- Главная страница
- Статьи
- "Первый день моей жизни": фильм-психотерапия от автора "Идеальных незнакомцев"
"Первый день моей жизни": фильм-психотерапия от автора "Идеальных незнакомцев"
В 2015 году итальянский режиссер Паоло Дженовезе выпустил драмеди «Идеальные незнакомцы», которое стало настоящим феноменом. Зрителям так понравилась история о людях, скрывающих в своих мобильных телефонах от близких темные секреты, что ремейки стали появляться во всем мире: сейчас их уже более 20. Свой аналог появился и в России («Громкая связь» и ее продолжение, которого не было у оригинала, – «Обратная связь»).
Вероятно, многим не только показался любопытным концепт: герои, собравшись за одним столом, решают сыграть в игру, зачитывая вслух все СМС и отвечая на все звонки по громкой связи. Близка почти каждому человеку сама проблематика: едва ли найдется много святых, которые совсем ничего не скрывают от друзей и родных. Разница лишь в масштабе тайн и недоговоренностей. «Идеальные незнакомцы» обрели признание и профессионального сообщества, получив целых восемь номинаций на итальянскую национальную премию «Давид ди Донателло» и выиграв в двух из них: «Лучший фильм» и «Лучший сценарий».
"Голда. Судный день": Хелен Миррен перевоплотилась в премьер-министра Израиля
С тех пор за новыми работами Дженовезе киноманы, конечно, следят с большим интересом и всегда получают то, чего ждут: концептуальную по форме историю, автор которой рефлексирует о вечных проблемах в их современной инкарнации. Каждая из последних картин постановщика, кстати, добиралась до российского проката. И вот вслед за триллером «Место встречи» (2017) и меланхоличной мелодрамой «Супергерои» (2021) настал черед нового фильма Паоло Дженовезе, фантастической драмы «Первый день моей жизни».
В «Первом дне моей жизни» Дженовезе задействовал Тони Сервилло – любимого и постоянного актера своего коллеги Паоло Соррентино. Тот, как и всегда крайне обаятельный, изображает таинственного незнакомца, который одной промозглой ночью появляется в жизни трех заблудших душ. Не знакомые друг с другом Эмилия (Сара Серайокко), Наполеон (Валерио Мастандрео) и Арианна (Маргерита Буй) пытались покончить с собой. На самом деле, им это даже удалось, в отличие от их младшего «коллеги» – школьника Даниэле (Габриэле Кристини), съевшего 40 пончиков и впавшего в кому (он, будучи диабетиком, специально не вколол себе инсулин). Незнакомец отвозит четверку в уютный опустевший отель и предлагает им провести неделю, прогуливаясь по улицам Рима и пытаясь найти поводы вернуться к жизни. Ведь в фантастической вселенной фильма непоправимое решение можно откатить назад.
Паоло Дженовезе в этом фильме экранизировал свой собственный роман. Возможно, поэтому с «Первым днем моей жизни» возникает множество не только кинематографических, но и литературных ассоциаций. Если говорить о кино, в первую очередь, конечно, вспоминается классический американский рождественский фильм Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь», герой которого тоже хотел покончить с собой. Встретив ангела-хранителя и понаблюдав за миром, в котором словно никогда не было его, герой меняет свое решение. Впрочем, и это экранизация рассказа Филипа Ван Дорен Стерна.
"Посредники": лауреат "Золотой пальмовой ветви" вновь исследует современную семью
Если говорить о литературе, то в связи с «Первым днем моей жизни» вспоминают обычно о «Рождественской песни в прозе» Диккенса. Есть и более современная ассоциация – это недавний роман-бестселлер Мэтта Хейга «Полночная библиотека». Его героиня Нора оказывается в загадочной библиотеке, где всем заведует ее школьная библиотекарша миссис Элм. Она сообщает Норе, что, доставая с полок разные книги, девушка может перемещаться по мультивселенной и оказываться в разных вариантах своей жизни. Может быть, в какой-то из них она будет по-настоящему счастлива? Если так, то Нора сможет там остаться. Надо сказать, что роман Дженовезе был опубликован на пару лет раньше книги Мэтта Хейга.
Дженовезе не слишком глубоко погружается в характеры главных героев, но зато мотивация каждого из них понятна и универсальна, а отличная актерская игра помогает меньше обращать внимание на недостаточную проработанность образов. Молодая художественная гимнастка Эмилия получила травму и осталась прикованной к инвалидному креслу. Но истинная причина отсутствия воли к жизни объясняется тем, что всю свою карьеру она завоевывала только вторые места. С одной стороны, Дженовезе говорит о проблеме, понятной любому спортсмену. С другой, так называемое «достигаторство» проникло во все сферы жизни. Отсутствие больших побед приводит в отчаяние каждый день миллионы людей, и Эмилия – одна из них. Сочувствуя ей, гораздо легче посочувствовать и себе, вместо того чтобы привычно себя ругать.
Линия мальчика Даниэле во многом перекликается с линией Эмилии. Разница в том, что он на самом деле совершенно не хотел никаких побед, а вынудило его к ним идти даже не общество, а собственные корыстные родители. Даниэле всегда любил поесть, и родители решили это монетизировать, создав YouTube-канал, где их сын поглощает продукты в невероятных количествах. Все это привело к буллингу в школе, но ни мама, ни папа не заметили, что их сын-блогер несчастен из-за свалившейся на него известности.
История Даниэле – и про влияние современных технологий и медиа на жизнь, и про отсутствие нормальной коммуникации внутри семьи, недостаток внимания к реальным желаниям ребенка. У Даниэле, вероятно, нет надежды на то, что родители его поймут, но в «Первом дне моей жизни» проскальзывает популярная в современном кино идея о том, что кровную связь может заменить духовная связь с теми, кто по-настоящему к тебе неравнодушен. Эти люди и станут человеку семьей, причем гораздо более полноценной.
Полицейская Арианна не хочет больше жить, потому что несколько лет назад она потеряла 16-летнюю дочь. Больше всего она боится, что однажды ее боль начнет стихать и таким образом она потихоньку забудет дочь. Кажется, именно эта мысль делает ее существование невыносимым. Герой Тони Сервилло говорит Арианне, что ее боль не утихнет, но впоследствии она сможет придать ей смысл.
Долгое время непонятна мотивация коуча Наполеона, который успешно учил людей верить в себя, воплощать свои мечты и быть счастливым. В какой-то момент он признается, что каждое утро просыпался с ощущением, будто потерял дочь, оказался в инвалидном кресле, будто его родителям на него плевать. Но на самом деле с ним все в порядке – ему плохо без причины и он не знает почему. Здесь логичным образом должен был последовать разговор о депрессии, психотерапевтах и антидепрессантах. Тем более что герой работает в сфере, близкой к психологической. Но почему-то этого не происходит, и это, пожалуй, главная претензия к фильму.
Непонятно, почему проблемы остальных героев разобраны достаточно подробно, а такое важное слово, как «депрессия», в картине при этом даже не звучит и варианты решения проблемы Наполеона не названы. Возможно, где-то за кадром он все перепробовал и ему ничего не помогло, но зрители об этом ничего не узнают. Тем не менее в целом «Первый день моей жизни» оказывает довольно мощный психотерапевтический эффект, жизнеутверждающий и поддерживающий, и это, пожалуй, важнее. Паоло Дженовезе и персонаж Тони Сервилло не обещают, что счастье может быть постоянным, но это не значит, что к нему не стоит стремиться.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".