25 марта 2019
USD EUR
Погода

Акциз без перекура

Российских курильщиков в этом году ждет новое испытание — повышение акцизов и цен на сигареты минимум 14 рублей за пачку. Делается это под предлогом борьбы за здоровье нации и пополнения бюджета. Эксперты, правда, опасаются, что такая политика обернется ростом контрабанды и нелегального рынка табака.

Глава Минздрава Вероника Скворцова на прошлой неделе рапортовала, что за последние годы россияне стали на 20% меньше курить. Наглядным примером успехов антитабачной кампании стал другой министр – Сергей Лавров, который раньше был известен как заядлый и идейный курильщик, но теперь, признали в МИД, обходится всего парой сигарет в день. Тем не менее власти не оставляют попыток побольше заработать на тех, кто пока не отказался от вредной привычки. Уже принято решение о новом резком увеличении акциза на табачную продукцию. А теперь правительство думает, как на этот рынок внедрить еще и ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система), с помощью которой уже 10 лет ведется контроль производства и продажи спиртного.

Представители табачной отрасли и эксперты, в свою очередь, предупреждают, что новое массированное наступление на курильщиков может привести к обратным последствиям. Чрезмерное завышение акцизов на сигареты грозит ростом их контрабанды и подпольного производства. А ЕГАИС технически вряд ли сможет взять под контроль табачный рынок в силу специфики товара – производство сигарет только в России идет на сотни миллиардов штук. Причем сами курильщики уже отреагировали на такое отношение. С одной стороны, продажи сигарет действительно падают, но с другой – ударными темпами стал расти рынок альтернативных товаров: электронных сигарет, парогенераторов и прочих устройств для употребления никотина без табака (так называемых вейпов).

Огород с табаком

Первым внедрить ЕГАИС на табачном рынке в марте предложил вице–премьер Александр Хлопонин. В правительстве в целом идею поддержали, но пока так и не смогли придумать, как реализовать. Производители табака, в свою очередь, тут же подсчитали, что на внедрение ЕГАИС потребуется около 24 млрд руб., кроме того, существенно увеличатся и затраты на покупку спецмарок – с 2,6 млрд до 25,5 млрд руб. Главное же, остается загадкой, для чего это вообще нужно. ЕГАИС изначально была придумана для борьбы с нелегальным алкоголем, но на табачном рынке такой проблемы нет даже близко.

С этим солидарен и эксперт табачной отрасли Вадим Желнин, много лет возглавлявший ассоциацию «Табакпром»: «Это подается как борьба с нелегальной продукцией, но ее на табачном рынке практически нет: 2–3%. Собираемость акцизов с легальной продукции практически 100%. Если иметь в виду, что эта мера понадобится в будущем, то надо понимать, что сегодня любой человек отличит на вид нелегальную пачку от легальной. А если нелегальная продукция и возникает, то она все равно реализуется мимо торговой сети, она не лежит на прилавках. Это просто производители марок и те, кто обслуживает ЕГАИС, хотят расширить сферу своего применения не потому, что она так нужна рынку и государству, а просто за счет административных мер увеличить свои доходы».

По подсчетам Желнина, внедрение ЕГАИС обойдется потребителям примерно в 5 дополнительных рублей за пачку сигарет. Но это не самое неприятное. Хуже, если потребители столкнутся с дефицитом продукции из-за коллапса в отрасли, как это было 10 лет назад с алкоголем. «На алкогольном рынке ЕГАИС мало помог по собираемости акцизов, – отметил эксперт. – Там до сих пор по оптимистичной оценке собираемость акцизов составляет 60%. И, как мы помним, когда вводился ЕГАИС, несколько месяцев алкогольный рынок был парализован. Не хватало новых марок, были большие технологические и организационные проблемы».

Для табачного же рынка новых марок потребуется гораздо больше, чем для алкоголя. «Скорость оборудования, которое работает на табачных фабриках, на порядок выше, чем скорость алкогольного оборудования, – объяснил Желнин. – Кстати, самая скоростная машина, которая сегодня есть в мире, находится именно в России – на петербургской фабрике «Петро». Она выпускает тысячу пачек в минуту. Поэтому марки должны обладать определенными свойствами – не сминаться, не рваться, хорошо наклеиваться».

В последний раз обновление акцизных марок на табачную продукцию проводилось в 2010 году. «Тогда индустрия очень конструктивно сотрудничала с Гознаком, на тестирование образцов ушло около года, – вспомнил эксперт. – И этот год был потрачен не зря. И есть большие сомнения, что новые образцы будут удовлетворять необходимым требованиям. А иначе производство будет парализовано и возникнет дефицит».

Контрабанда от соседей

Между тем последние два года наблюдается резкий рост нелегального рынка сигарет. По данным компании «TNS Россия», за два года он вырос в 5 раз – с 1,1% от общего объема до 4,9%. Исследования компании Nielsen оценили долю нелегальной продукции в III квартале 2016 года в 2,23%, тогда как год назад – всего в 1,04%. Причем больше половины поставок контрабандных сигарет приходится на страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в том числе на Белоруссию (38,4%), а также Киргизию и Казахстан.

В отдельных регионах и городах, как, например, в Рубцовске Алтайского края и Дагестане, доля контрабанды и контрафакта на рынке достигает 30%, рост зафиксирован в Омске, Смоленске и Великих Луках. Потери российского бюджета от нелегальных сигарет эксперты «БАТ Россия» оценивают в 23,5 млрд руб. в год, которые включают несобранные акцизы и НДС.

Фото: Shutterstock

Эксперты, правда, считают, что пока поводов для паники нет. «В пять раз выросший оборот – это только звучит круто, – говорит Лоскутов. – Но если перевести в абсолютный объем, то рост не очень серьезный». Вадим Желнин называет такое жонглирование цифрами спекуляцией: «Когда у вас был ноль, то легко получить увеличение и в 5, и в 10, и в 100 раз из-за того, что изначально было мало».

Причиной роста нелегальной продукции Лоскутов считает жадность государства: «Мы помним начало 2000-х годов, когда пачка сигарет стоила 7–10 руб. Сейчас ее даже за 107 не купишь. Это произошло из-за того, что государство постоянно увеличивает акцизы. Какая-то часть населения начинает искать тот же табак по более доступным ценам. Пока еще это легальные производители». По данным ФНС России, акциз на табак только с 2010 года вырос почти в 9 раз – с 250 руб. на тысячу сигарет до 2123 руб., и еще в 2016 году составлял 1680 руб. «В этом году отмечен самый серьезный скачок цен на сигареты, – отметила директор по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям «БАТ Россия» Яна Гуськова. – В результате повышения акциза на 30% табачная продукция в течение года подорожает минимум на 14 руб. за пачку».

Кроме того, в мае правительство со 150 до 200 руб. повысило и стоимость акцизных марок. По словам Гуськовой, на конечной цене это скажется не сильно – увеличение лишь на 5 копеек, но для всей отрасли станет серьезной нагрузкой – 700 млн руб. в год дополнительно. «На налоги уже приходится больше половины стоимости легальных сигарет, – отметила эксперт. – Для средней пачки ценой 90 руб. акциз и НДС составляют 58 руб. А новые затраты – новый рост цен на сигареты».

«Сейчас ведется работа по гармонизации акцизов в рамках ЕАЭС, и темпы роста акцизов в России несколько снизились, – рассказал Желнин. – Но для бюджета есть возможность увеличить поступления за счет процента от цены. Многие годы было не важно, сколько стоят сигареты, с каждой тысячи штук производитель платил фиксированную сумму. Теперь же правительство несколько изменило политику и стало повышать адвалорную составляющую, то есть процент от цены. Это разумно, так как в сигаретах низкого ценового сегмента доля акцизов в цене составляет 60%, а в высоком ценовом сегменте – около 30%. И логично, чтобы богатые потребители платили такую же долю налогов».

Лоскутов считает, что если государство продолжит повышать акцизы, то оборот нелегального рынка продолжит расти: «На наш взгляд, единственным правильным механизмом, который должен регулировать табакокурение, является концентрация на подрастающем поколении. Надо сделать так, чтобы потребление табака в молодом возрасте было минимальным. А тем, кто уже курит, дать возможность курить там, где можно, и по приемлемым ценам. Курильщик курит в пользу бюджета тогда, когда расходы на сигареты не превышают 8–10% его совокупного бюджета. Мы согласны платить больше, но не можем платить больше, чем у нас имеется в кармане. Иначе люди будут искать белорусский и казахстанский товар. Плюс к этому подключатся нелегальные производители, которые будут работать по подвалам. Против них бороться будет уже крайне сложно».

Впрочем, Желнин считает, что контрафакта из подвалов опасаться не стоит: «В отличие от водки, которую действительно можно где угодно производить, с сигаретами так не получится. Для этого все-таки нужно достаточно серьезное оборудование». Причем и контрабанда из Белоруссии и Казахстана, по его мнению, нашему рынку также не грозит. «Нелегальное производство достигло примерно 10 млрд сигарет и вырасти больше физически не может, – сказал эксперт. – Белоруссия и Казахстан не смогут производить больше, мощности их фабрик известны». Единственную потенциальную угрозу может представлять Китай, чья нелегальная продукция заполнила Европу. «Но китайцам свои сигареты везти сюда пока невыгодно, – заметил Желнин. – Если у них маржа в Европе составляет несколько долларов, то у нас сама цена сигарет около $2, нет стимула налаживать систему нелегальных поставок».

Странности статистики

По данным Росстата, в январе–апреле этого года производство табачных изделий сократилось на 22,5% по сравнению с 2016-м. Такая тенденция отмечается уже давно: в 2010 году, по данным ФНС России, объем рынка составлял 377 млрд штук, а к 2016 году сократился до 284 млрд.

Говорит ли это о сокращении числа курильщиков? Социологи не сомневаются. По данным исследовательского холдинга «Ромир», в 2013 году курильщиками себя называли 40% россиян, а в 2016 году – уже 28%. Последние данные ВЦИОМ говорят о том, что число курильщиков стабилизировалось – 32% в 2017 году и 31% в 2016-м. То есть те, кто хотел бросить, сделали это, а остались только самые заядлые, 19% из которых выкуривают не менее одной пачки в день. Причем при введении запрета на курение в кафе, ресторанах и клубах в 2014 году планировали бросить курить треть курильщиков, но спустя год сделали это только 13%, свидетельствует «Ромир». Примечательно, что данные другого опроса «Ромир» показывают: в кризис россияне предпочитали экономить на еде, нежели на алкоголе или табаке. Если на еду сократили расходы 76% россиян, а на одежду и обувь – 79%, то на алкоголь – 70%, а на сигареты – только 60%.

В целом социологи связывают положительную динамику именно с ограничительными мерами, которые ввел антитабачный закон. Однако табачники относятся к таким данным скептически. «Число курящих граждан прежде всего понижается в тех странах, где все нормально с экономикой, – говорит Лоскутов. – Ежегодно число курильщиков в мире увеличивается на 8,3 млн. И Россия здесь совсем не исключение. В Америке количество курильщиков сокращается, у нас – нет. Вы можете бросать курить и желать бросить курить сколько угодно, но жизнь вам это не позволит». «Что значит 20% бросивших? Каждый пятый? Но оглянитесь вокруг, этого не наблюдается, – согласен Желнин. – Просто каждый курильщик стал выкуривать несколько меньше. Причем не столько из-за повышения цен, сколько из-за ограничительных мер по местам для курения. Среди этих мер есть абсолютно дурацкие, как запрет курения в больницах или в поездах, что практически не соблюдается. Но есть и достаточно разумные меры. И все курильщики стали более дисциплинированными, стали меньше потреблять».

Фото: Shutterstock

Парящая альтернатива

По наблюдениям экспертов, в новых условиях российские курильщики разделились на две категории – одни переходят на более дешевые марки сигарет, другие находят альтернативы в виде нелегальной продукции, самокруток или электронных сигарет. Как отметил Желнин, популярность дешевых сигарет растет в любой кризис – так было в 2008 году, так и сейчас. «Движение «За права курильщиков» имеет почти 50 региональных отделений, – рассказал Лоскутов. – И некоторые бизнесмены спрашивают продавцов, переходят ли курильщики сигарет в более низкий сегмент, сколько сигар продается в этом регионе. Если потребление сигар растет, а курильщики не переходят в более дешевый сегмент, то другие предприниматели готовы открывать автомобильные салоны, завозить шубы, строить недвижимость. В нынешней же ситуации бизнес в серьезные проекты вкладываться не будет».

На этом фоне эксперты отмечают взрывной рост популярности самокруток. По данным Росстата, в 2016 году производство курительного табака увеличилось на 24,9%. «Это самый дешевый табак, он растет безумными темпами. Ты берешь кусочек бумажки и табак и сам скручиваешь себе сигарету, – объяснил Лоскутов. – Знаю, что в прошлом году только одна фабрика, производящая табак для самокруток, увеличила в шесть раз его производство».

По данным «Ромир», примерно 4% курильщиков табака пользуются и вейпами. Кто-то таким образом избавляется от неприятного запаха, кто-то пытается бросить курить, а кто-то пользуется отсутствием ограничительных мер на «пар». По данным BAT Incidence study, если количество традиционных курильщиков в России сократилось с 41,8 млн в 2012 году до 37,6 млн в 2016-м, то потребителей вейпов, наоборот, возросло с 246 тыс. до 1,5 млн. В этом плане Россия идет в ногу со всем остальным миром, где наблюдается похожая динамика.

«Особенно это популярно среди молодого поколения, которое понимает, что такое курение является некоторым замещением общепризнанного, менее вредно», – говорит Лоскутов. «Это сравнительно новый продукт. Если пять лет назад вы бы вряд ли увидели человека с вейпом, то сейчас это можно наблюдать повсеместно, – согласен Желнин. – Но их обороты абсолютно несопоставимы с традиционными сигаретами. Вейпы и дороже, поэтому мало кто может себе позволить курить их регулярно. По моим личным ощущениям, это все-таки не полная замена табаку, хотя перспектива у этих товаров есть».

Читайте больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK