Один в поле с Богом: в прокат выходит фильм "Русский крест"
На экраны выходит художественный фильм Эдуарда Боякова «Русский крест» – картина о погибающей и воскресающей России, о борьбе света с тьмой. О том, как много может сделать один, казалось бы, совсем простой человек, если у него есть крепкая вера. Главную роль в этом необычном фильме исполнил Михаил Пореченков.
Наследие поэта
«Русский крест» – первый опыт Боякова в качестве кинорежиссера. Его имя в первую очередь ассоциируется с театром: Бояков был создателем фестивалей «Золотая маска», «Новая драма», «Традиция», основателем и руководителем театра «Практика», худруком МХАТ имени Горького, а с прошлой осени он возглавляет «Новый театр» на Мясницкой. Теперь же Бояков обратился к кино: как и его театральные работы, «Русский крест» сочетает в себе традицию и эксперимент.
Это фильм-поэма, причем в прямом смысле: в его основе одноименная поэма Николая Мельникова. Мельникова не назвать очень известным поэтом, в отличие, например, от Бориса Рыжего. Его больше знают в среде почвеннической, патриотической, околоцерковной. Судьба его, увы, повторила участь многих замечательных русских стихотворцев: неприютная жизнь, духовные озарения и пагубные привычки, ранняя смерть. Николай ушел из жизни в 2006 году, ему было 40 лет.
Мельников и сам был связан с кино: окончил ГИТИС по специальности «режиссура», писал сценарии, вместе с Николаем Бурляевым организовывал кинофестиваль «Золотой витязь». Снимал клипы на собственные песни. Поэму «Русский крест» он написал в 1996 году. Это было время, когда Мельникову и его единомышленникам казалось, что страна погружается во мрак: народ погибает на обломках советской империи, дезориентированный, теряющий свои корни и чувство достоинства.
Тридцать лет спустя
Главный герой поэмы Иван Росток как раз из таких потерянных, потерявших семью и ощущение родины, спивающихся русских мужиков. Лишился он по пьяному делу и правой руки – это символ утраты способности созидать, строить. Безысходность, погибельное сползание вниз по наклонной прерывается сверхъестественным событием, которое внезапно обращает непутевого Ивана к Богу. Он берет на себя задачу восстановления сельской церкви, объединяя вокруг себя людей не призывами, не громкими словами, а тихим, молчаливым делом. Атмосфера безразличия, уныния и разобщения в селе сменяется воодушевлением.
Такое настроение – надежда на великое пробуждение посреди раздора и развала – в то время владело не только Мельниковым. «Русский крест» удивительно созвучен песне «Родина», написанной Егором Летовым в те же годы. «Вижу – поднимается с колен моя Родина. Вижу, как из пепла восстает моя Родина», – пел Летов, когда родина на самом деле скорее неслась под откос. Но не стараниями ли таких иррациональных оптимистов страна в итоге все-таки выжила?
И вот, казалось бы, 2023 год – почти 30 лет минуло со времен «Русского креста», и Бояков экранизирует эту душераздирающую поэму. Может быть, это просто еще один проект, рассказывающий о том, как страшно было в 1990-х? Нет, Бояков снял «Русский крест» не как историю из прошлого, а как рассказ о современности.
Потому что при всех переменах, произошедших в стране за эти три десятилетия, при всем росте материального благополучия настоящего духовного возрождения России еще не случилось. По большому счету пробуждение едва началось – люди начинают понимать приоритет духовных ценностей над материальными, но в целом картина едва ли сильно отличается от той, что нарисовал Мельников.
Современный сказ
От растерянности и деградации Иван Росток переходит к осознанию своих корней, своей высшей цели и далее – к подвигу. Взвалив себе в буквальном смысле тяжелый крест на плечи, Иван обходит окрестные села и города, собирая деньги на восстановление храма. Видя, как преобразился человек, на которого все давно махнули рукой, начинают меняться и те, кого он встречает на своем пути. Но не все готовы принять свет и добро, и главному герою приходится дорого заплатить за то, что он вырвался из цепей зла. Однако импульс, заданный им, уже не остановить.
Бояков говорит: «Нам хотелось сподвигнуть зрителя к сопереживанию, к серьезной внутренней работе, которая, возможно, поможет найти ответ на вопрос: «Для чего нам даны испытания сегодняшнего дня?»
Сам жанр фильма-поэмы, где герои разговаривают в рифму четырехстопным хореем, прямо скажем, необычен. Он заставляет перестраиваться с привычного способа восприятия кино на некий новый лад. И это требует от зрителя определенных усилий: внешне складная и легкая стихотворная форма несет в себе конденсированное глубокое содержание, которое не так-то просто схватить на лету.
Картина балансирует на грани реализма и драматической сказки. Ощущение сказочности хорошо передает камера Максима Осадчего, оператора, ранее работавшего над фильмами «Сталинград», «Легенда о Коловрате». Съемки картины проходили в Тверской области, в Торжке и его окрестностях.
Пасхальная премьера
Михаил Пореченков («Поддубный», «Ликвидация») исполнил в фильме главную роль, а Юрий Кузнецов («Остров», «Улица разбитых фонарей», «Эпидемия») сыграл старца, направляющего героя к свету. В роли рассказчицы выступила Полина Чернышова («Тихий Дон», «Перевал Дятлова»).
Режиссер говорит, что прочитать поэму ему посоветовал старец схиархимандрит Илий (Ноздрин), чьим духовным сыном был Николай Мельников. Бояков сразу начал думать об экранизации, эту идею поддержали и о. Илий, и генеральный продюсер Игорь Кудряшкин.
Музыку к фильму написал Тихон Хренников-младший, правнук знаменитого советского композитора. Очень внушительно в картине звучат также песни группы LAVRA. В нее входят Варвара Котова, Сергей «Гребстель» Калачев и Василий Поспелов, сотрудничавшие с Бояковым и в его театральных проектах, в частности, в популярном спектакле «Лавр».
Дата премьеры «Русского креста» неслучайна: он выйдет на экраны не в четверг, как принято в российском кинопрокате, а в воскресенье, 16 апреля – в день православной Пасхи.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".