- Главная страница
- Статьи
- Пушкин на Кавказе, джинн в Стамбуле и красная панда в США: 10 лучших фильмов 2022-го
Пушкин на Кавказе, джинн в Стамбуле и красная панда в США: 10 лучших фильмов 2022-го
В 2022 году, после ухода из России голливудских студий-мейджоров и некоторых крупных стримингов смотреть новое кино стало сложнее. Поэтому в списке лучших картин года нет некоторых очевидных названий. Впрочем, так или иначе, любой топ всегда субъективен.
«Я краснею» Доми Ши
Первый наряду с «Бэтменом» релиз голливудского мейджора, не вышедший в России в прокат весной этого года. Pixar, как всегда, подарил зрителям анимационное кино тонкое, умное, подходящее для любого возраста и при этом развлекательное. На сей раз это история девочки-подростка китайского происхождения, которая вдруг в моменты сильных переживаний начинает превращаться в огромную красную панду. То, как она в итоге с этой ситуацией справляется, вызывает восторг.
Мультфильм, в общем-то, о том, что мы не обязаны повторять сценарии предыдущих поколений и отказываться от чего-то, что является неотъемлемой частью нашей идентичности.
«Не говори никому» Кристиана Тафдрупа
Если вы уже посмотрели расхваленного всеми «Варвара», можете оценить и менее раскрученный, но тоже очень крутой и актуальный хоррор, премьера которого состоялась на «Сандэнсе». «Не говори никому» из фильма о начале не очень прекрасной, как со временем выяснится, дружбы датского и нидерландского семейств оборачивается высказыванием об опасности несоблюдения своих границ. Иногда люди сами отчасти ответственны за то, что их ведут на убой – нередко этого можно избежать.
«Как спасти мертвого друга» Маруси Сыроечковский
Документальный фильм Маруси Сыроечковский показывали на фестивале Visions du Réel в Швейцарии и в параллельной каннской программе ACID. «Как спасти мертвого друга» – хроника пьянящей юности, в которой были настоящая любовь и настоящая смерть, счастье и отчаяние. Маруся, ученица Марины Разбежкиной, больше десяти лет, со своих шестнадцати, снимала на камеру себя, своих друзей и своего парня, а потом и мужа Кими – умных, тонких и ранимых, изобретательных и отчаянных.
Молодые герои, среди которых и Кими, начинают задыхаться в атмосфере безысходности и из-за этого разрушают себя физически и морально. Но интонация картины, несмотря на это, скорее легкая и ироничная – внушающая надежду.
«Решение уйти» Пака Чхан Ука
Эстетский детектив, триллер, нуар, комедия и мелодрама в одном флаконе от автора «Олдбоя» получил каннский приз за лучшую режиссуру.
В «Решении уйти» нет привычных для Пака Чхан Ука ультранасилия и сверхоткровенных сцен, но саспенса и сексуального напряжения в картине о притяжении между полицейским и подозреваемой хоть отбавляй.
Последние кадры «Решения уйти» останутся в памяти надолго. Так же, как и общая атмосфера загадочности, которой дышит картина.
«Большие змеи Улли-Кале» Алексея Федорченко
Слово «уникальный» почти потеряло свою ценность и истинный смысл, но Алексей Федорченко – режиссер действительно уникальный как для России, так и для мира. Он наделен каким-то невероятным воображением, тягой к экспериментаторству и исследовательской страстью, поэтому картины у него получаются упоительными и не похожими вообще ни на что. «Большие змеи Улли-Кале» сделан в любимом Федорченко жанре мокьюментари, или мистификации.
В начале фильма в лесу находят сундук с кинопленкой, на которой запечатлен дореволюционный альманах из девяти новелл, посвященных отношениям России и Кавказа. Федорченко обещает поврежденные фрагменты пленки восстановить. В итоге мы смотрим все эти новеллы, стилизованные под немое кино настолько искусно, что поверить в их подлинность проще простого. В промежутках Федорченко общается с разными экспертами с Кавказа, причем не вполне понятно, – это актеры или все же реальные люди.
В кадре фильма появляются Пушкин, превращающийся в шайтана, прекрасный актер Олег Ягодин в образе Шамиля, Николай Коляда в роли самого себя – перечислять находки можно долго. Но в конечном итоге, несмотря на всю игривость, «Большие змеи Улли-Кале» – серьезное высказывание, основанное преимущественно на реальных исторических фактах. Уже в первой новелле, например, рассказана реальная история художника Петра Захарова-Чеченца, который чудом спасся, когда в начале Кавказской войны был полностью уничтожен аул, где родился мальчик.
«Три тысячи лет желаний» Джорджа Миллера
Джордж Миллер, отдыхая от тестостеронового забега «Безумного Макса», снял нежную мелодраму о встрече ученой-нарратолога (Тильда Суинтон) и алкающего свободы джинна (Идрис Эльба). «Три тысячи лет желаний» погружают в яркий, колоритный, осязаемый, наполненный страстью и отвращением, любовью и жестокостью мир историй – их джинн рассказывает героине. Это не столько лав-стори (тем более что ее посыл: «Если любишь – отпусти»), сколько страстная ода сторителлингу во всех его проявлениях. Будь то фольклор, литература или кино.
На свете нет ничего значительнее историй: они создают смыслы, утешают, развлекают и даже могут спасти из мрака душу. Кино получилось очень филологическим – что и неудивительно, поскольку в основу легла повесть Антонии Байетт – классика британской литературы и обладательницы почетных ученых степеней множества университетов мира.
«Банши Инишерина» Мартина МакДоны
Фильм, который явно поборется за главные «Оскары» года, – как и всегда у Макдоны, дико смешной и совершенно трагический. Герой Колина Фаррелла, обитающий на невероятно живописном и очень депрессивном ирландском острове Инишерин, вдруг теряет расположение своего единственного товарища в исполнении Брендана Глисона. Тот отказывается с ним общаться, но его друг принять этого не может. Тем более что причина разрыва дружбы кажется ему неубедительной. Можно не сомневаться, что закончится все довольно кроваво.
Казалось бы, снять по-настоящему душераздирающую историю о расставании приятелей невозможно. Но МакДоне это удается: сила страдания и экзистенциальной тоски персонажа Фаррелла настолько велика, что герои банальных мелодрам со своими переживаниями и рядом не стоят. «Банши Инишерина» вонзается занозой в сердце. И в то же время заставляет серьезно задуматься о том, с кем и как ты хочешь проводить время своей жизни. Ну а главная симпатия многих зрителей в фильме явно уйдет ослице, с которой у героя Фаррелла очень трогательные отношения.
При этом «Банши Инишерина» – это, конечно, метафора Гражданской войны, в данном случае – в Ирландии. Персонажи то и дело слышат в отдалении взрывы и выстрелы.
«Худший человек на свете» Йоакима Триера
Всегда сложно решить, к какому году какой фильм отнести. Драмеди норвежца Йоакима Триера показывали в прошлогоднем Канне, но в российский прокат она вышла в 2022-м, так что позволим себе ее включить в топ этого года.
«Худший человек на свете» посвящен метаниям девушки под тридцать, которая никак не может решить, «кем хочет стать, когда вырастет» и кого она больше любит: интеллектуального или витального.
В общем, история, откликающаяся многим миллениалам, перед которыми вдруг разверзлась бездна возможностей. Ренате Реинсве в главной роли – одно из главных открытий года и просто любовь. В Канне ее наградили как лучшую актрису.
«Всё везде и сразу» Дэниелов (Дэна Квана и Дэниела Шайнерта)
Вот уж в каком фильме показаны все возможные варианты развития жизни героини – даже тот, в котором у нее вместо пальцев сосиски или вместо тела – камень. Увы, кажется, Эвелин – героиня Мишель Йео, попала в худший из возможных сценариев: опостылевший бизнес, счета, налоги, муж и дочь, которыми она категорическими недовольна. Но мультивселенная встряхнет существование Эвелин: внезапно для себя и совершенно против своей воли она станет супергероиней.
Киноманское, совершенно безумное кино от авторов «Человека – швейцарского ножа», которое констатирует тот факт, что даже если ваша жизнь очень так себе, наверняка в ней можно найти что-то хорошее. Возможно, стоит приглядеться к своим близким: скорее всего, вы зря их не цените и обижаете своим отношением.
«В ритме ча-ча-ча» Купера Рэффа
Фильм совсем молодого постановщика Купера Рэффа едва ли оценят киноснобы. Зато «В ритме ча-ча-ча» – определенно одна из самых душеспасительных, обаятельных и влюбляющих в себя картин года для тех, кто ценит маленькое скромное душевное инди-кино.
Вторая режиссерская работа Купера Рэффа, сыгравшего также в картине главную мужскую роль, окутала своими чарами не только зрителей фестиваля независимого кино «Сандэнс», которые отдали ей свой приз, но и боссов Apple TV+. Стриминг отдал круглую сумму за приобретение прав на показ «В ритме ча-ча-ча». А прошлогоднее крупное сандэнсовское приобретение Apple «CODA: Ребенок глухих родителей», между прочим, получило в 2022-м «Оскар» за лучший фильм года.
Рэфф рассказывает историю юноши, который пытается понять, что делать со своей жизнью после колледжа, и, вернувшись в родной город, влюбляется в молодую мать девушки-подростка с расстройством аутистического спектра.
Это кино разбивает сердце, наполняет его светлой печалью и заставляет влюбиться во всех героев и актеров – Дакота Джонсон, например, невероятно хороша! А еще Купер Рэфф запечатлевает на экране новый, современный тип мужественности: его персонаж открыт, чувствителен и эмпатичен.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".