Наверх
24 января 2022

"Купе номер 6": самый трогательный фестивальный хит года

кадр из фильма "Купе номер 6"

кадр из фильма "Купе номер 6"

©скриншот / youtube.com / Music And Trailers

До проката наконец добралась картина Юхо Куосманена «Купе номер 6», которая вышла несколько позже запланированного из-за локдауна. На последнем Каннском фестивале лента получила второй по важности приз основного конкурса – Гран-при жюри. «Купе номер 6» снято финским режиссером, выдвинуто от Финляндии на «Оскар», но при этом русского в нем не меньше, чем финского. Среди продюсеров фильма – Наталья Дрозд и Сергей Сельянов, главную мужскую роль играет Юра Борисов, а во второстепенных ролях заняты Юлия Ауг и Динара Друкарова. Русские диалоги (а других в фильме почти и нет) написала Любовь Мульменко. Действие картины разворачивается в России.

"Французский вестник": ода журналистике с толпой звезд

Главная героиня ленты при этом – финка, чьими глазами авторы картины и смотрят на Россию 1990-х. Студентка Лора (Сейди Хаарла) отправляется зимой на поезде из Москвы в Мурманск – она должна была ехать не одна, но что-то пошло не так. Телефонные звонки в Москву, из которых она понимает, что по ней не скучают, только окончательно разбивают ей сердце. В Мурманске героиня хочет посмотреть на петроглифы – наскальные изображения, не подозревая о том, что зимой этого не сделать. В купе Лора оказывается с русским шахтером Лехой – его как раз изображает Борисов. Леха тут же приводит девушку в ужас вопросом, не едет ли она случайно в Мурманск продавать себя. Лора пытается найти в поезде другое место, но сделать этого не удается, так что впереди – долгая дорога с пугающим попутчиком. Постепенно герои находят друг с другом общий язык – не без помощи изрядного количества водки и самогона.

Режиссер Юхо Куосманен шел к своему Каннскому триумфу постепенно и настойчиво: сначала победил в конкурсе киношкол Cinefondation, потом – во второй по важности программе «Особый взгляд», а затем добрался и до крупной награды в основном конкурсе (правда, Гран-при он разделил с иранцем Асгаром Фархади и его «Героем»). Красиво, что скажешь. В Канне любят открывать новых авторов и вести их до звездных вершин, словно по лестнице из фестивальной заставки, на которой красная ковровая дорожка поднимается из морских глубин до самого неба.

Предыдущая картина Куосманена «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» вышла в 2016 году и как раз победила в «Особом взгляде» – тогда о постановщике и заговорили всерьез кинолюбители. В черно-белом фильме, изумительно стилизованном под кино 1960-х, рассказана история реального финского боксера, чемпиона Европы Олли Мяки, который на момент выхода фильма был еще жив. В 1962 году Олли в Финляндии сражался за звание чемпиона мира с американцем Дэйви Муром, и именно этому эпизоду Куосманен и посвятил свою ленту.

В трактовке Куосманена Мяки вовсе не стремился во что бы то ни стало одержать победу: в его жизни были вещи и поважнее, например, любовь. При этом Олли испытывал огромное давление, исходившее от тренера, который нашел спонсоров, и от журналистов. Те считали, что день поединка должен стать самым счастливым в жизни Олли Мяки, но для того счастье заключалось в другом: покататься на одном велосипеде с любимой девушкой в его родном городке Коккола (откуда родом и Юхо Куосманен), поиграть с местными детьми, искупаться голым в озере. Олли Мяки – естественный, простой (до того как стать боксером, он был пекарем в Кокколе) и очень хороший человек. Когда его фотографируют для рекламы или снимают для документального фильма, в котором на самом деле сплошь постановочные кадры, это выглядит комично и одновременно горько, поскольку все это максимально чуждо Олли. Очевидно, что всякая искусственность и фальшь чужды и самому Куосманену, поэтому его картины и получаются такими живыми и обаятельными, по-хорошему зрительскими.

"Вне себя": мультижанровая история о человеке с фантомами в голове

«Купе номер 6» продолжает линию «Самого счастливого дня в жизни Олли Мяки», но только теперь Куосманен разглядывает уже простого русского парня. Шахтер Леха в фильме – вообще-то крайне хороший человек, хотя и не без нюансов. Он, в отличие от Олли Мяки, как раз пытается из себя что-то изображать: надевает маску хама и брутального мужика, злоупотребляет алкоголем. В процессе общения финская знакомая Лехи выясняет, что на самом деле у него чуткая, добрая и трепетная – да, загадочная русская – душа. Ради своих он свернет горы. Юра Борисов, снявшийся во всех важных русскоязычных картинах сезона, в «Купе номер 6» хорош необычайно. Замечательна и Сейди Хаарла в образе Лоры, разглядевшей в Лехе его истинную суть и, кажется, разочаровавшейся в своей интеллектуальной московской компании.

«Купе номер 6» – кино не только трогательное и истинно гуманистическое. Оно очень уютное, помогающее увидеть красоту в темных морозных ночах и российских поездах старого образца. Даже если сутки в подобном поезде вам всегда казались сущим адом, есть вероятность, что после ленты Юхо Куосманена вам захочется купить билет до Мурманска, зайти в купе и включить песню «Voyage, voyage».

Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Метки: кинофильмы
Самое читаемое