21 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Конец света" и "Алиса не может ждать": какие российские сериалы смотреть осенью
кинофильмы Культура

"Конец света" и "Алиса не может ждать": какие российские сериалы смотреть осенью

В последние годы появляется все больше качественных российских сериалов – с этим согласны даже многие былые скептики. Расцвет сериальной индустрии связан в первую очередь с бурным развитием отечественных стримингов, которые начали производить собственный контент. "Профиль" рассказывает о самых интересных проектах, вышедших на экраны в конце октября-начале ноября. В списке премьер психологическая драма о девочке-подростке, узнавшей, что скоро ослепнет, детективный триллер о переговорщике, драмеди о неудачнице, которая в детстве прославилась благодаря громкой роли в кино, сатирическая фантастика о грядущем конце света и детективная драма о современном рабстве.

Кадр из сериала

Кадр из сериала "Алиса не может ждать"

©Чапула Бэй
Содержание:

«Алиса не может ждать»

«Алиса не может ждать» – новый проект Наталии Мещаниновой, чей прошлогодний сериал «Пингвины моей мамы» получил независимую премию киноведов и кинокритиков «Белый слон». Мещанинова также приложила руку к огромному количеству талантливых фильмов и сериалов: как режиссер сняла картины «Комбинат „Надежда“» и «Сердце мира» (главный приз почившего «Кинотавра»), частично – сериал «Школа» и «Обычная женщина»; как сценарист работала, например, над «Аритмией» и «Штормом» Бориса Хлебникова. Сценарий «Алиса не может ждать» Мещанинова написала совместно со своим мужем, актером Степаном Девониным.

"Невероятно, но факт": грустная комедия от французского мастера абсурда

На сентябрьском новейшем фестивале стримингов «Новый сезон» «Алисе» вручили две награды: сериал назвали самым ожидаемым проектом, а исполнительницу главной роли Лизу Ищенко вызвали на сцену как победительницу в номинации «героиня» смотра. Лиза и правда невозможно хороша – Мещанинова умеет находить таланты. Если главным открытием «Пингвинов моей мамы» стал юный Макар Хлебников, то «Алиса не может ждать» зажигает звезду рыжеволосой Лизы Ищенко – невероятно киногеничной и максимально естественной в кадре.

И да, Мещанинова вновь изучает проблемы и переживания современных подростков (но не только их). Пятнадцатилетняя Алиса, впрочем, героиня нестандартная, и ее боль, к счастью, знакома немногим. Девочка узнает о тайне, которую скрывала от нее мать (Анна Михалкова переиграла уже всех возможных матерей современного кино, но смотреть на нее – всегда удовольствие).

Оказывается, у Алисы неизлечимая болезнь, которая через несколько лет приведет ее к полной слепоте. Эта новость заставляет героиню полностью изменить свое существование: бросить школу, расстаться с мечтами о нормальном будущем и придумать весьма нестандартный способ заработать денег – продать девственность. Алиса при этом молчит о своем открытии, так что изменения в ее поведении для мамы необъяснимы. Тем временем у сестры Алисы Юли (Таисия Вилкова) свои беды. Она находит работу после декрета, но муж Артем (убедительный Степан Девонин) всячески мешает ей строить новую жизнь. Устраивает сцены ревности, приходит в фитнес-клуб, чтобы посмотреть, с кем там общается жена, и, главное, бесконечно напивается.

"Сердце пармы": мощное историческое фэнтези по Алексею Иванову

Мама Алисы и Юли, зная о сложностях обеих, предпочитает делать вид, что все нормально. Главное – не рассказывать ни о чем отцу девушек (неожиданный Михаил Трухин), ведь у него проблемы с сердцем. Поскольку он почти все время находится в длительных командировках, сделать это не очень сложно. Но когда он все-таки приезжает, некоторые вещи скрыть не удается.

Сила Мещаниновой – в способности создать на экране персонажей, которых очень быстро начинаешь воспринимать как реальных людей, даже если знаешь о них поначалу не очень много. В ее проектах всегда считывается опыт работы с документальным кино – она училась в знаменитой школе Марины Разбежкиной. Дело не только в филигранной работе с актерами, но и в сценарии: так точно и живо, как у Мещаниновой, редко разговаривают в российских фильмах и сериалах. А оттого смотреть ее проекты всегда очень увлекательно, хотя часто и дискомфортно: она всегда обращается отнюдь не к самым радужным сторонам нашей действительности.

«Конец света»

Кадр из сериала "Конец света"

Кадр из сериала "Конец света"

Лунапарк

Несмотря на мрачное название, «Конец света» – чистая радость. Сериал срежиссировал комик Александр Незлобин, а сценарий написали Алена Гуляшко, Анна Шлякова и Вадим Сотников, которые вместе уже работали над комедией «Погнали» – как выяснилось, это команда мечты.

Некоторые считают, что «Мастера и Маргариту» практически невозможно адекватно экранизировать или поставить на театральной сцене. Но оказывается, если взять некоторые булгаковские мотивы, хорошенько их взболтать, приправить отсылками к западной поп-культуре («Конец света» сюжетно пересекается еще и с «Благими знамениями») и перенести действие в современную Москву, то получится просто феерично. По крайней мере, если судить по первым сериям.

Что посмотреть осенью: 5 новинок кинопроката

События крутятся вокруг бедной, на первый взгляд, обычной семьи. Демьян (Семен Трескунов) работает в супермаркете и до безумия любит свою девушку Галю (Екатерина Ильина). Им приходится ютиться в одной комнате с тяжело больной бабушкой Демьяна (Ольга Науменко), так что романтики в их жизни маловато. Еще в квартире живут мама Мария (Ксения Кутепова) и ее младшая дочь, нелепый несчастный подросток Варя (Екатерина Новокрещенова). Папы нет и не было, но он скоро появится в городе, причем весьма эффектно. Подобно какому-нибудь сверхъестественному существу из вампирского сериала «Настоящая кровь», он (Юрий Колокольников) выйдет обнаженным из джакузи в аляповатой квартире владельца похоронного бизнеса (конечно на Патриарших) и превратит в куски разлетевшейся плоти его приятелей. Папа Демьяна – сатана. Пока не очень понятно, является ли он частью той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо, но харизмы Сатане не занимать. Целью современного Воланда является апокалипсис, но для того, чтобы все получилась, ему нужна помощь его сына-антихриста, то есть нашего доброго и исключительно положительного Демьяна. Помогать ему сын не собирается, но совершенно шокирующее событие, которое произойдет в финале пилотной серии, может заставить его изменить свое мнение. «Конец света» хорош, помимо всего прочего, тем, что то и дело меняет регистры с комического на трагический и обратно, и это придает ему драматизм и драйв.

Если Булгаков иронизировал над жизнью литературной богемы, то авторы сериала обличают пороки современных двуличных бизнесменов-бандитов, чиновников и просто обычных злобных горожан. Сатана и вовсе считает, что вокруг обитают одни грешники.

«Переговорщик»

Кадр из сериала "Переговорщик"

Кадр из сериала "Переговорщик"

Продюсерская компания «Среда»

Одним из сценаристов психологического детектива «Переговорщик» стал Олег Маловичко, по сценариям которого снимали одни из лучших сериалов последних лет – «Хрустальный» и «Нулевой пациент». Идея сериала принадлежит Юлии Идлис («Фарца»), а за режиссуру отвечал Нурбек Эген («Алиби», «Шерлок в России»).

"Властелин колец: Кольца власти": неоднозначно принятое возвращение в мир Толкина

В центре сюжета – бывший переговорщик ФСБ Александр Максимов, человек, способный разрешить почти любой острый конфликт, предотвратив таким образом кровопролитие. Неудача постигла героя всего однажды, но тот роковой случай разделил его жизнь на до и после. Террористы захватили школу, в которой находились, в числе прочих, его маленькие дети, и дочь погибла, несмотря на усилия Александра. После этого Максимов ушел с работы и бросил семью (жену изображает Лянка Грыу, сына – звезда «Пищеблока» Петр Натаров). Проходит много лет, герой работает в службе психологической телефонной помощи. Кстати, бывший коллега и друг Максимова (Владимир Мишуков) теперь женат на его бывшей жене и растит его ребенка. После захвата заложников в банке, среди которых Александр оказался, он понимает, что почерк заказчика похож на тот, что был у автора преступления, сломавшего его жизнь. Вместе с сотрудницей спецслужбы Валерией Корнеевой (Вильма Кутавичюте) он пытается разгадать эту загадку, а параллельно вновь выезжает на все новые заказы по своей первой специальности.

Главного героя играет ведущий актер театра «Мастерская Петра Фоменко» Кирилл Пирогов, который не так часто оказывается на первом плане в кино, и его редкое обаяние, пожалуй, даже важнее увлекательного сюжета и коммуникативных лайфхаков «Переговорщика». Несмотря на то, что Максимов ведет активную деятельность и пытается наладить свою жизнь, восстановить общение с сыном, по его глазам видно, что он отчаянно устал. Как и его старый и верный пес, которого персонаж Пирогова почти везде таскает с собой. В общем, соотнести себя с ним проще простого, и потому за ним хочется наблюдать.

«Аврора»

Забавно, но в новом сериале Романа Волобуева «Аврора» главная героиня тоже работает в службе психологической помощи и тоже пытается разобраться со своим прошлым. Лера Тронина из сериала Happy End изображает бывшую малолетнюю кинозвезду Сашу Зорину, которая снялась сто лет назад в ставшем культовым арт-боевике «Аврора», но так и не стала большой актрисой во взрослом возрасте. Теперь Зорина успешно отговаривает потенциальных суицидников от смертного греха, а в кино играет максимум труп в морге, да еще и укрытый с головой простыней. Саша уже почти подумывает о съемках в порно, потому что сорок тысяч рублей на аренду квартиры взять решительно негде. Но это не единственная проблема. Зорина почти не помнит события последних пары месяцев и внезапно понимает, что беременна неизвестно от кого. А намекает ей на это загадочный голос в телефонной трубке.

"Сказка для старых": фантасмагория о путешествии трех бандитов

«Аврора», конечно, не достигает восхитительного безумия и абсурда «Последнего министра», но, так или иначе, это фирменно-остроумный сериал Романа Волобуева. Сценарий он писал вместе с Еленой Смолиной, а два бывших кинокритика безусловно знают, над чем можно посмеяться в российской киноиндустрии. Кроме того, в «Авроре» появляются постоянные актеры Волобуева в неизменно сумасшедших образах. Сергей Епишев здесь – начальник Зориной, который записывает телефонные разговоры с отчаянными монологами людей и, слушая их, возбуждается. Анна Чиповская – популярная актриса, которую раздражает тупой сценарий сериала и бесит Зорина, утащившая с вечеринки ее любимые сапоги из Мексики. Алексей Золотовицкий – вновь нелепый мило-смешной интеллигент. Но лучше всех, конечно, сама циничная неудачница Саша и ее острая на язык подруга Анна-Мария (Ольга Богомазова).

Когда Саша начинает ходить к психологу (Александр Голубков) и прорабатывать свое прошлое, в «Авроре» появляются серьезные ноты.

«Право на свободу»

Кадр из сериала "Право на свободу"

Кадр из сериала "Право на свободу"

Amalgama Studio

Сериал «Право на свободу», снятый режиссером-дебютантом Артемом Дубра, посвящен современному рабству. Антон, персонаж Ильи Малакова («Легенда о Коловрате»), типичный айтишник с хорошей работой, собирается релоцироваться на Кипр со своей властной девушкой Сашей (Валерия Куликова). Но по дороге в аэропорт ему звонит соседка его матери и сообщает, что та давно не выходила из квартиры. Антон, не говоривший с родительницей несколько месяцев, отменяет все планы, но мама как сквозь землю провалилась. Увидев на вокзале старушку-попрошайку и ее «хозяев», Антон начинает подозревать, что маму тоже могли каким-то образом заставить на себя работать преступники. Пробравшись ночью в дом, где живут рабы, управляемые мафией, он в итоге знакомится с волонтерами, занимающимися спасением таких людей (Кирилл Кяро, Варвара Феофанова, Олег Чугунов).

Так Антон постепенно тоже вовлекается в деятельность организации и начинает отдаляться от своей девушки. Оказывается, что если один раз обратить внимание на социальную несправедливость, то начинаешь видеть ее постоянно и уже не можешь пройти мимо.

Среди достоинств «Права на свободу» – лаконичность (короткие серии в век изобилия контента – это плюс), живые узнаваемые герои и, разумеется, важная актуальная тема. Помимо попрошаек, например, в первых сериях речь идет о насилии, которое могут применять в нелегальных наркологических лечебницах. К деталям можно придираться, но за освещение тех сторон действительности, на которые предпочитают не обращать внимание как в нашей повседневности, так и в кино, хочется сказать только спасибо. Тем более что, по словам создателей, сюжетные ходы основаны на реальных современных событиях.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".