этнологии (Алматы) и Кокшетауский государственный университет, носящие имя Чокана Валиханова».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».