3 года назад, в феврале 2014-го, на Украине сменилась государственная власть. С тех пор страна пережила потерю части своей территории, войну на другой части*, сильнейший спад производства (на территории, где нет войны), резкий всплеск инфляции, падение гривны и реальных доходов населения. Но с середины прошлого года экономическая ситуация в стране стабилизировалась: ВВП и промышленность начали расти**, и, главное, начали увеличиваться реальные зарплаты. Все это – на фоне стабилизации инфляции, гривны и удержания дефицита бюджета в районе 3% к ВВП. В целом ситуация в экономике Украины сегодня лучше, чем в российской. В экономике РФ будет примерно та же ситуация в 2017 году, если исполнятся прогнозы правительства. А если нет, Россия будет отставать от Украины уже на 2 года.
* Крым и г. Севастополь давали 3,7% ВВП Украины, Донецкая область – 10,8%, Луганская – 3,6%. В сумме это более 1/6 ВВП страны. Практически вся статистика Украины рассчитывается в 2014 году «без учета временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя», в 2015–2016 годах – также без учета «части зоны проведения антитеррористической операции» (формулировки Укрстата). Т.е. без учета «географической потери» 1/6 ВВП. ** С августа 2016 года Укрстат прекратил публикацию статинформации на русском языке – только на украинском и английском.
ВВП

Достигнув максимального спада 17% в начале 2015‑го, ВВП Украины начал выправляться и в 2016 году вышел в ноль, а потом и в рост, показав в IV квартале 2015 года +4,7% (в целом за год +1,9%). Конечно, до предкризисного уровня ВВП еще далеко, но страна уверенно встала на путь экономического роста. Впервые из минусов в 2016 году вышла и промышленность (+2,8%).
Главным драйвером роста выступило строительство, но сдвинулось к росту и потребление людей. В III квартале 2016‑го именно строительство в структуре добавленной стоимости показало наибольший рост: 17,5% к III кварталу 2015-го – сравните с ростом сельского хозяйства на 1,1%, падением добывающей промышленности на 4,1% и ростом промобработки на 0,1%. В структуре расходов ВВП выросли инвестиции в основной капитал (32,8%) и потребление населения (4,9%). А вот внешняя торговля внесла отрицательный вклад – экспорт упал на 5,5%, а импорт вырос на 13,9%.
Инфляция, зарплата, безработица

Резкий скачок инфляции в 2014–2015 годах связан с ростом стоимости жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Россия все нулевые и десятые годы постоянно, но плавно повышала стоимость ЖКУ для населения. Украина этого не делала, хотя и получала энергоносители именно из России. В результате под давлением МВФ правительству Арсения Яценюка пришлось в два раунда – весной 2014-го и весной–летом 2015-го резко повысить тарифы: на природный газ для населения они выросли в 1,6 раза с 1 мая 2014‑го и в 5,5 раза с 1 апреля 2015‑го. Примерно вдвое подорожали за два года электроэнергия, вода и канализация. Только часть украинских семей с самыми низкими доходами получила денежные компенсации. Из-за скачка инфляции реальная зарплата украинцев за 2014–2015 годы упала почти на четверть. Безработица на Украине остается стабильной, на уровне 9,5–10% два последних года. С апреля 2016 года ситуация стала выправляться, инфляция упала. В целом за прошлый год инфляция в стране составила 13,9%, реальная зарплата ее обогнала на 9%.
Внешняя торговля Украины с Россией и ЕС


Украинский политический кризис начался в ноябре 2013 года по вопросу именно внешней политики и торговли – президент Украины Виктор Янукович под давлением России отказался подписывать договор об ассоциации с ЕС (с созданием зоны свободной торговли, ЗСТ). Россия грозила в этом случае закрыть свои торговые границы для Украины и предоставила Януковичу кредит (те самые $3 млрд).
В последующие 2 года объем торговли с Россией упал с максимумов 2012 года в 3–4 раза – отчасти из-за падения мировых цен на нефть и газ и потребления газа Украиной (в 2015 году импорт страной российского природного газа сократился почти в 8 раз – с $14 млрд в 2012 году до $1,8 млрд). Резко сократился экспорт в Россию сельхозпродукции (с $2 млрд до $0,3 млрд за тот же период). Все это произошло еще до 2016 года, до торговой войны России и Украины, санкций и контрсанкций. Война пришла уже на пепелище и не слишком повлияла на объемы взаимной торговли.
Ассоциация с ЕС Украиной была подписана в 2014‑м, но ее экономическая часть была отложена по предложению России на год. С 1 января 2016 года зона свободной торговли между Украиной и ЕС действует (а между Россией и Украиной – закрыта). Как показывает статистика, того, чем пугали критики соглашения (европейские товары захлестнут страну), явно не произошло. Прежде всего из-за падения гривны – импорт дорог. Небольшой рост импорта начался только во второй половине 2016‑го. Но не произошло и того, на что надеялись сторонники ЗСТ, – роста экспорта украинских товаров в Европу (некоторые утешаются тем, что тут возможны долгосрочные эффекты).
По большому счету вопрос ассоциации с ЕС для украинцев стал выбором между российскими и европейскими ценностями, экономически он не принес стране ничего, кроме разрушений. Но как в 1991 году прибалтийские республики по отношению к СССР, так и в 2013–2014 годах Украина сделала свой выбор, несмотря на его цену.
Внешний долг, резервы, курс гривны

Внешний долг Украины невелик – 15% ВВП (18% вместе с долгом Нацбанка). Однако валютные проблемы резко обострились в 2014–2015 годах из-за сокращения экспорта. Оно было компенсировано падением гривны (втрое за 2014 – начало 2015 г.) и соответствующим уменьшением подорожавшего импорта.
С тех пор ситуация стабилизировалась благодаря еще двум факторам. Во‑первых, кредиты МВФ в размере около $7 млрд в основном в 2014–2015 годах. Практически вся эта сумма пошла в прирост международных резервов страны. Во‑вторых, реструктуризация долга Украины в конце 2015 года. Более половины суверенного долга ($19,5 млрд) правительства отложено к возврату на 2019–2027 годы, а выплата процентов (7,75%) отсрочена до 1 сентября 2016‑го.
Россия не присоединилась к реструктуризации со своим долгом $3 млрд (т. н. «долг Януковича») и в феврале 2016-го обратилась в Высокий суд Лондона. Все выплаты по этой части долга в апреле 2016‑го приостановлены бессрочно Верховной радой Украины.


