Смещения времени
Новые выставки в Мультимедиа Арт Музее – это работы одного из самых знаменитых фэшн-фотографов ХХ века, снимавшего коллекции Шанель для журнала Vogue, а также Гэри Купери и Марлен Дитрих для Vanity Fair. И провокационый проект AES+F — лидеров российского видеоарта. И а бстрактные видеоработы Михаль Ровнер, выставлявшейся в Лувре. А также – инсталляция Павла Пепперштейна c необычным музыкальным сопровождением.
Четыре открывающихся в Мультимедиа Арт Музее выставки – абсолютно разные по содержанию, стилистике, мироощущению авторов и временным рамкам, в которые умещается без малого столетие. Каждая из них привлечет своего зрителя, который, попав на одну, с большой вероятностью задержится и в соседних залах.
Выставка «Эдвард Штайхен в высокой моде» представляет модернистские работы главного новатора фэшн-фотографии прошлого века, сделанные для издательского дома Condé Nast в 1920–1930-е годы. Значимость стилистического прорыва Штайхена историки фотографии сравнивают с приходом звукового кинематографа на смену немому кино. Для Vogue он снимал коллекции Шанель, Ланвен, Скьяпарелли и других выдающихся дизайнеров. Для Vanity Fair – сделал более тысячи портретов современников, имена которых стали символами XX века: Гэри Купер, Марлен Дитрих, Уильям Йейтс, Марта Грэм, Фред Астер, Джордж Гершвин. Многих из них мы сегодня воспринимаем такими, какими их видел фотограф — «штайхенизированными», по меткому выражению одного критика.
Группа художников AES+F — одни из лидеров российского видеоарта, не раз принимавшие участие в Венецианской биеннале и других престижных выставках современного искусства по всему миру. Их художественные исследования современного общества принимают форму масштабных многоканальных видеоинсталляций — этаких гиперреалистичных фанстасмагорий. Сюжетной основой проекта, который будет показан в Мультимедиа Арт Музее, послужила старинная гравюра Inverso Mundus, что в переводе с латыни означает «перевернутый мир». В этом мире, полном чертей и химер, свинья потрошит мясника, женщина несет на плечах осла, а нищий подает милостыню богачу — все это современные типажи нового Средневековья.
Абстрактные видеоработы из серии «Смещения» израильской художницы Михаль Ровнер тревожны и энигматичны. Безликие тени, драматичные разломы сухой земли, мелкая рябь сбившихся в стаи человеческих фигур, редуцированных до точек и линий в пространстве, надолго приковывают взгляд, вводя в состояние транса. Время и память в работах Ровнер приобретают осязаемую фактуру, что оказывается трагической иллюзией, которая разбивается о плоскую поверхность экрана: память живет образами и снами. На счету Михаль Ровнер более шестидесяти персональных выставок, в том числе в Музее американского искусства «Уитни» и Лувре. Последние ее проекты выходят из выставочных залов в публичное пространство: в мае этого года ее видеофреска «Переходы» появилась на одной из станций неапольского метрополитена, а в 2018-м видеоинсталляция Ровнер откроется в лондонском метро.
В центре выставки московского концептуалиста Павла Пепперштейна, одного из самых ярких и самобытных современных российских художников, — реконструкция его инсталляции «Победа над будущим», представлявшей Россию на Венецианской биеннале в 2009 году. Название открыто отсылает к футуристической опере Матюшина и Крученых «Победа над Солнцем» в оформлении Малевича. На картинах Пепперштейна супрематические элементы соединяются с образами мегаполисов будущего, а музыкальным сопровождением к ним выступают авторский рэп художника и «Весна священная» Стравинского.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".