«Дело Ричарда Джуэлла»: как запятнать репутацию маленького человека
Клинт Иствуд рассказывает историю расследования взрыва на Олимпийских играх в Атланте
Восьмидесятидевятилетний классик Клинт Иствуд по-прежнему находится в превосходной режиссерской форме. Его новая картина «Дело Ричарда Джуэлла» — увлекательнейшая драма на актуальную тему, прекрасно сыгранная и филигранно поставленная. Иствуд вспоминает эпизод из недавней истории США, который едва ли в подробностях известен российскому зрителю. В 1996 году на концерте в рамках Олимпийских игр в Атланте произошел взрыв, который обошелся малыми человеческими жертвами. Ущерб был минимизирован стараниями охранника Ричарда Джуэлла (Пол Уолтер Хаузер из фильма «Тоня против всех»), который первым обратил внимание на подозрительный бесхозный рюкзак и затем оказал значительную помощь во время эвакуации.
Коллеги проницательного Ричарда поначалу скептически отнеслись к его обеспокоенности, но в итоге все же было решено вызвать саперов и начать эвакуацию — только это и спасло множество жизней. Джуэллу всего три дня удалось побыть героем. На ФБР давили, нужно было скорее отыскать преступника, и главным подозреваемым назначили Ричарда, потому что его психологический портрет будто бы походил на портрет потенциального террориста.
Один из начальников спецслужбы (в фильме это собирательный персонаж, изображенный Джоном Хэммом) слил журналистке (Оливия Уайлд) версию ФБР, и она написала об этом статью. Жизнь Джуэлла, всегда считавшего своей главной задачей защиту людей, почти на три месяца превратилась в ад. Клинт Иствуд подчеркивает, что хотя до суда дело не дошло и обвинения были вскоре сняты, имя Джуэлла так и осталось опороченным.
Даже несмотря на то, что через шесть лет нашли и посадили в тюрьму реального преступника, многие американцы ассоциируют Ричарда не со спасенными жизнями, а с погубленными. Джуэлл умер в 44 года, но его мать Боби, которую в ленте сыграла Кэти Бейтс, жива до сих пор, и ради нее в том числе режиссер этот фильм и затеял. «Никогда не поздно чествовать героев, и наша картина выражает Ричарду признание, которое он заслужил. Давно пора» — говорит Иствуд.
Иствуд, чей фильм основан на статье Мари Бреннер, опубликованной в Vanity Fair в 1997 году, посвящен маленькому человеку и полон любви к нему. Ричард Джуэлл принадлежит к тому типу людей, над которыми иным хочется подтрунивать. Неудачник по меркам американского общества: живет в свои тридцать четыре с мамой, с которой у него очень теплые отношения, мечтает, но не может никак стать полицейским, выглядит нелепо — толстый, некрасивый. Подшучивает над Ричардом в начале знакомства и его начальник времен работы офисным менеджером — независимый адвокат Уотсон Брайант (Сэм Рокуэлл).
Все нюансы человеческой души в лучших фильмах 2019 года по версии «Профиля»
Но очень быстро он проникается к нему большой симпатией — Ричард по-настоящему заботлив, а еще уверен, что любую работу нужно выполнять с максимальной самоотдачей. Спустя десять лет именно к Брайанту герой обратится за помощью в тот момент, когда против него выступят «две самые влиятельные силы — правительство США и СМИ» (это формулировка как раз Уотсона).
Герой будет биться за своего клиента и товарища из последних сил, но преодолевать ему придется и сопротивление самого Ричарда. Тот настолько уважает американские власти, настолько верит в закон и порядок, что наивно выполняет те требования ФБР, которые направлены лишь на то, чтобы его погубить. Джуэлл как идеалист и человек абсолютно честный и добросовестный не может поверить, что его хотят уничтожить.
Картина Иствуда не в последнюю очередь — о печальном прозрении человека, разочаровавшегося в тех, кого он привык чтить. «Дело Ричарда Джуэлла» при этом — кино крайне мотивирующее: это почти наглядное пособие по тому, как можно дать отпор негодяям, которые держат тебя за дурака и слабака. А еще по тому, как достойно выйти из ситуации, в которой тебя и твоих близких достоинства как раз хотят лишить. К слову о близких: не меньше, чем Ричарда, эта драма затрагивает и его мать, в чьем грязном белье в прямом смысле роются спецслужбы. Ее боль и отчаяние — одна из самых пронзительных сюжетных линий фильма.
«Дело Ричарда Джуэлла» — картина актуальная для многих стран мира не только потому, что рассказывает о том, как представители власти выбирают из толпы самых порядочных и пытаются разрушить их жизнь, лишь бы отчитаться перед начальством (есть, кстати, в фильме шутка и про Россию). Ее злободневность еще и в том, что сейчас репутацию человека с помощью, в том числе, и общественного мнения стало совсем уже просто запятнать без суда и следствия — по крайней мере, в США (в России — другая крайность). И хотя во многих подобных случаях, когда дело касается, например, харассмента, люди справедливо получают по заслугам, случаются и ошибки. «Дело Ричарда Джуэлла» об этом напоминает.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".