– Долгие десятилетия характер театра определяли Владимир Василёв и Наталья Касаткина – большие художники, чьи имена, можно сказать, стали брендом в мире балета. Как себя определяет театр после их ухода? Продолжает ли следовать концепциям основателей или в новых условиях ищет иные формы, свое новое лицо?
– Сейчас у театра переходный период. Год назад ушла из жизни Наталия Касаткина, я временно исполняю обязанности художественного руководителя. Для меня самое главное – сохранить наследие Касаткиной и Василёва. Есть такое понятие – объект культурного наследия, так принято называть памятники архитектуры, живописи, скульптуры. Но мало кто знает, что такими же объектами культурного наследия могут быть и театры, ведь хореографическое наследие гораздо более хрупкое, чем архитектура. Если памятник архитектуры растрескался за несколько сотен лет, его можно подлатать, а если балет не будет репетироваться и потеряется коллектив, который его создавал, то спектакль просто пропадет и восстановить его будет невозможно. Сейчас основная задача – сохранить наследие Наталии Дмитриевны и Владимира Юдича. Оно вошло в классику ХХ и XXI веков.

Наталия Касаткина и Иван Василёв в репетиционных залах театра
Отдел маркетинга Государственного академического театра балета Н. Касаткиной и В. ВасилёваВ дальнейшем хотелось бы развивать их школу, их балетное учение. У моих родителей был голливудский подход к созданию балетных спектаклей, их постановки понятны зрителям всех возрастов, вероисповеданий и национальностей. У нас не просто балет, а драмбалет, на наших спектаклях плачут и смеются, сопереживая героям. Это будет труднейшая задача – найти балетмейстеров, которые смогут продолжить эту традицию. Мало кто представляет, что такое профессия хореографа. Во всем мире тысячи музыкантов, артистов и художников, а хореографов, которые мыслят пластикой, можно пересчитать по пальцам одной руки. Это особый дар – видеть драматургию в виде пластических решений. Людей, которых Бог наградил таким даром, единицы.
– В советские годы театр, тогда еще называвшийся государственным концертным ансамблем, имел репутацию новаторского. Василёв и Касаткина первыми в Союзе поставили «Весну священную», первыми в советском балете начали работать с авангардной музыкой – иными словами, делали то, что до них в нашей стране, а то и в мире еще никто не воплощал. А в чем сейчас вы видите преимущество своего театра перед другими современными балетными коллективами, в чем его характерная особенность?
– Сложно говорить о преимуществах в балете. Балет – это не спорт, где кто-то лучше, кто-то хуже. Каждый имеет свои особенности. Но наш театр не надо ни с кем сравнивать. У нас уникальный репертуар, которого нет нигде. Если он пропадет, то небеса будут плакать.
– Одно из важных слов в определении вашего театра – «авторский». Расскажите, пожалуйста, о сегодняшних хореографах театра. Кого теперь можно назвать его авторами? Есть ли планы сотрудничества с какими-то известными хореографами, так сказать, «со стороны»?
– Я за последнее время просмотрел большое количество работ современных хореографов и поделил их для себя на три категории. Есть несколько очень востребованных художников, которые передают свои мысли танцем. Среди молодежи есть те, кто пытается ставить хореографию как некий конструктор: просто соединять между собой классические движения под музыку. Они думают, что из этого получается балет, но это не так. А есть те, кто мыслит пластическими образами, но все же я не увидел у них способности создавать крупную драматическую картину. Они могут раскрыться на уровне небольшого балетного номера, а прочувствовать драматургию целого спектакля почти ни у кого не получается. Но все-таки мы бы хотели поработать с молодыми хореографами, действия в этом направлении ведутся.

Наталия Касаткина, Владимир Василёв, Иван Василёв, Николай Василёв
Отдел маркетинга Государственного академического театра балета Н. Касаткиной и В. Василёва– В недавнем интервью ведущая солистка Дарья Макарова рассказала, что одно из важных качеств коллектива театра – человечность, поддержка, которую люди оказывают друг другу. Как вам кажется, эта атмосфера сложилась сама по себе или вы, как руководитель, сознательно уделяете внимание таким вещам?
– Этому уделяли внимание его основатели. Наталия Дмитриевна говорила: «Балет – это разговор из души в душу». Поэтому у нас все пытаются «разговаривать из души». Нашему театру присуща человечность, мы очень хорошо относимся друг к другу. Конечно, бывают творческие конфликты. Если бы вы знали, какие были творческие споры между Наталией Дмитриевной и Владимиром Юдичем! Гремел гром и сверкали молнии! Тем не менее у них были любовь, гармония, душевность и человечность. Мы проводим большую часть своей жизни на работе, и в это время хочется быть не на войне, а в семье.
– По первой профессии вы кинорежиссер, учились у Сергея Герасимова, сняли несколько фильмов. Как получилось, что вы оставили эту карьеру и перешли в театр на административную должность?
– Я вынужденно пришел в театр в тот момент, когда после перестройки развалилась система кинопроката, кино практически не снималось. К тому же мне пришлось защищать своих родителей от нападок различных криминальных структур – большого количества нечистых на руку и на совесть людей, которые пытались захватить землю, выделенную театру президентом Борисом Ельциным для строительства театрального здания. В борьбе за защиту земли я прижился в театре и сейчас являюсь врио художественного руководителя.
– В одном из интервью Наталия Дмитриевна, с одной стороны, высказывала сожаление, что вы ушли из кино, а с другой, говорила: «Он пришел спасать нас. В какие-то годы судьба театра находилась под угрозой, – и ему это удалось». Действительно ли ситуация была такой тяжелой?
– Я не знаю ни одного человека, у которого была бы простая судьба. У нас было несколько попыток построить театр, они все не увенчались успехом. Потом труппу выгнали из репетиционных залов, где она работала с момента основания, с 1966 года. Артисты были вынуждены репетировать на заводе «Слава», в залах для пинг-понга на стадионе «Лужники». Мне удалось сделать так, что сейчас у нашего театра есть репетиционные залы, которые считаются одними из лучших в Москве. Да, может быть, внешне они выглядят неказисто, но когда в город приезжают звезды балета, они репетируют у нас. По профессиональным качествам наши залы – выдающиеся.

Вручение специальной премии фестиваля "Золотая маска" Наталии Касаткиной, легендарная артистка балета и педагог не дожила до церемонии всего месяц. Награду за нее получал сын.
Отдел маркетинга Государственного академического театра балета Н. Касаткиной и В. Василёва– Театр классического балета до сих пор не имеет собственного здания в Москве. Есть ли надежда, что оно наконец появится?
– Надежда есть, а точнее, есть реальная возможность строительства нового здания театра на земельном участке по адресу: ул. Скаковая, 3 / Ленинградский проспект, 25. Мы много работаем в этом направлении.
– Насколько интенсивно театр гастролирует?
– В этом году мы снова участвуем в программе «Большие гастроли» и едем по Поволжью: в Ульяновск, Тольятти, Самару и Димитровград. Также ожидаются Петербург, Мурманск и Архангельск, планируется Дальний Восток. Мы очень часто куда-то выезжаем, все города трудно перечислить. Благодаря меценатам недавно выступали в Старом Осколе, Губкине и Железногорске. Без такой помощи зрители этих городов никогда бы не посетили наши постановки. Вы бы видели, как они были счастливы после просмотра спектакля «Сотворение мира»!
– Нынешний сезон для вашего театра юбилейный, 60-й. Будет ли он особенным в плане репертуара? Что театр приготовил для своих зрителей?
– Главный упор в этом сезоне мы будем делать на балетах, которые поставили мои родители – народные артисты Наталия Дмитриевна Касаткина и Владимир Юдич Василёв. Их авторские спектакли мы считаем богатством нашего театра, нашим золотым фондом. Это новая классика, и интересна она не менее, чем классика, которая всем известна.
Беседовал Александр Зайцев