Не секрет, что в настоящий момент отечественная угольная отрасль проходит процесс глубоких преобразований, связанных с необходимостью повышения ее эффективности, переформатированием рынков и оптимизацией затрат.
Причинами сложившейся ситуации Минэнерго считает одновременное наложение как внешних, так и внутренних факторов: снижение мировых цен, изменение курса рубля, введение санкций, существенный рост железнодорожных тарифов для угля, ограниченные возможности вывоза по Восточному полигону, рост затрат на поставку и обслуживание горной техники, фискальные изъятия из отрасли. В ведомстве подчеркивают, что с начала 2025 года экспортные цены на уголь снизились на 25–30%, до $61–81 за тонну в зависимости от порта отгрузки.
Тем не менее тенденцию удалось переломить благодаря сложившейся в 2025 году консолидированной позиции властей и участников рынка. Благодаря соглашению, подписанному между РЖД и властями Кузбасса, крупнейшего угольного региона, на вывоз угля в сторону Восточного полигона удалось синхронизировать планы угольщиков и железнодорожников.
Это, в свою очередь, способствовало сохранению объемов добычи, возможности загрузить все направления поставок угля, который теперь ритмично отгружается не только в сторону дальневосточных портов, но и портов Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада. Соглашение позволило нарастить объемы использования инновационных вагонов. На сегодняшний день их доля на восточном направлении составляет 92%.
В Министерстве энергетики видят и дальнейшие перспективы развития угольной отрасли. В Энергетической стратегии РФ до 2050 года прогнозируется существенный рост добычи угля – до 660 млн тонн в год, из них на долю экспорта должно приходиться не менее 350 млн тонн угля в год.
Генеральный директор ООО «Универсальная логистика» Ирина Ольховская считает важным сохранить системность и прогнозируемость во взаимоотношениях угольных предприятий с железной дорогой, с горизонтом планирования не меньше трех-пяти лет. По ее мнению, это позволит России стабильно удерживать шестое место в мире по объему добычи угля и третье место – по объему экспорта, несмотря на внешние вызовы. Портовая инфраструктура, в свою очередь, к новым вызовам готова. Более того, мощности российских угольных портов остаются недозагруженными наполовину. Профицит составляет 196 млн тонн в год.
Снижения мирового спроса на уголь не ожидается. По прогнозам Всемирного банка, в Азиатско-Тихоокеанском регионе в ближайшие десятилетия население увеличится в два раза – это будет неизбежно сопряжено со значительным ростом энергогенерации. На конец 2024 года в Китае в стадии строительства находилось 227 ГВт электростанции на угле, на 103 ГВт выдано разрешение. В Индии строится 28 ГВт, на 29 ГВт выдано разрешение. Еще в четырех странах Юго-Восточной Азии 15 ГВт угольных электростанций строится, на 5 ГВт выдано разрешение. На все это, по оценкам Всемирного банка, потребуется 900 млн тонн условного топлива. Предполагается, что 80% придется на уголь.
Угольная промышленность способна стать одним из драйверов экономического роста РФ на горизонте 2030–2050 годов. В этом не просто вызов, но и исторический шанс. При долгосрочном планировании у российского угля открываются огромные перспективы.
Отраслевые эксперты настаивают на том, что экспорт крайне важен для угольных компаний. Благодаря ему развиваются регионы, реализуются транспортные инфраструктурные инвестиционные проекты, в том числе в портовой сфере. В ООО «Аналитический центр ТЭК» отмечают, что 25 лет назад российские компании поставляли за рубеж менее 40 млн тонн угля в год. Сегодняшние показатели выросли больше чем в пять раз. Ведь фундаментальными факторами успеха российского угля являются его себестоимость, а также объемы добычи и развитая инфраструктура. Однако именно привлекательная себестоимость сегодня нивелируется железнодорожными тарифами. За 25 лет они выросли на 56%.
Угольная промышленность – это сотни шахт, разрезов, обогатительных фабрик, тысячи околоотраслевых предприятий. Кроме того, нельзя забывать, что в углепроме по состоянию на 2025 год напрямую занято около 145 тыс. человек. Если учитывать смежные отрасли, то общее количество людей, связанных с угольной промышленностью (включая семьи шахтеров и сопутствующие профессии), достигает 3 млн человек. Около 20 моногородов можно назвать «угольными» на 100%.
Эксперты топливно-энергетического комплекса считают необходимым обеспечить все возможные меры поддержки угольной отрасли наряду с уже существующими мерами господдержки. Это и необходимость продления соглашения между РЖД и правительством Кузбасса по вывозу угля в восточном направлении, введение моратория на индексацию железнодорожных тарифов, продление отсрочки для угольщиков по уплате страховых взносов и налога на добычу полезных ископаемых – с учетом того, что эти льготы действуют лишь до 30 ноября 2025 года. В том числе эксперты обращают внимание на необходимость снижения затрат благодаря глубокой модернизации предприятий, задействованию месторождений в дальневосточных и арктических регионах, а также оптимизации логистики.
Подобный комплексный подход позволит обеспечить технологическое развитие углепрома в условиях ограничений и гарантировать устойчивое присутствие российской продукции на мировых рынках.


