6 декабря 2025
USD 76.09 -0.88 EUR 88.7 -1.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Метод исключения", "Звук падения" и "Крипер" – громкие новинки проката

"Метод исключения", "Звук падения" и "Крипер" – громкие новинки проката

Нынешняя прокатная неделя снова богата релизами, которые киноманы очень ждали. Корейский режиссер Чхан Пак-ук вернулся на экраны с комедийным триллером «Метод исключения», премьера которого состоялась в конкурсе Венецианского фестиваля. Немецкая постановщица Маша Шилински произвела фурор на Каннском фестивале своей драмой «Звук падения», обретшей приз жюри смотра. Осгуд Перкинс, за короткий срок ставший одним из главных хоррормейкеров современности, в «Крипере» вновь показывает свое мастерство.

Кадр из фильма "Метод исключения"

Кадр из фильма "Метод исключения"

©Кинокомпания "Вольга"
Содержание:

«Метод исключения»: когда сначала очень смешно, а потом очень грустно

Корейский постановщик Пак Чхан-ук, автор «Олдбоя», «Служанки», «Решения уйти», вернулся в этом году на Венецианский фестиваль после 20 лет отсутствия. Последний раз на «Золотого льва» претендовало его «Сочувствие госпоже Месть» в 2005 году. И, хотя новая картина и не получила никаких наград, «Метод исключения» должен порадовать поклонников Пак Чхан-ука и корейского кино вообще. Многократный лауреат Каннского фестиваля сделал свое фирменное кроваво-жестокое и при этом по-настоящему смешное кино.

Дополнительно к картине привлекает внимание исполнитель главной роли Ли Бен-хон, который запомнился многим по сериалу «Игра в кальмара». Там он изображал распорядителя игр. В «Методе исключения» персонаж Ли Бен-хона тоже совершает сложный моральный выбор.

"Холодное сердце": радикальная версия "Снегурочки"

У Ман-су в жизни все просто идеально. Красавица-жена, двое детей (дочь, правда, не разговаривает, но гениально играет на виолончели), роскошный дом. Именно в этом доме герой провел свое детство – он долго мечтал его выкупить. Жена занимается теннисом (дорогое увлечение!), а сын вскоре должен поступать в институт.

Ман-су 25 лет проработал на бумажной фабрике, но после покупки предприятия американцами его и многих его коллег сокращают. Герой в шоке: его рай рассыпается на глазах. Он обещает семье за три месяца найти хорошую работу по специальности, однако ситуация на рынке очень сложная. На фабриках многие процессы теперь максимально автоматизированы, а конкурентов слишком много. Жена (Сон Е-джин) принимает волевое решение максимально ужать расходы и отказаться от всех «излишеств», но и такой вариант не спасет их от продажи дома.

Тогда Ман-су решается на крайние меры: физически устранять своих самых сильных конкурентов (желанная должность, кстати, пока занята). Ждешь, что экран тут же заполонит жестокость, но первые попытки героя стать убийцей оказываются абсурдно-комическими. В конце концов, он обычный человек, а не киллер, да еще и порой неловкий. Феерична, например, сцена, в которой Ман-су выслеживает жертву в лесу, но в итоге его жалит в ногу змея и он кубарем катится с холма. Спасает его жена намеченной жертвы – такого же уволенного с фабрики мужчины.

"Умри, моя любовь": как сойти с ума красиво

Главный герой, узнавая о жизни потенциальных жертв все больше, проникается к ним симпатией. Зритель тоже начинает различать за пьянством персонажей – отчаяние и одиночество, а за унижением – желание помочь своей семье. Тем не менее Ман-су все равно постепенно расчеловечивается: несмотря ни на что, он остается верен своему аморальному плану. Любящий муж и отец, он готов на все ради близких, и другого выхода он не видит.

Стартовав весело и задорно, «Метод исключения» в финале наводит на весьма печальные размышления. Не только о губительности капитализма (фильм, конечно, сравнивают с «Паразитами» Пон Джун-хо), но и о несовершенстве людей. Да, вроде бы ничего нового Пак Чхан-ук не рассказывает, но уж очень выразительно он демонстрирует страшную трансформацию крайне симпатичного поначалу человека. Незыблемые вроде бы для героя этические принципы – человеческие и профессиональные – меняются, когда речь заходит о благосостоянии его семьи. И, кажется, Пак Чхан-ук намекает нам, что от подобных внутренних изменений не застрахован никто, а возмездие вряд ли последует.

«Звук падения»: когда не повезло родиться женщиной

Еще одна громкая фестивальная новинка недели – магнетический «Звук падения» Маши Шилински. Всего лишь вторая режиссерская работа немецкой постановщицы принесла ей приз жюри Каннского фестиваля и восторги критиков со всего света. «Звук падения» (не путать с «Анатомией падения» Жюстин Трие!) – это эпическое по размаху, но интимное по интонации полотно о четырех поколениях немецких женщин. Снято оно столь тонко и искусно, что рассказывать о нем особенно сложно. Маша Шилински в своей картине, которая длится два с половиной часа, делится полным сострадания и боли авторским взглядом на женскую долю в патриархальном обществе. Да и на мужскую – тоже.

Кадр из фильма "Звук падения"

Кадр из фильма "Звук падения"

A:One

Действие картины охватывает более 100 лет: от Первой мировой войны до наших дней. Каждая из четырех героинь – совсем юная Альма, молодые девушки Эрика и Ангелика и тинейджер Ленка – выросли на одной и той же ферме, но в разное время. И в поворотах их судеб тоже оказывается много общего. Возможно, это поколения одной семьи (правда, тогда хронология не вполне складывается).

В повествовании, которое состоит из перемежающихся фрагментов разных эпох, поначалу можно запутаться, тем более что персонажей в фильме много, как в хорошем большом романе. Однако постепенно пазл начинает складываться, а параллели образов и событий из жизней разных женщин – высвечиваться. Ответов на все вопросы, впрочем, тоже ждать не стоит: недоговоренность – одна из ключевых особенностей фильма. Каждая из героинь, хоть и окружена людьми, по-своему одинока, несчастна и нечитаема. Каждая – загадка. Другого не дано познать до конца, будь это твоя сестра или мать. Сестринство в «Звуке падения» становится одной из ключевых тем, но даже самое близкое родство не всегда помогает преодолеть отчужденность друг от друга.

Мультфильм от российского номинанта на "Оскар" и экранизация Водолазкина

Еще одна важная тема – это, собственно, взгляд на другого и на мир. В «Звуке падения» постоянно кто-то за кем-то подглядывает. Подсматривание поначалу подано в фильме как забава, шутка. Но постепенно становится все более очевидно, что чем внимательнее ты всматриваешься в мир, тем больше бед и страданий видишь. Так, девушка, живущая в годы Первой мировой, с любопытством наблюдает за играми прислуги, а потом осознает, что игры эти ведут к насилию. Женщины-служанки должны были «обслуживать» всех захотевших внимания местных мужиков, и ради этого их стерилизовали.

Спустя десятилетия, в 1980-е, ситуация не вполне меняется – просто становится более завуалированной. Девушка Ангелика с ужасом осознает, как ее пожирают глазами на пляже дядя и кузен. Она пытается вернуть себе субъектность, представляя, что на самом деле это она тайком наблюдает за их подсматриванием. При этом саму же героиню кузен потом обвинит в распущенности: видимо, мужчины имеют право сексуализировать женщин, но сами осознавать свою сексуальность женщины не должны.

Впрочем, заложниками и жертвами патриархального мира становятся и мужчины. Так, собственная сестра намеренно калечит брата, чтобы его не забрали на Первую мировую.

Метаморфозы в «Звуке падения» претерпевает и смерть. Если в начале картины она ненастоящая, игрушечная (девочки разыгрывают служанку, та падает и притворяется мертвой), то уже к середине фильма смерть становится реальной, а падения героинь – запланированными. Даже чужой взгляд не помешает совершиться трагедии – что уж говорить о том, если рядом никого нет.

«Крипер»: когда режиссер забыл о своих травмах

Суперпродуктивный хоррормейкер Осгуд Перкинс выпускает второй за год фильм совместно с независимой студией Neon. Перкинс снимает кино больше 10 лет, но массовой публике он стал известен после выхода ужастика «Собиратель душ». Благодаря и таланту Осгуда, и удачно придуманной рекламной кампании фильма он собрал в мировом прокате сумму, в 10 раз превышающую его бюджет. А главное, остался в памяти зрителей как один из самых дискомфортных и пугающих хорроров последнего времени. Николас Кейдж и его измененные до неузнаваемости внешность и голос, всплывая в памяти, заставили плохо спать не одного человека.

Кадр из фильма "Крипер"

Кадр из фильма "Крипер"

"Атмосфера кино"/Arna Media

Антиподом «Собирателя душ» стала «Обезьяна» Перкинса, вышедшая в начале 2025 года. Если предыдущая картина работала за счет саспенса и умолчаний, то в «Обезьяне» режиссер упивается кровавым безумием, делая его еще и дико смешным. Получилась некоторая вариация «Пункта назначения»: и там и там люди умирали самыми абсурдными и неожиданными способами.

Объединяют две упомянутые картины глубоко личные мотивы, легшие в их основу. Биография Осгуда Перкинса удивительна. Сын актера Энтони Перкинса и фотографа Берри Беренсон, он не только продолжает артистический путь родителей, но и, очевидно, пытается изжить оставленные их судьбами травмы. Энтони Перкинс вел двойную жизнь и умер от последствий СПИДа. Беренсон разбилась в одном из самолетов, врезавшихся в башни Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года. В фильмах Осгуда обычно важны фигуры родителей и связанные с ними тайны. А еще ему удается душераздирающе-убедительно размышлять о неотвратимости рока.

Отцы и дети, сложности материнства и проживание горя: мировые фестивальные хиты в прокате

Надо сказать, что личные травмы сегодня нередко вдохновляют инди-хоррормейкеров, которые снимают медленные постхорроры. Так, в этом году в мировом прокате фурор произвела картина Зака Креггера «Орудия». Постановщик говорит, что в этом сложноустроенном фильме о пропаже целого класса на самом деле зашифрована проблема алкоголизма, отнимающего у людей близких (пили родители самого Креггера).

Возможно, проблема неплохой, но и не прорывной картины Осгуда Перкинса «Крипер» как раз в том, что сценарий писал другой человек: малоопытный Ник Лепард. Сам Оз не мог этим заниматься из-за забастовки Гильдии сценаристов, в которой он состоит. В итоге в «Крипере» как раз не чувствуется какая-то личная боль Перкинса. Зато в фильме есть ощутимая ярость, вызванная эксплуатацией женщин мужчинами на протяжении почти всей истории человечества – именно этому и посвящена картина. Но становится это понятно только ближе к финалу.

По сюжету же художница Лиз (великолепная Татьяна Маслани) приезжает с бойфрендом-хирургом Малкольмом (Россиф Сазерленд) в его летний домик. Конечно, находится он в какой-то лесной глуши, и из соседей там можно встретить разве что кузена героя – подозрительного типа, вдобавок сексиста. На следующий день Малкольм экстренно срывается к пациентке в город, а в доме начинают твориться очень странные дела. Кажется, даже за год отношений Лиз узнала о жизни Малкольма отнюдь не все.

Хотя Перкинс все еще умело создает саспенс, «Крипер» нельзя назвать очень страшным фильмом – эффекта «Собирателя душ» добиться не удалось. Может быть, потому, что поклонники уже знают любимые приемы режиссера, среди которых, например, долгое тревожное вглядывание в пространство дома или в пейзаж. Среди минусов картины также можно выделить некоторую сюжетную непроясненность, непродуманность. Однако неудачей «Крипер» (который в оригинале Keeper – «хранитель») тоже не назовешь.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".