Технический университет УГМК (Свердловская область) открывает учебный год традиционно в день рождения вуза – 3 сентября. Старт нынешнего года для высшего учебного заведения символичен: 10 лет назад появился первый студент, число одновременно обучающихся впервые достигнет тысячи человек, а летом университет отпраздновал выпуск тысячного дипломированного специалиста. Рост очевиден и отражает востребованность выпускников вуза, необходимых в реальном секторе экономики. Но с какими трудностями сталкивается университет при подготовке кадров?
Проблема выбора
Главный вызов – низкий интерес школьников к техническим предметам. Например, физику для сдачи ЕГЭ, по статистике, выбирают менее 20% выпускников школ. А ведь это один из тех экзаменов, без которых путь в инженеры закрыт.
Современные тенденции на рынке труда требуют пересмотра подходов к профессиональной ориентации молодежи и усиления качества преподавания естественно-научных предметов в школе. Часто при выборе предметов ЕГЭ школьники ориентируются на легкость сдачи экзамена для получения аттестата. А это в основном гуманитарные дисциплины, что препятствует поступлению в технические вузы, где необходимы физика, профильная математика, химия, информатика и тому подобное.
Зачастую это связано как с отсутствием информированности об инженерных профессиях, незнанием интересных особенностей физических явлений, принципов работы механизмов и химических реакций – всего того, что может пробудить интерес к техническим направлениям, – так и со слабой подготовкой школьников по соответствующим предметам.
Головокружение от легких денег
Уже во время учебы многие студенты делают ставку на «короткие заработки». Сферы услуг и доставки, активно развивающиеся в регионах, открывают способы быстро пополнить кошелек. Курьер или официант зарабатывают «здесь и сейчас», без долгих инвестиций в образование. Создается впечатление, что карьеру можно строить на таких подработках бесконечно.
Но у этого пути есть оборотная сторона. Этап легких денег оказывается краткосрочным, не давая взамен профессиональных компетенций и перспектив роста. Более того, увлечение временными заработками снижает мотивацию студентов к учебе, удлиняет сессию и иногда приводит к отчислениям. В итоге молодой человек оказывается в замкнутом круге: времени и сил на серьезное образование не остается, а накопленный в сфере услуг опыт не ценится в промышленности.

Технический университет УГМК
Пресс-служба Технического университета УГМК«Корпоративный курс»
Технический университет УГМК решает эти проблемы комплексно. Всё начинается задолго до поступления. Профориентационные программы позволяют школьникам увидеть производство своими глазами изнутри, присмотреться к различным специальностям. Кроме того, ребята регулярно приезжают на дни открытых дверей, где экскурсии проводят студенты: показывают новейшее научное и учебное оборудование, высокотехнологичные лаборатории, знакомят экскурсантов с преподавателями и сотрудниками разных кафедр.
В Техническом университете применяются разные методы популяризации инженерных профессий. Один из успешных проектов инициирован самими студентами: они создают научно-популярные видеоролики – короткие, яркие, с интересными фактами, демонстрацией физических явлений и инженерных решений. Со временем проект даже обзавелся собственным каналом «Популярный инженерный».
Уже с первого курса студенты проходят практику на предприятиях под руководством индивидуального наставника. Такой опыт включается в трудовой стаж, поэтому к моменту выпуска диплом сопровождается реальным портфолио. Для промышленности это важно: выпускники сразу, без долгой адаптации встраиваются в производственные процессы.
Еще один важный элемент системы – «корпоративный курс». На его дисциплинах студентов знакомят не только с корпоративными ценностями, но и со спецификой предприятия, где предстоит работать после выпуска. Это своего рода «инициация в профессию»: будущие инженеры учатся понимать производственные процессы комплексно – от организационной культуры и норм охраны труда до стратегических задач отрасли, планирования производственных показателей и управления надежностью оборудования.
Для промышленности, где ключевую роль играют командная работа, преемственность и способность быстро адаптироваться, это не менее значимо, чем знание формул или умение строить чертежи. «Корпоративный курс» также формирует у студентов ощущение сопричастности к делу, которое они будут развивать, и повышает долгосрочную мотивацию.
Возвращаясь к проблеме выбора, хотелось бы отметить: в вузе надеются, что новые изменения в закон о регулировании числа платных мест позволят хотя бы частично выровнять существующий перекос в сторону гуманитарных дисциплин и вернуть интерес к инженерным направлениям. Сегодня будущие абитуриенты ориентируются на субъективные представления о сложности экзаменов и «доступности» профессии. В результате гуманитарные направления часто получают переизбыток желающих, тогда как инженерные программы остаются в дефиците.
«Мы ежегодно планируем необходимое количество абитуриентов, вместе с предприятиями выстраивая прогноз на специалистов по каждому направлению на пять лет вперед – с учетом развития самого предприятия, открытия новых цехов, месторождений, а также естественного оттока кадров и рынка труда в регионах. Подписываем план будущего приема совместно с руководством предприятий и совместно ведем информационную работу со школьниками и их родителями, – рассказывает Вячеслав Лапин, директор Технического университета УГМК. – Однако дефицит выпускников школ с нужным набором технических ЕГЭ остается очевидным. Поэтому "вход" вузов и предприятий в школы на ранней стадии необходим, чтобы страна получила необходимое количество квалифицированных инженерных кадров».
Что в остатке?
Каждый новый учебный год приносит новые задачи. Университету важно не только организовать приемную кампанию и образовательный процесс, но и работать с мотивацией и профориентацией подрастающего поколения. Нужно показывать школьникам и студентам, что инженерное дело – это не абстрактная теория, а реальный вклад в экономику страны, работа, создающая ценности и меняющая жизнь людей.
Популяризация инженерных профессий становится ключевым направлением, без нее невозможно восполнить дефицит квалифицированных специалистов и обеспечить устойчивое развитие промышленности. И в Техническом университете УГМК уже получают положительный результат: в этом году конкурс на такие технические направления, как «металлургия», «горное дело», «машиностроение», «электроэнергетика», достигал от трех до 22 человек на место.
Технический университет УГМК – первый частный инженерный вуз горно-металлургического профиля в России. Вуз готовит специалистов по следующим направлениям: «горное дело»; «электрохозяйство», «машины и оборудование горных предприятий»; «металлургия»; «электроэнергетика и электротехника»; «автоматизация технологических процессов и производств»; «технологические машины и оборудование»; «информатика и вычислительная техника»; «экономика в промышленности».