Дефицит средств для банкротства
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) в последние месяцы испытывает заметные проблемы. На прошлой неделе активно обсуждалось заявление руководства госкорпорации о готовности в ближайшее время попросить кредит у Центрального Банка, чтобы продолжать работу. Пока речь идет о 110 млрд рублей, но не исключено, что эта цифра будет увеличена.
В Центробанке говорят, что помощь будет оказана. В АСВ подчеркивают, что поддержка не потребуется, если не наступит новых страховых случаев. Аналитики, опрошенные «Профилем», считают, что предпосылок для оптимизма не много, ЦБ в ближайшие годы продолжит политику по очищению банковского сектора от слабых организаций. Хватит ли на это средств АСВ, как будет меняться процентная ставка и как в конечном итоге подобная стратегия отразится на вкладчиках, сказать сложно.
Политика очищения
«В целях поддержания финансовой устойчивости Фонда страхования вкладов совет директоров АСВ одобрил возможность обращения агентства в Банк России с просьбой о предоставлении кредита (кредитов) общим объемом до 110 миллиардов рублей на срок до 5 лет», – говорится в официальном заявлении АСВ, которое было оглашено 1 июня на заседании Совета директоров (в него входят семь представителей Правительства России, пять членов Центробанка и генеральный директор Агентства под председательством министра финансов страны Антона Силуанова). С осени 2013 года фонд АСВ начал заметно истощаться. Поэтому в декабре 2013 была принята поправка в Закон о страховании вкладов физлиц: Совет директоров АСВ принимает решение о наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов и направляет предложения о порядке его покрытия при наступлении страхового случая в Правительство Российской Федерации и (или) Банк России (ст.19, п.5 Закона). Именно этот случай и наступил.
Но на идее отсутствия страховых случаев стоит сразу и окончательно поставить крест. 10 июня Центробанк России отозвал лицензии на осуществление банковских операций сразу у трех организаций. АСВ готовится начать выплаты вкладчикам уже 24 июня.
В рамках политики Центробанка по очищению банковского сектора, с января 2015 года прекратили свое существование 33 кредитные организации. Большая часть вкладов была застрахована.
Фонд АСВ с 203 млрд руб. на 1 января 2013 упал за год до 140 млрд рублей, а по итогам первого квартала 2015 года – до 69 млрд рублей.
Фонд явно не был рассчитан на столь активную политику сокращения числа банков, особенно по основаниям совершения сомнительных операций (вывод денег за рубеж и обналичивание). В одном из своих интервью зампред ЦБ Михаил Сухов отметил, что при принятии решений об отзыве лицензий примерно треть выводится по основанию преимущественно сомнительности, еще треть — преимущественно неустойчивости, треть — по обоим основаниям.
«После вступления Набиулиной в должность значительно стало сокращаться количество банков. Причем это сокращение происходило за счет слабого звена банков, в которых чаще всего использовались нелегальные серые схемы, обналичка и так далее. В целом стратегия регулятора направлена на то, чтобы сократить число банков до двух сотен, чтобы их было проще контролировать», – считает финансовый аналитик ФК «Финам» Тимур Нигматуллин.
Его слова подтверждает и председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин: «С приходом Набиулиной Центральный Банк изменил политику. Если раньше Банк был более мягок, то сейчас, видимо, было принято принципиальное решение бороться с банками, проводящими рискованную политику». В прошлом году АСВ лишилось 202 млрд рублей в виде выплаченного страхового возмещения вкладчикам.
Опасные меры поддержки
АСВ может рассчитывать на помощь Центрального Банка. Но экономисты не уверены, стоит ли увлекаться подобными мерами поддержки. «У АСВ есть два источника поступления средств: ежеквартальные отчисления банков и финансирование за счет Центробанка. Если в первом случае это не несет никаких макроэкономических последствий, то в случае с финансированием за счет Центробанка это будет иметь инфляционные последствия в долгосрочной перспективе», – говорит Нигматуллин.
С ним соглашается и Андрей Чернявский, который предупреждает, что соблазн использовать такие меры будет только расти. «Опасность поддержки АСВ заключается в том, что открывается «ящик Пандоры». Возникает соблазн прибегать к эмиссионному финансированию раз за разом. Есть опасность повторения советских времен, когда в 70-е годы процесс обращения за помощью к Центральному Банку начал набирать обороты и это вылилось в колоссальную скрытую инфляцию», – вспоминает экономист и выражает надежду, что монетарные власти понимают опасность связанную с расширением этой практики.
Эксперты, опрошенные журналом «Профиль», считают, что Центробанк в любом случае будет докапитализировать фонды АСВ, но надеются, что этот механизм не будет использоваться активно.
Отдельно встает вопрос доверия вкладчиков, которое банки могут потерять из-за подобной «ликвидационной» политики Центробанка. «Если источники истощены, значит нужно поддержать АСВ. Мы не можем допустить падения доверия вкладчиков к банковской системе. Потерять доверие – это гораздо хуже, чем отдать эти 110 миллиардов», – считает доктор экономических наук, член-корреспондент РАН Дмитрий Сорокин.
Продолжение следует
Активные действия Центрального Банка по отзыву лицензий у кредитных организаций в конечном счете ложатся и на плечи вкладчиков. С июля система отчислений в фонд страхования вкладов меняется. Банки, которые завышают ставки по вкладам более чем на два процентных пункта от среднерыночного уровня, а соответственно, ведут более рискованную политику, будут кроме базовой ставки платить еще и дополнительную. В среду заместитель председателя Центробанка Михаил Сухов уже заявил, что повышение взносов в фонд АСВ может коснуться 30–50 российских кредитных организаций. Это может повлечь за собой увеличение кредитной ставки. Банки будут пытаться минимизировать свои расходы или перераспределить их за счет вкладчиков.
Тем не менее, политика по оздоровлению банковской сферы будет продолжена. Эксперты считают, что если оставить в покое банки, ведущие рискованную политику, они будут выводить средства, продолжится отток капитала. «Мы будем наблюдать замедление экономического роста из-за слабой банковской системы. Доходность депозитов будет снижаться, стоимость кредитов – расти. Я хочу сказать, что очищение банковской системы – это застаревшая проблема, которая замедляет экономический рост. Все это затрудняет регулирование рынков», – считает Нигматуллин. «Будет происходить консолидация банков, произойдет усиление государственного сектора», – объясняет последствия политики сокращения числа банков Олег Вьюгин. Центральный банк, считают экономисты, будет растягивать чистку системы еще на 5–10 лет. Но с каждым годом количество попавших под отзыв лицензии банков будет сокращаться. Останутся банки с большим капиталом, за которыми ведется больший контроль.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".