Кино-2015: динозавры против джедаев
За звание самого кассового фильма 2015 года в мире бьются «Мир Юрского периода» и «Звездные войны». Российский топ-10 кассовых фильмов довольно сильно отличается от общемирового. Например, в него попал пятый фильм «Терминатора», провалившийся в мировом прокате.
2015 год преподнес любителям массового кино множество подарков. На экраны вышли продолжения сразу нескольких знаменитых киносаг. Помимо с триумфом стартовавшего в середине декабря седьмого эпизода «Звездных войн» после 30‑летнего перерыва вышла новая, четвертая часть постапокалипсического боевика Джорджа Миллера «Безумный Макс: Дорога ярости»», а после 14‑летнего – фильм-аттракцион с динозаврами Стивена Спилберга «Мир юрского периода».
Кроме того, фанаты могли насладиться очередными частями бондианы и «Терминатора». Седьмой частью обзавелся экшн со стрит-рейсерами «Форсаж». Сразу двумя фильмами в этом году пополнилась киновселенная Marvel. Как это часто бывает, поставленные на конвейер франшизы несколько упали в качестве, что снизило их оценки у критиков и зрителей, но зато принесло создателям многомиллионные прибыли. В топ‑10 самых кассовых фильмов всех времен и народов в этом году ворвалось сразу четыре фильма.
Голливуд гарантирует кассу
За звание самого кассового фильма 2015 года сейчас бьются фэнтези двух знаменитых друзей – режиссеров Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса. Впрочем, если Спилберг принимал активное участие в съемках продолжения «Парка юрского периода» в качестве продюсера проекта, то Лукас над новым эпизодом «Звездных войн» не работал. Возможно, именно отсутствие творца вселенной вызвало весьма неоднозначные оценки поклонников саги, которые после недавней премьеры разделились на два враждующих лагеря. Одни пребывают в эйфории, заявляя, что лучшего продолжения снять было невозможно, другие яростно указывают, что, перейдя под крыло киностудии Walt Disney, сага утратила свои фирменные черты, став обыкновенным бездушным голливудским блокбастером.
Так или иначе, благодаря масштабной рекламной кампании «Звездные войны: Пробуждение силы» идут по мировому прокату победным маршем. Картина заработала более $100 млн на предпродаже билетов (рекордные цифры) и окупилась в первые же выходные только в США, собрав $238 млн при бюджете $200 млн. В России седьмой эпизод также показал рекордный старт, собрав, по данным Rambler News Service, 877 млн рублей (более $12,4 млн). Всего за первые выходные фильм собрал $528 млн, это тоже лучший результат в истории. «И это без учета сборов в Китае, втором по величине рынке в мире», – радостно рапортовал главный исполнительный директор Walt Disney Боб Айгер.
Предыдущий рекорд по кассовым сборам за стартовый уикенд ($525 млн с учетом китайского рынка) принадлежал другому вышедшему в этом году фильму – «Мир юрского периода». Всего продолжение вышедшего в 2001 году «Парка юрского периода III» собрало в мировом прокате $1,6 млрд, что позволило ему войти в тройку самых кассовых фильмов в истории. Выше только два творения Джеймса Кэмерона – «Аватар» ($2,7 млрд) и «Титаник» ($2,1 млрд). Впрочем, если «Звездные войны» не сбросят набранного хода, то и этот рубеж детище Спилберга скоро сдаст. Впереди у вселенной Джорджа Лукаса самый прибыльный отрезок в году для кинотеатров – рождественские и новогодние праздники. Мало кто из экспертов сомневается, что «Пробуждение силы» уже до конца года преодолеет отметку $1 млрд.
Если в США и в мировых сборах твердое лидерство пока удерживает «Мир юрского периода», то в России этот фильм лишь на четвертой позиции. Первое место – за очередной серией флагманской франшизы студии Universal – «Форсаж 7». В мире новая часть истории о банде стрит-рейсеров во главе с Вином Дизелем собрала $1,5 млрд – это второе место после «Юрского периода». У нас – $35 млн. Интерес зрителей привлек серьезный по меркам боевиков актерский состав: помимо Вина Дизеля в нем снялись Дуэйн «Скала» Джонсон, Джейсон Стэйтем и Курт Рассел. Кроме того, на внимание публики к фильму повлияла трагическая гибель актера Пола Уокера во время съемок фильма – он разбился в ДТП, когда ехал на благотворительное автомобильное шоу. Поскольку к моменту смерти актера фильм был готов лишь наполовину, создателям пришлось доснимать сцены с участием Уокера при помощи компьютерной графики. В съемках картины в качестве дублеров актера были задействованы его братья.
Тройку лидеров по киношным сборам в этом году замыкает очередной фильм кино-вселенной Marvel – «Мстители: Эра Альтрона». Он принес Marvel Studios $1,4 млрд при бюджете $250 млн. Для Marvel уже норма каждый год выпускать по два фильма франшизы. В этом году пару «Эре Альтрона» составила дебютная часть новой линейки фильмов об очередном герое комиксов «Человеке-муравье». Она тоже показала неплохие результаты в прокате – $518 млн. Всего прибыли всех частей киновселенной Marvel превысили $8 млрд.
Однако «Эра Альтрона» показала себя не так удачно, как премьерный фильм. Первая часть «Мстителей» при меньшем бюджете ($220 млн) собрала $1,5 млрд и сейчас занимает четвертую строчку самых кассовых фильмов за всю историю киноиндустрии. Появились у Marvel и определенные проблемы с актерами, которые начинают уставать от съемок в бесконечной франшизе («Мстители» – это лента, объединяющая сюжетные линии героев других фильмов: «Тор», «Железный человек», «Первый мститель» – всего 12 фильмов). Так, Роберт Дауни-младший, сыгравший роль Железного человека уже в пяти фильмах, согласился сниматься в «Эре Альтрона» только после того, как ему существенно повысили гонорар. Конечная цифра не называется, но известно, что она выше, чем зарплата за первых «Мстителей» и третью часть «Железного человека», – тогда Дауни получил по $50 млн.
Помимо «Юрского периода», «Форсажа» и «Мстителей» в топ‑10 фильмов с лучшей кассой за все времена вошел один мультфильм. «Миньоны» – это приквел (предыстория) мультфильма «Гадкий я», рассказывающего о буднях суперзлодея. Миньоны – это маленькие желтые помощники злодея, которые быстро завоевали популярность среди детей из-за комичной комбинации миролюбивости и неуклюжести. Впрочем, несмотря на отличные сборы, хороших оценок у мультфильма было немного (рейтинг на крупнейшем портале о кино IMDb – 6,5), поскольку в целом это отличный пример маркетингового проекта – попытки собрать деньги на всем полюбившихся героях без каких-либо свежих идей (в чем-то подобном сейчас обвиняют и новые «Звездные войны»).
А вот другой мультфильм, «Головоломка» студии Pixar, получил не только отличную кассу ($850 млн), но и восторженные отклики зрителей и кинокритиков (8,4 – на IMDb, 98% положительных рецензий критиков на rottentomatoes.com). Сюжет мультфильма крутится вокруг взросления ребенка, в голове которого в буквальном смысле пытаются сосуществовать друг с другом живые эмоции. Премьера картины состоялась в июне этого года на кинофестивале в Каннах. Там мультфильм хвалили за «новизну, превосходную анимацию и отличный сюжет». «Головоломка» сразу «вскочила» на 11-е место в рейтинге сайта Metacritic «100 лучших анимационных работ».
Далеко не все фильмы с хорошей кассой получили хорошие отзывы от кинокритиков и зрителей. Так, новую часть «Бондианы» «007: Спектр» критики посчитали чересчур скучной и затянутой (64% на rottentomatoes.com, 60% на Metacritic). Окончание молодежной саги «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II», несмотря на кассовый успех, все же не оправдало коммерческих ожиданий издателей – с кассой $595 млн она не смогла повторить успех второй части франшизы «И да вспыхнет пламя», которая в 2013 году собрала $860 млн.
Разочаровала зрителей и экранизация эротической мелодрамы Эрики Джеймс «Пятьдесят оттенков серого», оценка которой на IMDb рекордно низка для фильма с высокими сборами – всего 4 балла из 10 при $570 млн кассы. Это, впрочем, нисколько не помешало ленте принести создателям прибыль, в 14 раз большую, чем бюджет фильма (съемки картины стоили студии Universal $40 млн). А это значит, что, несмотря на холодный зрительский прием, фильм обзаведется продолжением. Следующая часть «Бондианы» также появится на экранах, хотя пока непонятно, останется ли исполнителем главной роли Дэниэл Крэйг.
Среди достойных блокбастеров можно отметить вышедший в этом году сиквел австралийского боевика «Безумный Макс». «Дорога ярости» с Томом Харди и Шарлиз Терон в главных ролях не собрала внушительной кассы ($375 млн при бюджете $150 млн), зато получила массу положительных отзывов (97% – rottentomatoes.com, 96% – kinopoisk.ru). Фильм установил новую планку проработки спецэффектов и экшн-сцен, произвел фурор на кинофестивале в Каннах и породил целую армию поклонников.
Из России с деньгами
Российский топ‑10 кассовых фильмов довольно сильно отличается от общемирового. В нем есть сразу два провалившихся в мировом прокате фильма – фэнтези-боевик «Седьмой сын» и пятый фильм франшизы «Терминатор» под названием «Генезис».
«Седьмой сын», при $100 млн бюджета собравший всего $114 млн, в России активно смотрели благодаря фигуре режиссера – Сергея Бодрова-старшего. Критики отмечали, что он так и не смог правильно воспользоваться отличными актерами, которые были в его распоряжении (обладатели премии «Оскар» Джефф Бриджес и Джулианна Мур) и выстроить внятную сюжетную линию.
«Терминатор», попавший в российскую десятку лучших, в мире вызвал сдержанный прием. И хотя показал приличные сборы ($440 млн при бюджете $155 млн), не смог вернуть себе популярность первых двух частей, снятых Джеймсом Кэмероном. На rottentomatoes.com средняя оценка критиков составила всего 25%. Как отмечали эксперты, зрители шли на фильм, в основном чтобы вновь увидеть на экранах Арнольда Шварценеггера, который вернулся во франшизу после пропуска четвертой части.
В российском топе‑10 всего одна отечественная картина – мультфильм «Три богатыря: Ход конем». Это уже шестая часть мультипликационного цикла анимационной студии «Мельница», рассказывающая о приключениях полулегендарных персонажей русского фольклора. Поставив мультфильм на конвейер, «Мельница» переняла манеру голливудских франшиз, каждый раз продавая зрителям тот же товар в разной обертке. В качестве обертки в «Трех богатырях» выступают новые враги. Больше в серии ничего не меняется, кроме оценок, которые с каждой частью падают все ниже и ниже. Средняя оценка «Хода конем» на самом крупном сайте России о кино kinopoisk.ru опустилась до 5,7. Однако выходящий в следующем году мультфильм «Три богатыря и морской змей» может опустить ее еще ниже. Впрочем, на окупаемости мультфильма низкие оценки пока никак не сказываются.
Остальные российские картины расположились далеко позади. Лучший среди российских фильмов по кассе, «Батальонъ», рассказывающий о женском «батальоне смерти» в годы Первой мировой, провалился в прокате, не окупив затраты на фильм. Более удачно прошли показы исторической драмы «Битва за Севастополь», которую положительно встретили как зрители, так и критики. Как и в «Батальоне», главной темой фильма стала женщина на войне. История советской женщины-снайпера Людмилы Павличенко в целом пришлась по вкусу аудитории. В рецензиях на фильм отмечали, что создатели картины не злоупотребляли спецэффектами, избегали «неискреннего пафоса», не вписывали в сюжет штампы вроде «кровавых чекистов» и «хороших» немцев. «Битву за Севастополь» много сравнивали со «Сталинградом» Федора Бондарчука не в пользу последнего, но стоит отметить, что это картины разных жанров. И если Бондарчук делал ставку на спецэффекты, то режиссер «Севастополя» Сергей Мокрицкий больше внимания уделял сюжетной линии. В целом за кассовый успех «Битвы за Севастополь» радостно хотя бы потому, что за этот фильм нестыдно.
Окупился и другой большой российский проект 2015 года, «Духless 2» с Даниилом Козловским в главной роли. Вторая часть «повести о ненастоящем человеке» (как охарактеризовал свое детище писатель Сергей Минаев) в стартовые выходные проката обогнала голливудскую «Золушку» (10-е место в топ‑10 самых кассовых фильмов 2015 года), но потом несколько сбавила обороты.
Отсутствие российских фильмов в топе самых кассовых даже российского проката трудно назвать удивительным, поскольку наши блокбастеры не могут соперничать с голливудскими ни качеством, ни рекламой. Впрочем, в следующем году в декабре выйдет «Викинг», проект Первого канала, фильм, рассказывающий о том, как князь Владимир Святой занял киевский престол. Учитывая, что у Первого канала уже есть положительный опыт предновогодней раскрутки фильмов (их сиквел «Иронии судьбы» с $49 млн стал вторым по сборам после «Сталинграда» за всю историю российского кино), можно ожидать, что ярких коммерческих успехов в России в будущем году немного прибавится. Прибавится ли ярких культурных кинематографических успехов – другой вопрос.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".