- Главная страница
- Статьи
- Семь дней – семь тысяч лет искусства: чем привлекает коллекционеров всего мира арт-ярмарка в Нидерландах
Семь дней – семь тысяч лет искусства: чем привлекает коллекционеров всего мира арт-ярмарка в Нидерландах
Международную арт-ярмарку TEFAF называют «самой музейной в мире». Здесь совершаются сделки на миллионы долларов, а общая стоимость выставленных произведений искусства достигает 4 млрд евро.

Лучо Фонтана. Пространственная концепция. Полдень на площади Сан Марко (Concetto spaziale. Mezzogiorno in Piazza San Marco). 1961. Стенд галереи Matteo Salamon
©Фото Инны ХегайЕжегодно в конце марта небольшой городок Маастрихт на юге Нидерландов на семь дней становится местом паломничества коллекционеров, директоров музеев и художественных фондов, арт-дилеров, меценатов, ученых, экспертов. Свыше 50 тысяч профессионалов мира искусства устремляются на выставку-ярмарку, чтобы увидеть и, возможно, приобрести картины Ван Гога, Пикассо, Рубенса, Веласкеса, а также артефакты, созданные за последние семь тысяч лет. К открытию TEFAF в крошечном аэропорту Аахен на границе Германии и Бельгии выстраиваются очереди из сотен частных самолетов. В 2025-м только в дни закрытого просмотра ярмарка приняла более 17 тыс. человек.
Всеохватность и качество
А начиналось всё очень скромно. В 1988 году две ярмарки – Pictura Finе Art, посвященная старым мастерам, и Antiquairs International, специализирующаяся на антикварных предметах, – объединились под руководством арт-дилера Роберта Нуртмана и провели в залах конгресс-центра MECC (Maastrichts Expositie en Congres Centrum) первую совместную выставку для коллекционеров из Нидерландов, Бельгии и соседней Германии. Назвали ее The European Fine Art Fair (TEFAF) – Европейская ярмарка изобразительного искусства. Говорят, в иные дни в павильонах бывало так тихо и безлюдно, что британские дилеры играли в гольф.

Тициан и Джироламо Денте. Мадонна с младенцем и святой Марией Магдалиной (Madonna and Child with St. Mary Magdalene). 1555–1560
Фото предоставлено Trinity Fine Art Ltd.Однако уже через несколько лет благодаря всеохватности и качеству представленных работ арт-ярмарка стала выделяться на фоне конкурентов, превратившись не только в престижное, но и коммерчески успешное мероприятие. В 2025-м в смотре приняли участие 273 экспонента из 21 страны. Выставку посетили 370 директоров музеев, 650 кураторов и более 60 попечительских советов, представители около 500 музеев и фондов.
Девиз TEFAF – «Культура – базовая потребность человечества». Сегодня здесь можно найти (загибайте пальцы) артефакты египетского, ближневосточного, античного, исламского, африканского, азиатского искусства, иллюминированные рукописи, редкие книги, гравюры, фотографии, ювелирные изделия, оружие, мебель, керамику, текстиль, коллекционный дизайн, антиквариат, классику и сontemporary art – современное искусство.

Пабло Пикассо. Спящие (Les Dormeurs). 1965
Фото предоставлено Landau Fine Art, Montreal, Canada & Meggen, Switzerland«Мы в восторге от доверия, проявленного как коллекционерами, так и институциями, – сказала директор TEFAF Maastricht Манон ван ден Бёкен. – Качество представленных работ исключительное, и отклик подтверждает роль арт-ярмарки как главного места притяжения для людей, ищущих лучшее в искусстве, антиквариате и дизайне».
Строжайший экзамен
Перед открытием выставки две сотни экспертов, ученых-технологов, искусствоведов, реставраторов тщательно изучают каждый из экспонатов. Их задача – проверить подлинность, художественную ценность, происхождение, состояние, аутентичность и степень реставраций, исправить неточности в атрибуциях и датировках. В каждой категории действует своя экспертная комиссия, приглашаются и специалисты по отдельным мастерам. С 2018 года руководство TEFAF еще более ужесточило политику отбора работ: из числа экспертов были исключены представители галерей и аукционных домов во избежание возможного конфликта интересов.
В прошлом году процесс проверки занял 4260 часов. В ней принимали участие 32 комиссии из 213 экспертов, представляющих 126 институтов из 17 стран. По 2025-му информации пока нет.

Лукас Кранах Старший. Христос – Муж скорбей (Christ as the Man of Sorrows). 1525–1530
Фото предоставлено галереей Дикинсон (Simon C. Dickinson Ltd)Копии и имитации старинных вещей более ранних периодов, даже превосходного качества, на TEFAF не допускают. Предметы, не прошедшие комиссию, изымаются у дилеров и хранятся до окончания выставки в специальном закрытом депозитарии. Все экспонаты сверяют с «регистром потерь» Art Loss – базой данных о потерянных и украденных произведениях искусства.
Столь строгие принципы отбора привлекают на TEFAF коллекционеров с высокими запросами. Возможно, этим объясняется и уровень цен.
Акцент на старых мастеров
Самой важной частью выставки-ярмарки с момента ее основания считается раздел живописи старых мастеров. В этом году были представлены картины Яна ван Кесселя, Франса Халса ($4,5 млн), Яна Давидса де Хема, Франса Франкена Младшего, не менее десяти работ старших и младших Брейгелей (от $1 млн до $3 млн), а также редкие произведения Лукаса Кранаха Старшего («Христос – Муж скорбей»), Веласкеса («Преподобная мать Херонима де ла Фуэнте») и предполагаемый Микеланджело (скульптура «Распятие», 1,8 млн евро).
Отметим также эскиз «Мадонна четок» Питера Пауля Рубенса. «К работе над большими полотнами мастер часто привлекал учеников, но эскизы выполнял собственноручно, – рассказал "Профилю" доктор искусствоведения, профессор Вадим Садков, заведующий отделом старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. – Поэтому атрибуция эскизов Рубенса точнее, чем законченных картин».
Красные метки
В первый же час после открытия ярмарки на многих стендах можно было заметить убедительные красные метки, свидетельствующие о покупке экспоната. Вот некоторые авторы и цены:
- Генри Мур (галерея Landau Fine Art) – €8,5 млн;
- Винсент Ван Гог (M.S. Rau) – $4,47 млн;
- Рене Магритт (Galerie Lelong & Co) – $3,2 млн;
- Эдвард Хоппер (галерея Марианны Боски) – $2,85 млн;
- Георг Базелиц (галерея White Cube) – $1 млн;
- Кит Харинг (Galerie Ludorff) – €450 тыс.;
- Ими Кнобель (White Cube) – €325 тыс.;
- Ман Рэй (White Cube) – €310 тыс.
Часть произведений приобрели музейные институции. Так, картина «Дева Мария за молитвой» Михаэля Свертса (галерея Salomon Lilian) была продана примерно за 3,5 млн евро голландскому арт-фонду. «Пейзаж со всадниками на тропе» Альберта Кейпа (галерея Bijl-Van Urk Masterpaintings) ушел частному музею Кремера за более чем 1 млн евро.

Мартен ван Хемскерк. Погребение Христа (The Entombment). Ок. 1545. На стенде галереи Caretto & Occhinegro
Фото предоставлено пресс-службой TEFAF MaastrichtПолотно «Коломерштрассе в Ванзее» Макса Либермана (Galerie Ludorff) досталось американскому музею за 850 тыс. евро. «Погребение Христа» Мартена ван Хемскерка (это центральная часть триптиха эпохи Северного Возрождения) галерея Caretto & Occhinegro продала государственному учреждению за 500 тыс. евро.
В отличие от аукционов, большинство сделок на ярмарке остаются непубличными, поэтому получить полную статистику продаж невозможно. Но отметим, что даже на Christie’s конфиденциальные покупки достигают 30% и дают значительную долю общей выручки.
Открытия этого года
Шедевры, ранее не бывшие в открытом доступе, становятся настоящим объектом охоты. Увидеть их можно только здесь. Через неделю они либо отправятся обратно в старинный замок потомственного коллекционера, либо попадут в хранилище к новому владельцу. Самый благоприятный исход – если полотно приобретает музейная институция: тогда картина станет доступна для широкой аудитории.

Густав Климт. Портрет принца Вильгельма Ний Нортей Доуона (Prince William Nii Nortey Dowuona). 1897. Стенд галереи W&K-Wienerroither & Kohlbacher
Фото предоставлено пресс-службой TEFAF MaastrichtПредставленный на ярмарке «Портрет принца Вильгельма Ний Нортей Доуона» Густава Климта нигде не выставлялся с 1928 года. Австрийская галерея W&K (владелец) оценила его в 15 млн евро. Это не очень дорого: в 2023-м на Sotheby’s «Дама с веером» была продана за $94,35 млн.
Ранние работы Климта обычно не получают столь высокой оценки, как «золотой период», но позволяют наблюдать трансформацию стиля художника. Сейчас галерея ведет переговоры о продаже картины с двумя частными коллекционерами и двумя музеями.
Полотно Тициана и Джироламо Денте «Мадонна с младенцем и святой Марией Магдалиной» было скрыто от публики более 200 лет. Мастеров Высокого и Позднего Возрождения художники-маньеристы копировали с рубежа XVI–XVII веков, поэтому атрибуция таких авторов, как Тициан, требует особо тщательного подхода.
На выставку картину представила Trinity Fine Art, цена по запросу (семизначная). Картину Тициана в экспозиции галереи дополняла классическая скульптура Джузеппе Пиамонтини «Милон Кротонский».

Джузеппе Пиамонтини. Милон Кротонский (Milo of Croton). Скульптура, мрамор, 1740. Стенд галереи Trinity Fine Art
Фото Инны ХегайРади престижа
Все экспоненты стараются показать ключевые произведения своих галерей. Мероприятие ценно для участников (в число которых непросто попасть) в первую очередь подтверждением статуса, возможностью развивать коммуникации в элитной профессиональной среде. Некоторые шедевры выставляются не для продажи, поэтому завышенная оценка может говорить о нежелании владельца расставаться с картиной.
Галерея Landau Fine Art (Монреаль) привезла полотно Пикассо «Спящие» 1965 года – один из самых значимых экспонатов ярмарки с оценочной стоимостью $50 млн. Работа много лет принадлежала известному арт-дилеру Пикассо Даниэлю-Анри Канвейлеру, который при жизни отказывался ее продавать, но завещал «право первой руки» на покупку после своей смерти Роберту Ландау. «Эта картина – сердце нашей коллекции, она не продается», – заявил внук основателя семейной династии Бенджамин Эванс.
Среди других работ музейного уровня, представленных на стенде этой галереи, – «Испанская танцовщица» русско-немецкого художника Алексея Явленского ($12 млн), картины Макса Эрнста, Фернана Леже, Джакометти, а также скульптура Генри Мура «Мать и дитя» (продана в первый час предпоказа за 8,5 млн евро).

Алексей Явленский. Испанская танцовщица (Spanische Tänzerin). 1909
Фото предоставлено Landau Fine Art, Montreal, Canada & Meggen, SwitzerlandОтметим, что иногда соглашение о сделке заключают заранее – с условием, что фактическая продажа будет осуществлена на ярмарке. Делается это для поддержания престижа галереи.

Генри Мур. Мать и дитя (Mother and Child: blockseat). Скульптура, бронза. 1983
Фото предоставлено Landau Fine Art, Montreal, Canada & Meggen, SwitzerlandТренды коллекционирования
На TEFAF были широко представлены «голубые фишки» ХХ и ХХI века. Импрессионизм, модернизм, современное искусство – самые востребованные на сегодняшнем арт-рынке направления. Цены на работы таких авторов, как Моне, Матисс, Гоген, Сислей, Писсаро, Дега, Магритт, как правило, семизначные.
Галерея из Нового Орлеана M.S. Rau, например, продала картину раннего Ван Гога «Натюрморт с двумя мешками и бутылкой» за $4,47 млн. Неоднократно встречались работы Шагала ($350–450 тыс.), Миро, Клее, Уорхола, Кунса, Фонтана (от $200 тыс. до 9,5 млн евро), Харинга (от $450 тыс. до $4,2 млн), Кусамы. Послевоенное искусство было представлено произведениями Рихтера, Кифера, Куниниса, Бури, Пистолетто.
Смещение интереса коллекционеров с исторических культурных ценностей в сторону модернизма и сontemporary art отразилось даже на консервативных галереях, которые включили в свои экспозиции произведения ХХ и XXI веков. Зрителям выпала возможность получить необычный эстетический и культурный опыт – прочувствовать, как древние предметы и современное искусство сочетаются в едином пространстве.
На стенде Robilant+Voena «Портрет маркизы де Кабальеро» Франциско Гойи (6 млн евро) соседствовал с инкрустированным углем полотном корейского художника-визуалиста Ли Бае. Авторитетная галерея Continua представила известного китайского художника-акциониста Ай Вэйвэя, который связал три эпохи, собрав из деталей Lego ироничный ремейк «Аталанта и Гиппомен» (400 тыс. евро) по мотивам картины XVII века Гвидо Рени на античный сюжет из «Метаморфоз» Овидия. «Тяжеловес» арт-рынка галерея White Cube демонстрировала работы Георга Базелица, Трейси Эмин и датско-вьетнамского художника Данх Во.

Ай Вэйвэй. Аталанта и Гиппомен, по мотивам Гвидо Рени (Atalanta and Hippomenes. After Guido Reni). 2024. На стенде Galleria Continua
Фото предоставлено пресс-службой TEFAF MaastrichtИз русского искусства были выставлены традиционные направления: портрет работы Алексея Харламова (130 тыс. евро), карманная «русская рулетка» Фаберже из золота с эмалями и жемчугом мастера Федора Афанасьева (2,5 млн евро), а нидерландская галерея Toth Ikonen показала образцы русской иконописи XVII–XVIII веков.
Таким образом формируется опыт перекрестного коллекционирования – смешение различных эпох, поиск сокровищ среди разнообразия стилей.

Деисус. Икона ярославской иконописной школы. Вторая половина XVII века. На стене галереи Tóth Ikonen
Фото предоставлено пресс-службой TEFAF MaastrichtСвоими целями организаторы заявляют расширение культурного диалога между коллекционерами, институциями и галереями по всему миру. Второй ежегодный саммит TEFAF отметил растущий вклад меценатов и частных попечителей в поддержку культуры. Арт-ярмарка, сохраняя верность принципам, развивается и адаптируется к новым требованиям рынка и времени: увеличивает долю современного искусства, апробирует цифровые форматы, инициирует некоммерческие и спецпроекты. «TEFAF – это не просто художественная выставка, но глобальная точка пересечения истории искусства, коммерции и науки», – подчеркнула, подводя итоги мероприятия, Манон ван ден Бёкен.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".