"Клон": двойственность борьбы за лучшую версию себя
В российский прокат все еще иногда выходят американские картины – преимущественно, конечно, независимые. Так, на этой неделе на экранах кинотеатров появился «Клон» (Dual) – фантастическая драма, триллер и черная комедия в одном флаконе, снятая модным Райли Стернсом. Премьера фильма состоялась на фестивале независимого кино «Сандэнс» в конце января. И хотя «Клон», представленный в основном конкурсе американского кино, не завоевал наград, он получил хорошие отзывы и критиков, и обычных зрителей.
Жена Чайковского и король рок-н-ролла: что покажут на 75-м Каннском фестивале
Главную героиню, молодую девушку по имени Сара, сыграла шотландка Карен Гиллан – звезда «Доктора Кто», новой версии «Джуманджи» и «Стражей Галактики» с «Мстителями» (в образе синекожей Небулы Гиллан, конечно, трудно узнаваема). Несколько лет назад актриса приезжала в Москву, чтобы представить свой режиссерский дебют «Вечеринка только начинается» о грустной девушке из родного для Гиллан города Инвернесса, где, по статистике, самоубийства молодых мужчин происходят чаще, чем в других частях Шотландии. Именно таким способом и заканчивает свое существование на Земле лучший друг девушки, и от своих переживаний она спасается с помощью секса, алкоголя и вечеринок.
В «Клоне» героиню Гиллан тоже нельзя назвать веселой: жизнь ей не то чтобы в радость. Возможно, она даже в депрессии – режиссер и сценарист Райли Стернс не слишком погружает нас в психологическую подноготную героини. Отсутствие эмоций в актерской игре Карен Гиллан и других артистов напоминает, кстати, о фильмах Йоргоса Лантимоса. Так или иначе, жених Сары, находящийся в затяжной командировке, к ней невнимателен, а мать, напротив, душит своим желанием общаться. Однажды Сара узнает, что смертельно больна и, по совету врача, соглашается на авантюру (трудно сделать сцену разговора о планах после смерти забавной, но Стернсу это удается).
Оказывается, ученые наконец научились успешно клонировать людей. Теперь многие хотят сделать копию себя, чтобы родным и близким было легче смириться с потерей члена семьи. Копия Сары оказывается не точной: это лучшая версия ее. Никакого целлюлита и лишних килограммов, отличные коммуникационные навыки, желание носить красивую женственную одежду и модные туфли. Сара номер два гораздо сильнее нравится жениху Сары, который в итоге начинает встречаться с клоном. Она завоевывает большую симпатию даже Сариной матери. Двойник вытесняет оригинал из ее собственной жизни, и героиня благородно готова с этим мириться. Но все меняется, когда Сара каким-то загадочным образом выздоравливает. Теперь она хочет деактивировать двойника, чтобы вернуть все на круги своя – но не тут-то было. В подобных ситуациях клон может выразить желание сразиться со своим «хозяином» на жестокой смертельной дуэли, транслируемой по телевизору. У Сары есть год, чтобы к этой дуэли подготовиться (прямо как у главного героя «Легенды о Зеленом рыцаре», основанной на средневековой поэме). В этом деле ей будет помогать персонаж Аарона Пола, который станет тренировать ее и учить вырабатывать стратегии боя.
Черная комедия, триллер и вестерн: новинки российского жанрового кино вышли в прокат
Несколько лет назад в прокат в России выходил предыдущий фильм Райли Стернса «Искусство самообороны» с Джесси Айзенбергом в главной роли. «Клон» развивает те же темы и мотивы, что и та картина. В «Искусстве самообороны» добродушный и физически слабый персонаж Айзенберга становится жертвой нападения уличной банды на мотоциклах. Придя в себя, он записывается в секцию по карате и делается одержим занятиями. Преподаватель замечает его страсть и всячески поощряет нового любимчика. Это мог бы быть стандартный голливудский фильм о тренировке спортивных качеств и умений, но, как и «Клон», «Искусство самообороны» наполнен черным абсурдным юмором и самыми дикими сюжетными твистами. Секция оказывается не такой безобидной, а герой Джесси Айзенберга начинает превращаться в агрессивного, токсично – маскулинного, беспринципного мужлана, подобного тем, что напали на него.
Сара в «Клоне», приближаясь благодаря тренировкам к той самой лучшей версии себя, тоже потихоньку обретает инстинкт убийцы. Отсутствие движения и развития равнозначно смерти – твердят современные коучи, но, по мнению Райли Стернса, некоторые формы самосовершенствования тоже могут привести к гибели, по меньшей мере моральной. А еще гонка за совершенством способна как придать жизни смысл, так и психологически уничтожить человека. Копия Сары постепенно устает быть идеальной и начинает «деградировать», но ее новообретенные родственники не готовы ей этого позволить. Необходимость соответствовать высоким ожиданиям близких, невозможность быть настоящим рядом с ними – реальная, совсем не фантастическая драма для многих.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".