- Главная страница
- Статьи
- "Конец света" и "Алиса не может ждать": какие российские сериалы смотреть осенью
"Конец света" и "Алиса не может ждать": какие российские сериалы смотреть осенью
В последние годы появляется все больше качественных российских сериалов – с этим согласны даже многие былые скептики. Расцвет сериальной индустрии связан в первую очередь с бурным развитием отечественных стримингов, которые начали производить собственный контент. "Профиль" рассказывает о самых интересных проектах, вышедших на экраны в конце октября-начале ноября. В списке премьер психологическая драма о девочке-подростке, узнавшей, что скоро ослепнет, детективный триллер о переговорщике, драмеди о неудачнице, которая в детстве прославилась благодаря громкой роли в кино, сатирическая фантастика о грядущем конце света и детективная драма о современном рабстве.
«Алиса не может ждать»
«Алиса не может ждать» – новый проект Наталии Мещаниновой, чей прошлогодний сериал «Пингвины моей мамы» получил независимую премию киноведов и кинокритиков «Белый слон». Мещанинова также приложила руку к огромному количеству талантливых фильмов и сериалов: как режиссер сняла картины «Комбинат „Надежда“» и «Сердце мира» (главный приз почившего «Кинотавра»), частично – сериал «Школа» и «Обычная женщина»; как сценарист работала, например, над «Аритмией» и «Штормом» Бориса Хлебникова. Сценарий «Алиса не может ждать» Мещанинова написала совместно со своим мужем, актером Степаном Девониным.
"Невероятно, но факт": грустная комедия от французского мастера абсурда
На сентябрьском новейшем фестивале стримингов «Новый сезон» «Алисе» вручили две награды: сериал назвали самым ожидаемым проектом, а исполнительницу главной роли Лизу Ищенко вызвали на сцену как победительницу в номинации «героиня» смотра. Лиза и правда невозможно хороша – Мещанинова умеет находить таланты. Если главным открытием «Пингвинов моей мамы» стал юный Макар Хлебников, то «Алиса не может ждать» зажигает звезду рыжеволосой Лизы Ищенко – невероятно киногеничной и максимально естественной в кадре.
И да, Мещанинова вновь изучает проблемы и переживания современных подростков (но не только их). Пятнадцатилетняя Алиса, впрочем, героиня нестандартная, и ее боль, к счастью, знакома немногим. Девочка узнает о тайне, которую скрывала от нее мать (Анна Михалкова переиграла уже всех возможных матерей современного кино, но смотреть на нее – всегда удовольствие).
Оказывается, у Алисы неизлечимая болезнь, которая через несколько лет приведет ее к полной слепоте. Эта новость заставляет героиню полностью изменить свое существование: бросить школу, расстаться с мечтами о нормальном будущем и придумать весьма нестандартный способ заработать денег – продать девственность. Алиса при этом молчит о своем открытии, так что изменения в ее поведении для мамы необъяснимы. Тем временем у сестры Алисы Юли (Таисия Вилкова) свои беды. Она находит работу после декрета, но муж Артем (убедительный Степан Девонин) всячески мешает ей строить новую жизнь. Устраивает сцены ревности, приходит в фитнес-клуб, чтобы посмотреть, с кем там общается жена, и, главное, бесконечно напивается.
"Сердце пармы": мощное историческое фэнтези по Алексею Иванову
Мама Алисы и Юли, зная о сложностях обеих, предпочитает делать вид, что все нормально. Главное – не рассказывать ни о чем отцу девушек (неожиданный Михаил Трухин), ведь у него проблемы с сердцем. Поскольку он почти все время находится в длительных командировках, сделать это не очень сложно. Но когда он все-таки приезжает, некоторые вещи скрыть не удается.
Сила Мещаниновой – в способности создать на экране персонажей, которых очень быстро начинаешь воспринимать как реальных людей, даже если знаешь о них поначалу не очень много. В ее проектах всегда считывается опыт работы с документальным кино – она училась в знаменитой школе Марины Разбежкиной. Дело не только в филигранной работе с актерами, но и в сценарии: так точно и живо, как у Мещаниновой, редко разговаривают в российских фильмах и сериалах. А оттого смотреть ее проекты всегда очень увлекательно, хотя часто и дискомфортно: она всегда обращается отнюдь не к самым радужным сторонам нашей действительности.
«Конец света»
Несмотря на мрачное название, «Конец света» – чистая радость. Сериал срежиссировал комик Александр Незлобин, а сценарий написали Алена Гуляшко, Анна Шлякова и Вадим Сотников, которые вместе уже работали над комедией «Погнали» – как выяснилось, это команда мечты.
Некоторые считают, что «Мастера и Маргариту» практически невозможно адекватно экранизировать или поставить на театральной сцене. Но оказывается, если взять некоторые булгаковские мотивы, хорошенько их взболтать, приправить отсылками к западной поп-культуре («Конец света» сюжетно пересекается еще и с «Благими знамениями») и перенести действие в современную Москву, то получится просто феерично. По крайней мере, если судить по первым сериям.
События крутятся вокруг бедной, на первый взгляд, обычной семьи. Демьян (Семен Трескунов) работает в супермаркете и до безумия любит свою девушку Галю (Екатерина Ильина). Им приходится ютиться в одной комнате с тяжело больной бабушкой Демьяна (Ольга Науменко), так что романтики в их жизни маловато. Еще в квартире живут мама Мария (Ксения Кутепова) и ее младшая дочь, нелепый несчастный подросток Варя (Екатерина Новокрещенова). Папы нет и не было, но он скоро появится в городе, причем весьма эффектно. Подобно какому-нибудь сверхъестественному существу из вампирского сериала «Настоящая кровь», он (Юрий Колокольников) выйдет обнаженным из джакузи в аляповатой квартире владельца похоронного бизнеса (конечно на Патриарших) и превратит в куски разлетевшейся плоти его приятелей. Папа Демьяна – сатана. Пока не очень понятно, является ли он частью той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо, но харизмы Сатане не занимать. Целью современного Воланда является апокалипсис, но для того, чтобы все получилась, ему нужна помощь его сына-антихриста, то есть нашего доброго и исключительно положительного Демьяна. Помогать ему сын не собирается, но совершенно шокирующее событие, которое произойдет в финале пилотной серии, может заставить его изменить свое мнение. «Конец света» хорош, помимо всего прочего, тем, что то и дело меняет регистры с комического на трагический и обратно, и это придает ему драматизм и драйв.
Если Булгаков иронизировал над жизнью литературной богемы, то авторы сериала обличают пороки современных двуличных бизнесменов-бандитов, чиновников и просто обычных злобных горожан. Сатана и вовсе считает, что вокруг обитают одни грешники.
«Переговорщик»
Одним из сценаристов психологического детектива «Переговорщик» стал Олег Маловичко, по сценариям которого снимали одни из лучших сериалов последних лет – «Хрустальный» и «Нулевой пациент». Идея сериала принадлежит Юлии Идлис («Фарца»), а за режиссуру отвечал Нурбек Эген («Алиби», «Шерлок в России»).
"Властелин колец: Кольца власти": неоднозначно принятое возвращение в мир Толкина
В центре сюжета – бывший переговорщик ФСБ Александр Максимов, человек, способный разрешить почти любой острый конфликт, предотвратив таким образом кровопролитие. Неудача постигла героя всего однажды, но тот роковой случай разделил его жизнь на до и после. Террористы захватили школу, в которой находились, в числе прочих, его маленькие дети, и дочь погибла, несмотря на усилия Александра. После этого Максимов ушел с работы и бросил семью (жену изображает Лянка Грыу, сына – звезда «Пищеблока» Петр Натаров). Проходит много лет, герой работает в службе психологической телефонной помощи. Кстати, бывший коллега и друг Максимова (Владимир Мишуков) теперь женат на его бывшей жене и растит его ребенка. После захвата заложников в банке, среди которых Александр оказался, он понимает, что почерк заказчика похож на тот, что был у автора преступления, сломавшего его жизнь. Вместе с сотрудницей спецслужбы Валерией Корнеевой (Вильма Кутавичюте) он пытается разгадать эту загадку, а параллельно вновь выезжает на все новые заказы по своей первой специальности.
Главного героя играет ведущий актер театра «Мастерская Петра Фоменко» Кирилл Пирогов, который не так часто оказывается на первом плане в кино, и его редкое обаяние, пожалуй, даже важнее увлекательного сюжета и коммуникативных лайфхаков «Переговорщика». Несмотря на то, что Максимов ведет активную деятельность и пытается наладить свою жизнь, восстановить общение с сыном, по его глазам видно, что он отчаянно устал. Как и его старый и верный пес, которого персонаж Пирогова почти везде таскает с собой. В общем, соотнести себя с ним проще простого, и потому за ним хочется наблюдать.
«Аврора»
Забавно, но в новом сериале Романа Волобуева «Аврора» главная героиня тоже работает в службе психологической помощи и тоже пытается разобраться со своим прошлым. Лера Тронина из сериала Happy End изображает бывшую малолетнюю кинозвезду Сашу Зорину, которая снялась сто лет назад в ставшем культовым арт-боевике «Аврора», но так и не стала большой актрисой во взрослом возрасте. Теперь Зорина успешно отговаривает потенциальных суицидников от смертного греха, а в кино играет максимум труп в морге, да еще и укрытый с головой простыней. Саша уже почти подумывает о съемках в порно, потому что сорок тысяч рублей на аренду квартиры взять решительно негде. Но это не единственная проблема. Зорина почти не помнит события последних пары месяцев и внезапно понимает, что беременна неизвестно от кого. А намекает ей на это загадочный голос в телефонной трубке.
"Сказка для старых": фантасмагория о путешествии трех бандитов
«Аврора», конечно, не достигает восхитительного безумия и абсурда «Последнего министра», но, так или иначе, это фирменно-остроумный сериал Романа Волобуева. Сценарий он писал вместе с Еленой Смолиной, а два бывших кинокритика безусловно знают, над чем можно посмеяться в российской киноиндустрии. Кроме того, в «Авроре» появляются постоянные актеры Волобуева в неизменно сумасшедших образах. Сергей Епишев здесь – начальник Зориной, который записывает телефонные разговоры с отчаянными монологами людей и, слушая их, возбуждается. Анна Чиповская – популярная актриса, которую раздражает тупой сценарий сериала и бесит Зорина, утащившая с вечеринки ее любимые сапоги из Мексики. Алексей Золотовицкий – вновь нелепый мило-смешной интеллигент. Но лучше всех, конечно, сама циничная неудачница Саша и ее острая на язык подруга Анна-Мария (Ольга Богомазова).
Когда Саша начинает ходить к психологу (Александр Голубков) и прорабатывать свое прошлое, в «Авроре» появляются серьезные ноты.
«Право на свободу»
Сериал «Право на свободу», снятый режиссером-дебютантом Артемом Дубра, посвящен современному рабству. Антон, персонаж Ильи Малакова («Легенда о Коловрате»), типичный айтишник с хорошей работой, собирается релоцироваться на Кипр со своей властной девушкой Сашей (Валерия Куликова). Но по дороге в аэропорт ему звонит соседка его матери и сообщает, что та давно не выходила из квартиры. Антон, не говоривший с родительницей несколько месяцев, отменяет все планы, но мама как сквозь землю провалилась. Увидев на вокзале старушку-попрошайку и ее «хозяев», Антон начинает подозревать, что маму тоже могли каким-то образом заставить на себя работать преступники. Пробравшись ночью в дом, где живут рабы, управляемые мафией, он в итоге знакомится с волонтерами, занимающимися спасением таких людей (Кирилл Кяро, Варвара Феофанова, Олег Чугунов).
Так Антон постепенно тоже вовлекается в деятельность организации и начинает отдаляться от своей девушки. Оказывается, что если один раз обратить внимание на социальную несправедливость, то начинаешь видеть ее постоянно и уже не можешь пройти мимо.
Среди достоинств «Права на свободу» – лаконичность (короткие серии в век изобилия контента – это плюс), живые узнаваемые герои и, разумеется, важная актуальная тема. Помимо попрошаек, например, в первых сериях речь идет о насилии, которое могут применять в нелегальных наркологических лечебницах. К деталям можно придираться, но за освещение тех сторон действительности, на которые предпочитают не обращать внимание как в нашей повседневности, так и в кино, хочется сказать только спасибо. Тем более что, по словам создателей, сюжетные ходы основаны на реальных современных событиях.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".