"Французский вестник": ода журналистике с толпой звезд
В прокат вышел один из самых ожидаемых авторских фильмов года, русскоязычное название которого так же избыточно, как режиссерский стиль его постановщика Уэса Андерсона: «Французский вестник. Приложение к газете "Либерти. Канзас ивнинг сан"». В оригинале лента, впрочем, лаконично озаглавлена The French Dispatch. Фильм в этом году участвовал в основном конкурсе Каннского фестиваля. Если бы не долгожданный мюзикл Леоса Каракса «Аннетт», наверняка именно «Французскому вестнику» выпала бы честь открывать смотр, потому что большее количество звезд, чем в нем, можно найти только на небе.
Относительно крупные роли во «Французском вестнике» у Бенисио дель Торо, Леи Сейду, Эдриена Броуди, Тильды Суинтон, Тимоти Шаламе, Фрэнсис МакДорманд, Джеффри Райта, Матье Амальрика. Более эпизодические появления – у Билла Мюррея, Оуэна Уилсона, Сирши Ронан, Эдварда Нортона, Уиллема Дефо, Лива Шрайбера, Джейсона Шварцмана – и это тоже далеко не полный список актеров, заглянувших на огонек к любимцу артистов Уэсу Андерсону. Все это великолепие, впрочем, не помешало картине получить смешанные отзывы прессы.
«Французский вестник» – журнал, прямо намекающий своей стилистикой и тематикой на культовый «Нью-Йоркер». У Андерсона он является приложением к выдуманной провинциальной американской газете. У многих персонажей есть реальные прототипы. Редакция журнала, правда, базируется в придуманном авторами картины французском городке Аннюи (в переводе с французского – скука), снятом в Ангулеме. Основную часть повествования составляют три иронично-меланхолические новеллы – экранизации трех больших статей, написанных тремя репортерами для вестника. Каждая из них тем или иным образом связана с тюрьмой или полицией: уже очерк-пролог, открывающий фильм, намекает на то, что, несмотря на все красоты ленты, нам не стоит ждать конфетно-туристического изображения страны.
Первая новелла рассказывает о гениальном и безумном художнике-абстракционисте, находящемся за решеткой из-за убийства, его музе-надзирательнице и о людях из мира искусства, которые решают сделать из творца знаменитость. Вторая посвящена студенческому бунту, отсылающему к началу французской революции 1968 года – протесту молодежи против устаревшей идеологии отцов и консервативной политики правительства де Голля. Третья новелла повествует о шеф-поваре, готовящем высокую кухню для комиссара полиции, чьего сына в итоге похищают бандиты. Все это обрамляет сюжет о смерти главного редактора «Французского вестника» в исполнении Билла Мюррея.
"Вне себя": мультижанровая история о человеке с фантомами в голове
«Будьте реалистами, требуйте невозможного» – лозунг революции 1968 года, которой посвящена лучшая часть ленты, и, видимо, девиз Уэса Андерсона. Требует он невозможного от себя – невозможного совершенства своих работ – и, как ни странно, справляется с поставленной задачей. Любитель идеальной симметрии, математически выверенной цветовой палитры (приглушенной, c яркими акцентами, в духе парижских картин Альбера Марке), тысячи деталей в кадре; тот, кто даже реальный вагон в поезде может оформить так, что вы захотите остаться там жить, – Уэс Андерсон во «Французском вестнике» действительно осуществляет невозможное. Ему удается перещеголять в формальном совершенстве даже свои предыдущие работы. Он постоянно маневрирует между черно-белым изображением и цветом, включает в картину анимационную вставку и спектакль, он стилистически остается верен себе и при этом напитывает фильм духом французского кино прошлого столетия.
К сожалению, некоторых зрителей даже из числа поклонников Андерсона чрезмерность, окончательно вышедшая в новом фильме из берегов, быстро стала утомлять или даже раздражать. Кого-то это изобилие, наоборот, покорило. Устать от просмотра «Французского вестника» действительно можно, но все же в первую очередь не от визуальных изысков, а от скороговорки сюжета. К третьей новелле становится окончательно сложно ориентироваться в событиях, и тут уже непонятно, кого винить: то ли себя, то ли режиссера, который не щадит зрителей.
При этом, поскольку месседж фильма долгое время не вполне очевиден, возникает вопрос: а так ли уж важен в данном случае сюжет для Андерсона? Похоже, что да. Во-первых, постоянно присутствующий в картине мотив смерти и вторжение в ткань фильма истории XX века укрепляют режиссера в «повзрослевшем» статусе, приобретенном благодаря картинам «Отель "Гранд Будапешт"» и «Остров собак» – до них Уэса было принято обвинять в инфантильности. Во-вторых, сквозь мельтешение историй и персонажей большой сюжет к финалу все же прорезается. Андерсон не просто, как и обещал, воспевает талантливую журналистику старой закалки. Он приравнивает ее к искусству – не зря в картине тем или иным образом представлены почти все его виды: живопись, рисунок, кино, театр, музыка и даже кулинария и политика. Подобная большой литературе качественная журналистика, с точки зрения Уэса Андерсона, ничем не уступает другим способам рассказывать истории, доносить правду и свой взгляд на мир. Да вот только жива ли она – или умерла вместе с героем-редактором Билла Мюррея и его закрытым в финале журналом?
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".