«Последний министр»: лучший антидепрессант во время пандемии
Онлайн-кинотеатр КиноПоиск HD вслед за конкурентами занялся производством оригинальных сериалов. 26 марта стали доступны первые серии комедий «Последний министр» и «Проект «Анна Николаевна», за которые отвечает кинокомпания Александра Цекало «Среда». Режиссером «Последнего министра» стал Роман Волобуев, за «Проект «Анна Николаевна» ответственен Максим Пежемский.
Интересно, что «Последний министр» – не единственный проект Волобуева для КиноПоиска: нас ждет еще и его сериал про Telegram-каналы «Кликбейт». Что неудивительно: с миром СМИ он знаком не понаслышке. Всякий, кто пишет о Волобуеве-режиссере, не может не упомянуть о том, что раньше тот был кинокритиком, причем культовым. Теперь же он влился в ряды киножурналистов, превратившихся в кинопостановщиков (к слову, последовать его примеру мечтают отнюдь не все коллеги, не верьте стереотипам). Аналогичный переход совершили, например, Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Эрик Ромер, Клод Шаброль – режиссеры французской новой волны.
Первая полнометражная лента Волобуева, «Холодный фронт» 2015 года, получила смешанную критику. Это небогатая на события, тревожная и стильная драма о любовном треугольнике на берегу океана во Франции. Сценарий Волобуев написал вместе с исполнительницами главных ролей Светланой Устиновой и Дашей Чарушей. Кстати, если в эти дни вам хочется посмотреть кино про людей, почти полностью изолированных от внешнего мира, «Холодной фронт» – именно такая картина.
Гораздо более зрительским получился у Волобуева второй фильм – остроумный, феминистский «Блокбастер». В титрах, впрочем, режиссером обозначена выдуманная девушка Наташа Тюльпанова: Роман Волобуев, представляя картину на «Кинотавре», фактически отказался от нее, так как свет увидела не режиссерская, а продюсерская версия работы.
Возможно, «Блокбастер» – комедийное криминальное роуд-муви о женской дружбе и солидарности – и впрямь многое потерял из-за продюсерского вмешательства, но вообще-то и так получилось весьма зажигательно и злободневно. «Последний министр» в этом смысле продолжает линию «Блокбастера». Над сценарием Роман Волобуев работал вместе с Еленой Ваниной («Лондонград. Знай наших», «Оптимисты») при участии Романа Непомнящего и Дмитрия Нелидова.
Главный герой «Последнего министра» Евгений Тихомиров (Ян Цапник) – чиновник, отстраненный от деятельности после того, как погиб уральский город, мэром которого он был избран из-за ошибки в избирательном бюллетене. Стоял город стоял, а Тихомиров взял его да сгубил всего за неделю работы. Теперь он сидит с сигарой у бассейна в своем загородном доме, развлекается в московской квартире с тольяттинской лыжницей по кличке Зверь (Ольга Дибцева), читает подаренную ею биографию Столыпина, которого он путает с Распутиным, и поддерживает видимость брака с женой (Нелли Уварова), заведшей молодого испаноязычного любовника. Но Тихомирову выпадает еще один шанс проявить себя, и уж его-то он не упустит.
В разгар рабочего дня умирает министр перспективного планирования и развития социально-экономической политики. Нашего героя – «деятельного идиота» – в результате закулисных политических игр назначают новым министром, дабы он это выдуманное министерство полностью дискредитировал. Он же всерьез рвется «поднимать страну» и, воспользовавшись здравой идеей студентки-практикантки (Софья Лебедева), решает не внедрять новые законы, а попробовать отменить что-то из особенно раздражающих народ старых. Выбор, благодаря внезапному откровению замминистра Викентьева (Сергей Епишев), которого вообще-то интересует только пчеловодство, падает на закон, запрещающий использовать мат. Ох уж и оторвутся все средства массовой информации.
По первой, сдвоенной, серии уже понятно, что «Последний министр» – это просто неимоверно, по-настоящему смешной сериал – то, что доктор прописал в эти дни пронизывающей тревоги. Некоторые шутки, кстати, рассчитаны на тех, кто хотя бы немного разбирается в российской журналистике. Удивительно, но это тот редкий случай, когда первый эпизод хочется пересмотреть уже на следующий день, показать его близким, чтобы разделить с ними удовольствие, посмеяться вместе.
Разойдется на цитаты «Последний министр» непременно. «Сейчас снова пошла тема на семейные ценности»; «Все с ним спят, но я вообще не понимаю – в чем фишка?»; «Что ж вы по Столыпину-то все угораете?». Что особенно ценно, персонажи разговаривают как живые люди – пусть зачастую и афористично.
При всем при том «Последний министр» – скорее не добродушный ситком, а едкая сатира на нашу современную действительность. Впрочем, Роман Волобуев в своем Facebook иронично заметил, что сейчас, когда мир меняется до неузнаваемости, «Последний министр» может смотреться как ретро. Но будем честны перед собой: пандемия однажды закончится, а российский политический ландшафт в ближайшее время едва ли изменится. Остается, в общем-то, только над всем этим посмеяться – может быть, станет хоть немного легче.
Пока что кажется, что ближайшие родственники «Последнего министра» – американские сериалы «Вице-президент» и «Парки и зоны отдыха», во всей красе показывающие подноготную работы госслужащих. Первый рассказывает об отчаянной борьбе за власть женщины-вице-президента Селины Майер (сериал создан автором «Смерти Сталина» Армандо Ианнуччи). Второй, гораздо более добрый, посвящен чрезвычайно деятельной работнице департамента парков Лесли Ноуп и ее коллегам.
Герой Яна Цапника пока больше походит на идеалистку Ноуп, которая действительно всегда стремилась изменить мир к лучшему. Но его настоящая мотивация может раскрыться позже. Идиотичность ситуаций, в которые попадают министр Тихомиров и его команда, напоминают скорее о «Вице-президенте». Сам Роман Волобуев указывает в качестве референса сериал Аарона Соркина «Служба новостей».
Герои «Последнего министра», как и персонажи любых ситкомов, в первую очередь воплощают разные типажи – с течением времени они могут обрести или не обрести больший объем, но в данном случае, возможно, это не столь принципиально. Пока что понятно, что типажи эти яркие и запоминающиеся – а это уже половина успеха.
Хорош, например, пресс-секретарь министерства по фамилии Дударь в исполнении уморительного Алексея Золотовицкого, организовывающий публикации в изданиях с огромной аудиторией вроде журнала «Кроссворды и выкройки». Или замминистра с замашками социопата Ксения Нечаева – замечательная, как всегда, Ольга Сутулова – «самая умная, поэтому всегда на грани нервного срыва».
Роман Волобуев говорит, что придуманная им и его соавторами история «значительно более лирическая и романтическая, чем реальность», а героев он называет «нежные, прекрасные, милые твари». В общем, как бы там ни было, около получаса радости в неделю нам, кажется, в ближайшие месяцы обеспечено.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".