23 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Уэнздей": продолжение истории "Семейки Аддамс"
кинофильмы Культура

"Уэнздей": продолжение истории "Семейки Аддамс"

На Netflix рекорды бьет сериал «Уэнздей». За первую неделю после релиза он показал лучший результат среди всех англоязычных сериалов стриминг-сервиса: зрители потратили на его просмотр 341,2 млн часов. Это больше, чем у четвертого сезона мегапопулярных «Очень странных дел». «Уэнздей» – новая глава в жизни персонажей, придуманных в середине XX века американским художником-карикатуристом Чарльзом Аддамсом. Самые известные их воплощения на экране были в классическом сериале 1960-х и в двух фильмах Барри Зонненфельда начала 1990-х. Шоураннерами «Уэнздей» стали Альфред Гоф и Майлз Миллар, вместе работавшие, например, над фильмами «Человек-паук 2» и «Шанхайский полдень», а также над сериалами «Тайны Смолвиля», «В пустыне смерти» и «Хроники Шаннары».

Кадр из сериала

Кадр из сериала "Уэнздей"

©Netflix

"Сёстры": хоррор о том, что реальность страшнее потусторонних сил

Многие называют «Уэнздей» в первую очередь творением мастера мрачных сказок Тима Бёртона: он поставил четыре из восьми эпизодов первого сезона и выступил одним из продюсеров. Бёртон давно хотел прикоснуться к миру «Семейки Аддамс»: это, безусловно, очень подходящий ему материал. В результате в глазах многих поклонников он благодаря картине «Уэнздей» реабилитировал себя после нестабильного в творческом плане периода. Но то ли он все же был под достаточно жестким продюсерским контролем, то ли потерял хватку – тех волшебства и безумия, что были присущи его ранним и лучшим творениям, «Уэнздей» недостает. И все же сериал получился любопытным и обаятельным: в пантеон великих, может, и не войдет, но пару вечеров скрасит.

Пятнадцатилетняя Уэнздей Аддамс, чью роль исполнила стремительно взлетевшая на звездный Олимп Дженна Ортега, отправляется в академию для подростков с паранормальными способностями. В аналог «Хогвартса» под названием «Невермор» (привет Эдгару Аллану По) Уэнздей сослана потому, что выпустила пираний в бассейн в своей обычной школе. Просто защищала младшего брата от обидчиков-старшеклассников. Когда-то «Невермор» закончили ее родители, канонически страстные по отношению друг к другу Мортиша и Гомес Аддамс (к сожалению, довольно эпизодические Кэтрин Зета-Джонс и Луис Гусман), но главная героиня отнюдь не рада перспективе учиться с вампирами, оборотнями, горгонами и сиренами.

Впрочем, ей в принципе не нужна никакая компания, она самодостаточная личность. Даже с родителями у девушки разлад, объяснимый, видимо, подростковым возрастом. Те в качестве шпиона отправляют с Уэнздей в школу Вещь – ту самую одушевленную ладонь, с которой в семье Аддамс все прекрасно умеют общаться. Уэнздей, конечно, вскоре вычислит шпиона и перетянет на свою сторону.

Перед приездом героини в школе и рядом с ней начинают происходить убийства, и Уэнздей решает их расследовать. Видения, которые в самые неожиданные моменты посещают девушку, подсказывают ей, что события могут быть связаны с прошлым ее семьи и с ней самой.

"Тори и Локита", "Заговор в Каире": фавориты 75-го Каннского фестиваля вышли в прокат

Главное сокровище сериала – это Дженна Ортега с ее немигающим взглядом, отсутствием улыбки и недюжинным обаянием. Танец Уэнздей на школьном балу, придуманный, кстати, самой актрисой, определенно уже вошел в число лучших и самых запоминаюшихся в истории мирового кино. Он неуловимо напоминает знаменитую сцену из «Криминального чтива». С радующими киноманов отсылками в сериале все вообще замечательно: то мелькнет тень «Кэрри» по Стивену Кингу, то «Сонной лощины» того же Бёртона, то «Сумерек», то даже «Крика», в последней части которого тоже снималась Дженна Ортега. И, конечно, цитат из фильмов Барри Зонненфельда в сериале также достаточно.

Весь сериал в целом построен на концепте, ставшем традиционным для поп-культуры и для Тима Бёртона в частности. Создания с паранормальными способностями воплощают собой всех разнообразных изгоев общества, которых по-ксенофобски как минимум не принимают, а как максимум пытаются уничтожить «нормальные» люди. Видимо, за счет того, что мы это уже видели в фильмах вроде «Дома странных детей мисс Перегрин» Тима Бёртона, во франшизах «Фантастические твари» и «Люди Икс» или в сериале «Настоящая кровь», какого-то феноменального впечатления в этом смысле «Уэнздей» не производит.

Важнее другое: будь ты сирена или оборотень, а проблем с родителями не избежать. Мама будет недовольна тем, как медленно развивается дочь, которая никак не оборачивается волком, и даже предложит ей отправиться в специальный лагерь, где помогут ускорить процесс. Дочь сирены будет возмущена, что ее родительница использует свой дар, чтобы обманывать людей. И даже у Гомеса и Мортиши Аддамс обнаруживается скелет в шкафу. В каком-то смысле это сериал о том, что молодое поколение честнее, благороднее предыдущих, а прошлому не под силу победить настоящее, как бы оно ни старалось.

Создатели «Уэнздей» делают упор на плотно скрученный детективный сюжет и развитие персонажей. Героиня Дженны Ортеги, хотя тщательно и скрывает это, по ходу развития сюжета теряет свою невозмутимость и асоциальность. Человеку нужен человек, и Уэнздей проникается чувствами и к юному любителю пчел, в котором видит младшего брата, и к своей соседке по комнате, раздражавшей ее поначалу своей жизнерадостностью, и даже к кое-кому из молодых людей. В середине 2000-х и 2010-х социофобным персонажам вроде доктора Хауса или Шерлока требовалось гораздо больше времени, чтобы признаться себе и другим в том, что они нуждаются в других людях. В 2022-м девушка-тинейджер проделывает этот путь гораздо более стремительно, и это выглядит естественнее.

"Эмили": фильм-фантазия о жизни автора "Грозового перевала"

А вот с фактурой в сериале, увы, все обстоит менее интересно. Пространство школы «Невермор» выглядит довольно стандартно и непримечательно и не может потягаться ни с «Хогвартсом», ни с особняком Аддамсов из фильмов Барри Зонненфельда. Уже в первые 10 минут «Семейки Аддамс» 1991 года на зрителей обрушивается лавина из интересных находок и образов, и дальше все идет по нарастающей. В вазы ставят стебли роз, в то время как цветы отрезают, дети играют с электрическим стулом, на совершенно булгаковском балу нечисти появляется полностью покрытый волосами кузен Итт, изъясняющийся на своем собственном языке, – перечислять можно долго.

Такого богатства образов, пусть даже и взятых в фильмы в том числе из комиксов, и такого упоительного сумасшествия в «Уэнздей» нет. Да, в сериале сохранен черный юмор, основанный преимущественно на том, что Уэнздей ценит макабр, мрачность и опасность в противовес обычным людям и даже одноклассникам из «Невермора». Но ощущение игривости и веселья, присущее франшизе, вызывает в сериале по большому счету только Вещь. И ногти себе накрасит, и средний палец, если нужно, покажет. И сопереживание, к тому же, вызовет неподдельное. Сделав ставку на психологизм и интригу, создатели упустили что-то очень важное. И это при том что Бёртон как никто умеет и веселить, и радовать визуальными придумками: вспомнить хоть «Битлджуса», хоть «Эдварда руки-ножницы», хоть «Крупную рыбу», хоть «Труп невесты».

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".