"Точка кипения": реалистичный триллер о нервной жизни ресторана
В прокат вышел британский фильм «Точка кипения» режиссера и актера Фила Барантини, основанный на его одноименной короткометражке 2019 года. Стивен Грэм из «Большого куша» Гая Ричи и сериалов «Подпольная империя» и «Это – Англия» изображает находящегося на грани нервного срыва шеф-повара модного лондонского ресторана.
В фильме соблюдено классицистическое единство времени, места и действия. Мы наблюдаем за несколькими часами из жизни заведения, причем снята картина одним длинным кадром – как в свое время «Русский ковчег» Александра Сокурова. Это означает, что в «Точке кипения» действительно нет ни одной монтажной склейки, в отличие от, например, «Веревки» Альфреда Хичкока или «1917» Сэма Мендеса, которые только хотят казаться снятыми одним кадром. «Точка кипения» была создана в настоящем ресторане всего за четыре дубля, причем в итоге фильмом стал дубль третий. Такой прием позволяет максимально погружаться в события, бесшовно переключать внимание зрителей с одного персонажа на другого и чувствовать во всей полноте нарастающее с каждой секундой напряжение, почти саспенс, присущий триллерам (вода вот-вот закипит!). У команды «Точки кипения» получилось справиться со своей непростой задачей, с этим согласно большинство критиков: на агрегаторе rottentomatoes.com рейтинг картины составляет 99%.
День шеф-повара Энди Джонса не задается с самого начала. Он опаздывает на работу, забывает закупить продукты, не успевает на мероприятие к сыну (Энди недавно ушел из семьи). В ресторан, в котором ожидается полная посадка в сочельник, приходит инспектор и обнаруживает ряд нарушений. Например, стажерка не знает, что нельзя мыть и руки, и продукты в одной раковине (а вы знали?). Журналы правильно никто не заполняет – Энди было не до того. В итоге рейтинг ресторана снижают аж на два пункта.
Но это еще не самое страшное. Становится известно, что столик на вечер забронировала телезвезда, знаменитый повар Алистер Скай, на которого Энди когда-то работал – его изображает еще один актер Гая Ричи, Джейсон Флеминг. Мало того что Алистер приводит с собой беспощадного ресторанного критика Сару Саутворт (Лурдес Фаберес), так еще и требует от Энди возвращения огромного долга. Все это происходит на фоне повторяющегося изо дня в день стресса: необходимо успеть быстро распределить все задачи, ответить на все вопросы коллег, удержаться от конфликтов с клиентами – ведь клиент всегда прав, даже если на самом деле нет. Но самая главная задача, которая стоит перед Энди – не дать накалу страстей и собственным вредным пристрастиям себя разрушить. Правда, непохоже, что он намерен ее выполнить.
Режиссер фильма Фил Барантини в то время, когда был недостаточно творчески востребован, устроился работать в ресторан и прошел путь от самой низкой позиции до шеф-повара. Поэтому «Точка кипения» получилась достоверной (это уже подтвердили некоторые другие шеф-повара) и эмоционально выстраданной. Во время просмотра задумываешься о том, что мы недостаточно ценим труд тех, кто нас кормит, как бы пафосно это ни звучало. Эти люди не только постоянно существуют в режиме гонки и стресса, не только иногда вынуждены мириться с неадекватностью клиентов, но и берут на себя ответственность за чужую жизнь. Что, например, если произойдет ошибка и в блюдо попадет ингредиент, который вызовет у гостя страшную аллергическую реакцию?
Британские режиссеры и сценаристы умеют так придумывать даже самых второстепенных героев, что им веришь и сопереживаешь не меньше, чем главным. «Точка кипения» в этом смысле – истинно британское кино. В нем каждый сотрудник – не только винтик сложноустроенного механизма ресторана, без которого невозможно его нормальное функционирование, но и яркий персонаж со своей болью.
Чернокожая официантка вынуждена сохранять лицо и терпеть хамское, явно расистское отношение к ней одного из посетителей. Управляющая, которая пытается угодить клиентам и принести наибольшую выручку отцу – инвестору ресторана, плачет в туалете: на кухне ее все ненавидят. Сушеф обречена исправлять ошибки шефа, который едва справляется с обязанностями, предавшись саморазрушению. Официант сталкивается с шуточными, но оттого не менее противными домогательствами посетительниц. Стажерка из Франции не слишком хорошо знает английский и к тому же не привыкла к столь энергичному темпу работы. Юноша из кондитерского цеха занимается селфхармом. Кажется, только у мойщика посуды и уборщика все прекрасно, потому что на работу ему глубоко плевать. Энди его за это не слишком журит.
Обаяние Энди в том, что, несмотря на периодические, притом оправданные, всплески раздражения, на самом деле он любит и ценит каждого члена команды, каждому уделяет внимание. Сотрудники ресторана в «Точке кипения» образуют большую, отнюдь не идеальную, склонную к конфликтам, но все же семью (не вписывается туда, пожалуй, только управляющая, которая находится на другой ступени иерархии, в то время как все остальные, по сути, равны). Но, к сожалению, даже в любящей семье можно страдать от одиночества и не уметь делиться своими бедами и душевными переживаниями.
«Точка кипения» оборачивается в конце концов рассказом о той ноше, которую тащит на себе современный мужчина. Женщины чаще склонны выговариваться, делиться своими проблемами с окружающими – как это делает критик Сара, признаваясь, что с трудом совмещает работу и семейные заботы. Энди предпочитает заливать беды алкоголем, вместо того чтобы изливать душу друзьям или специалистам, и от такого поведения не выигрывает абсолютно никто.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".