Несобранный пазл: что раскололо русскую цивилизацию?
Сохраняющая способность к интеллектуальной рефлексии часть российского общества не могла не заметить среди недавних телепремьер яркий и оригинальный проект: четырехсерийный историко-документальный фильм «Русский раскол», представленный на канале НТВ уральским промышленником и меценатом Игорем Кудряшкиным.
Поднятые в фильме едва ли не трансцендентные и вечные для российской общественно-политической и философской мысли темы о поисках некогда утраченных (а может быть, так и не обретенных?) цивилизационных смыслов «Русского мира» вновь возвращают нас к вопросу о правильности выбора магистральных путей развития, который стране неоднократно приходилось делать на крутых виражах и изгибах ее истории.
Различные социальные группы всегда по-разному оценивали свое прошлое и настоящее. Именно поэтому наступление каждой новой эпохи, приводившей к смене правящих элит, неизменно знаменовалось обязательным переписыванием учебников истории. При этом о чем-то умалчивалось, а что-то, наоборот, возвеличивалось и навязывалось новым поколениям российских людей в качестве основного, главного итога или направления развития.
К сожалению, в донесении до народа исторической правды не очень-то помогала и историческая наука. Все противоречия, присущие реальной социальной жизни, неизбежно отражались и в ней. В долгоиграющих дискуссиях, длящихся иногда столетиями, и бесконечной погоне за новыми фактами и источниками выхолащивались основные, самые важные вопросы о смысле и предназначении отечественной истории, об истоках, корнях и уникальных чертах российской цивилизации.
А ощущения по поводу собственной судьбы закрепощенного в «романовский» период истории народа, к тому же отчужденного от собственного исторического, былинно-песенного осмысления прошлого (например, уникальный памятник устного народного творчества «Слово о полку Игореве») официальной наукой, в застывшем и неизменном виде передает васнецовский «Витязь на распутье». И степной ковыль ни во снах, ни наяву не нашепчет ему ответы на извечно русские вопросы: «Откуда Мы, и Куда Мы»? А между тем самобытность – непонятая и неосмысленная – на интуитивном уровне именно в России ощущалась всеми и всегда, с той лишь разницей, что для одних это была родная и близкая «неразгаданная сказка», а для других – «варварская», ненавистная «эта страна».
В эмигрантской мемуарной литературе – причем как вынужденными переселенцами, так и теми, кто готов был бежать куда угодно, лишь бы подальше от «немытой России», – не раз описан один примечательный факт. Казавшийся таким уютным уголком «Эдемского сада» Запад в реальности оказывался настолько ментально чуждым (причем даже элите, вроде бы напрочь лишенной народного духа и открыто презиравшей его у себя на Родине), что там, в условиях относительного достатка, они как в воздухе нуждались просто в разговоре с любым русским, даже из советской России.
В конечном счете так и не решенная ни в науке, ни в общественном сознании России основополагающая проблема истории Отечества состоит в поисках убедительных ответов на вопросы о том, почему лежащие на поверхности, базовые, самобытные черты русской цивилизации оказались незамеченными, неисследованными и, соответственно, непонятыми даже фундаментальной наукой. А по некоторым из них нет не только ответов, но и вопросы еще не поставлены.
Проект НТВ «Русский раскол» направлен на ознакомление максимально широкой аудитории с миром оригинальных идей и открытий одного из наиболее ярких, одаренных и самобытных ученых-историков современности – доктора исторических наук, профессора Московского педагогического государственного университета Александра Владимировича Пыжикова (1965–2019).
Показанный за полночь четырехчасовой фильм захватывает вас с первых минут и не отпускает до финальных сцен, проводя зрителя по сложным и запутанным лабиринтам реальной, но скрытой даже от профессиональных глаз истории; погружает в таинственный мир лаборатории ученого, в которой отдельные и разрозненные факты и явления, как в детективе, вдруг начинают складываться в сложную, но единую паутину системных причинно-следственных связей.
Зритель, заинтригованный провокационными намеками на невидимые для простаков нити, связывающие в некое целое старообрядческие общины полумифической, «потаенной» Руси, денежных воротил московской буржуазии и большевистских вождей, укрытых от народа за высокими стенами Московского Кремля, невольно вовлекается в собственное расследование тайных пружин русской истории.
В заслугу авторам и сценаристам фильма можно поставить и удачное сочетание различных форм современного медийного пространства: от игры актеров до графических эффектов, вставок кадров исторической хроники и интервью профессиональных историков – коллег А.В. Пыжикова. Наравне с увлекательным содержанием обоснованное смешение жанров и частая смена визуального ряда позволяют удерживать внимание зрителя и в целом придают динамику достаточно объемному повествованию.
Впрочем, разбор художественных или стилистических достоинств и недостатков фильма не входит в нашу задачу. Нас привлекает иная область: удалось ли авторам фильма раскрыть историческую ценность и значение научного наследия А.В. Пыжикова, показать глубину и фундированность его наблюдений и выводов, по достоинству оценить оригинальность его концепции истории России и, пожалуй, самое важное: хотя бы в первом приближении попытаться наметить перспективы развития научного направления, связанного с именем ученого.
Задача эта не из легких. Слишком сложна проблема, которая хронологически охватывает практически все века отечественной истории. Весьма оригинально методологическое кредо ученого, постоянно развивавшееся по мере его погружения в тайны истории. Наконец, весьма необычен и исследовательский маршрут научных изысканий А.В. Пыжикова: начав с исторического анализа советской эпохи, он раз за разом все глубже и глубже погружался во мрак неизвестных и темных веков, иногда заново открывая для себя общеизвестные науке вещи, но неизменно находя новые и незамеченные предшественниками стороны общественного бытия прошедших эпох, которые почему-то, похоже, только ему и были готовы приоткрывать свои тайны. Забегая вперед, отметим главную, на наш взгляд, черту исследовательского дарования А.В. Пыжикова, которая как раз и состоит в том, что он был одним из немногих, кто понял (мне кажется, в большей степени интуитивно нащупал), где и в каких областях общественного бытия и сознания следует искать российскую историческую истину.
А в современной историографии истории России он остается единственным, кто поставил перед собой практически невыполнимую задачу: осмыслить исторический путь России не на отдельных его участках и отрезках, а связать их все в единый и взаимосвязанный процесс, объединяющий эпохи и тысячелетия, и тем самым наконец-то разглядеть сквозь туман лжи и искажений долгую, но единственную и непрерывную дорогу – длиною с историческую судьбу народа.
Но в чем своеобразие методологической «оптики» Александра Пыжикова? Какие приемы и методы позволили ему увидеть то, что до него не сумела нащупать наука и мимо чего прошла великая русская литература, хотя иногда и прозревавшая в своей исторической и народной слепоте? И самое важное: что ученый определял в качестве существенных и наиболее значительных факторов русской истории и цивилизации, предопределивших ее неповторимый облик? Об этом и многом другом пойдет речь в следующей публикации.
Автор – кандидат исторических наук, профессор МПГУ
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".