Наверх
8 июля 2020

Мир вспоминает великого мыслителя Аль-Фараби

До наших дней дошло около 200 трактатов Аль-Фараби.

В 2020 году под эгидой ЮНЕСКО отмечается 1150-летний юбилей одного из крупнейших мыслителей средневекового Востока Абу Насра ибн Мухаммеда аль-Фараби, вошедшего в мировую историю как Аль-Фараби. На родине этого выдающегося ученого, философа, поэта, естествоиспытателя, математика и музыканта в Казахстане начали подготовку к празднованию этой даты еще прошлым летом. В августе указом президента РК Касыма-Жомарта Токаева была создана правительственная комиссия по проведению торжественных мероприятий в его честь. Глава государства отметил важность обращения к духовному наследию Аль-Фараби. По его словам, это особенно важно в контексте процессов модернизации общественного сознания, при формировании ценностных ориентиров подрастающего поколения. Торжества пройдут не только в Казахстане, но и во многих уголках планеты, поскольку Аль-Фараби внес неоценимый вклад в развитие мировой науки и цивилизации.

Жемчужины мудрости

14–15 мая в онлайн-режиме прошла международная научная конференция на тему «Наследие Аль-Фараби», организованная Международным центром аль-Фараби при Казахском национальном университете (КазНУ), носящем, кстати, его имя. Помимо казахстанских ученых, в ней приняли участие фарабиеведы Национального университета Узбекистана, а также из СНГ, Финляндии, Турции, Индии, Греции, США и других стран. Выступающие отметили значение наследия ученого для сближения цивилизаций и различных культур, актуальность его философских воззрений в условиях сегодняшнего демократического гражданского общества.

Как сообщил доктор философских наук, профессор КазНУ Джакипбек Алтаев, всего в этом году пройдет около 500 мероприятий, посвященных Аль-Фараби, в том числе многочисленные симпозиумы и форумы, которые, правда, из-за коронавируса также пока будут проводиться в режиме онлайн. По этой же причине перенесена и масштабная международная экспедиция по следам пребывания Аль-Фараби с посещением его усыпальницы в Дамаске.

«Covid-19 временно спутал карты. Тем не менее, юбилей будет отмечен с размахом. В этом году уже изданы и будут издаваться книги, фильмы и даже мультфильмы об Аль-Фараби.  Организован просмотр фильмов производства киностудий Голландии, Турции, что вызвало большой интерес молодежной аудитории»», – подчеркнул профессор Алтаев.

До наших дней дошло около 200 трактатов Аль-Фараби, причем переводы его трудов на латынь и иврит в Европе хорошо известны с XII–XIII веков. Наиболее значительные его труды – «Философские трактаты», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Жемчужины премудрости» и «Большая книга музыки». Кстати, именно последний трактат сделал его знаменитостью на Западе, особенно после того, как в 30-е годы ХХ века он был переведен на французский язык и издан в Париже.

Аль-Фараби считается одним из основоположников восточного перипатетизма (так называли учение Аристотеля из-за его привычки вести философские занятия во время прогулок, от др.-греч. περι-πατέω – ходить кругом). Опираясь на труды Аристотеля, мыслитель разработал оригинальную мусульманскую философию, по праву получив почетное прозвище «Второй учитель человечества» (то есть второй после Аристотеля). Сегодня копии рукописных трудов Аль-Фараби хранятся в научных центрах Стамбула и Каира, Тегерана и Дамаска, Багдада и Бейрута, а также Лондона и Берлина, Парижа и Лейдена. В 1990 году американская обсерватория назвала его именем один из открытых астероидов. На специализированном сайте можно прочесть: «Астероид № 7057 назван Al-Farabi в честь выдающегося философа, ученого и музыкального теоретика».

Трудный путь к наследию Аль-Фараби

Стоит отметить, что труды мыслителя были широко известны на Западе, однако на его родину в Казахстан, как и в Советский Союз пришли довольно тернистым путем. Как рассказала в своем выступлении на конференции профессор КазНУ Гюльнар Муканова, об Аль-Фараби писали в 20–30-е годы ХХ века лидеры национальной казахстанской партии «Алаш» поэт Магжан Жумабаев, выпускник Санкт-Петербургского университета, юрист Мустафа Шокай, однако их рукописи долгое время были в забвении, а сами они были репрессированы.

Увековечиванию памяти Аль-Фараби на родной земле наши современники обязаны таджикскому исследователю Бабаджану Гафурову, а также казахстанскому ученому Акжану Машанову, который в 1950-е годы первым обратил внимание на то, что о его наследии в СССР практически ничего неизвестно, и воспринял учение Аль-Фараби как олицетворение глубинных корней казахстанской культуры, духовно-нравственного ее содержания, тюркских и исламских истоков. В архивах сохранилось письмо Машанова к президенту Академии наук Казахской ССР Канышу Сатпаеву, в котором он обосновал необходимость изучения трудов великого ученого в Казахстане, с сожалением констатировав, что соотечественники так мало знают о своем знаменитом земляке.

«Как известно, Аль-Фараби, – писал Машанов, –  является уроженцем Казахстана: родился он в Отраре (между Туркестаном и Арысом), который по-арабски назывался Фараб (отсюда и аль-Фараби). Однако, к сожалению, мы не смогли найти в СССР ни одной его подлинной работы. После длительных поисков на днях нам удалось получить по межбиблиотечному абонементу три книги из Лейдена (Голландия). Две из них – собственные труды Аль-Фараби на арабском языке. Все эти книги имеют исключительно большую научную ценность. Необходимо перевести их на казахский и русский языки. Просим Вас дать указание о финансировании данной работы».

Надо понимать, что по тем временам, а это был 1960 год, такое письмо было рискованным для Акжана Машанова поступком и могло иметь неприятные для него последствия. Во-первых, он посмел заявить о замалчивании наследия Аль-Фараби в СССР, а во-вторых, косвенно хвалил прогрессивный «загнивающий Запад». К чести академика Сатпаева, он полностью поддержал инициативу ученого, таким образом положив начало масштабным исследованиям трудов выдающегося мыслителя. В дальнейшем в популяризации наследия Аль-Фараби приняли активное участие президент АН КазССР Шахмардан Есенов, писатель Ануар Алимжанов (его роман «Возвращение Учителя» был издан в Москве), Болатхан Тайжан, Мухтар Ауэзов. Во многом их стараниями в 1975 году в Москве, Багдаде и Алма-Ате торжественно отмечалось 1100-летие Аль-Фараби.

«Пророческая философия» мыслителя

Сегодня казахстанцы и, прежде всего, молодежь вправе гордиться Аль-Фараби и теми, кто пропагандировал его гуманное учение. И надо отдать должное, они достойно чтут великого мыслителя – с 1993 года в КазНУ функционирует Центр Аль-Фараби, с 1997-го читается спецкурс о его наследии. «Что интересно, – отметил профессор Алтаев, – этот спецкурс выбирают студенты естественных факультетов, хотя, казалось бы, мыслитель был философом, то есть гуманитарием. Но всё дело в том, что Аль-Фараби был энциклопедистом, он очень много писал и о математике, и о физике, и о геологии, и о астрономии».

Действительно, гений Аль-Фараби многогранен. Кроме философии и правоведения, он внес существенный вклад в психологию и метафизику, космологию, алхимию и даже музыку. А самыми ценными, по мнению специалистов, являются его размышления о политике и государстве, или, как он сам писал, «о практическом применении философии». К примеру, общества он подразделял на «добродетельные» и «порочные», причем последние он делил еще на три категории – «невежественные», «злые» и заблудшие». По мнению известного французского теолога Генри Корбина, «политические» идеи Аль-Фараби следует понимать как «пророческую философию».

Стоит подчеркнуть, что мыслителя чтут во всем мире. В 2010 году под эгидой ЮНЕСКО по инициативе казахстанского поэта и общественного деятеля Олжаса Сулейменова прошел международный круглый стол «Аль-Фараби и европейский Ренессанс» с участием ученых из двух десятков стран. С 2014 года в КазНУ ежегодно проводятся международные «Фарабиевские чтения» для студентов и молодых ученых и «Олимпиада Фараби» – для старшеклассников. По трактатам Аль-Фараби защищаются магистерские и докторские диссертации.

Возвращаясь к юбилею философа, напомним, что торжественный старт Году Аль-Фараби был дан в КазНУ в январе этого года, с участием международных делегаций, дипмиссий, государственных деятелей и ученых разных стран. А закончится празднование, по замыслу организаторов, осенью в Нур-Султане и в Париже на Международном симпозиуме.

 

Читать полностью (время чтения 4 минуты )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK
08.07.2020