Деньги к деньгам
На фоне заходящего в крутое пике российского автомобильного рынка весьма интересно выглядит новость от компании Rolls-Royce. На международной дилерской конференции в британском Гудвуде по результатам продаж лучшим европейским дилером признан отечественный «Роллс-Ройс Мотор Карс Москва». Понятно, что luxury-сегмент живет по своим правилам, но системный кризис может, похоже, добраться и до него. Давайте посмотрим, как чувствуют себя бренды, недоступные простым смертным
Тройка лидеров
В самой выигрышной позиции сейчас находится Rolls-Royce. Несмотря на то, что награда за лучшие продажи была вручена по итогам 2014 года, 2015-й начался для бренда более чем удачно. За четыре месяца было продано 57 автомобилей, рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 58,3%. А непосредственно апрельские продажи фактически удвоились.
«Люкс-сегмент традиционно развивается в унисон с автомобильным рынком в целом, но, конечно, есть факторы, которые иногда значительно меняют тенденцию. В частности, этот сегмент всегда отвечает значительным ростом на выпуск новых моделей, – говорит Вагиф Бикулов, операционный директор «Авилон Автомобильная Группа», направление Luxury Automotive. – Так, например, в 2014 и 2015 годах сегмент показал рост 60% благодаря новому купе Rolls-Royce Wraith, и мы по-прежнему сталкиваемся с дефицитом модели. Премьера самого экстремального Bentley GT3R и Mulsanne Speed в этом году также позитивно повлияла на сегмент. Мercedes S-class показывает отличный результат. Сегодня благодаря поддержке российского рынка теми производителями, кто планирует значительно укрепить свои позиции, сложилась уникальная ситуация, когда цена автомобиля с учетом таможенных платежей и налогов в России на многие модели ниже, чем в Европе. Следствием стало то, что те покупатели люкс-сегмента, кто ранее приобретал автомобили в Европе, вернулись в Россию. Опасения развития санкций также позитивно сказались на приобретении клиентами люкс-сегмента недвижимости и автомобилей в России. Все эти факторы сегодня позволяют показывать значительный рост сегмента в России. Одновременно с этим снижение активности банков в кредитовании и жесткие позиции некоторых страховых компаний снизили развитие рынка услуг в этом сегменте, и, как ни странно, именно банки и страховые компании заработали меньше, чем могли, из-за своей слишком осторожной позиции как в отношении розничных клиентов, так и в отношении роста ставок для бизнеса».
Однако у остальных игроков дела идут не столь благополучно. Bentley потерял за первые четыре месяца 12,8% и 14,3% за апрель. Тем не менее шансы на исправление ситуации определенно есть – дельта по апрелю составляет всего 4 автомобиля. Замыкает трио с лучшими показателями за этот месяц Maserati. Итальянский бренд потерял 47,6% и 38,9% соответственно. У остальных игроков с Апеннинского полуострова продажи можно подсчитать на пальцах. Lamborghini удалось продать 5 машин с начала года, из них 4 в апреле. Этот показатель совпадает с прошлогодним. Также 5 проданных машин в активе и у Ferrari. В апреле реализовано 3 автомобиля. Падение в процентном соотношении выглядит весьма пугающе – 44,4% и 57,1%. Aston Martin за первый квартал реализовал 2 машины, а в апреле не продал ни одной. Также в этом году пока не было зафиксировано ни одной продажи у марок Bugatti и McLaren.
Роскошные новинки
А теперь давайте поближе познакомимся с потенциальными хитами этого года, способными, по мнению экспертов, «взбодрить» рынок. Новое купе от Rolls-Royce – Wraith – уже успело стать хитом продаж. Автомобиль, который в самой компании называют самым мощным и технологически совершенным Rolls-Royce в истории, может похвастать не только великолепным дизайном, но и впечатляющими характеристиками. Бензиновый двигатель битурбо мощностью 624 л. с. вкупе с 8-ступенчатой автоматической трансмиссией не только гарантирует отличную динамику, но и может демонстрировать чудеса топливной экономичности. Разгон до сотни у весьма тяжелой машины занимает всего 4,6 секунды. Ценник может начинаться от 20 миллионов рублей. Верхняя планка ограничена лишь фантазией владельца – количество вариантов индивидуализации машины зависит лишь от толщины кошелька покупателя. А уже в следующем году на рынке появится кабриолет под именем Rolls-Royce Dawn – заказать его можно уже сейчас.
Не менее серьезно подошли к выпуску новинок и в компании Bentley. Бескомпромиссный Continental GT3-R также претендует на звание самой динамичной из всех когда-либо выпущенных дорожных моделей Bentley. Уточнение довольно важное – у бренда весьма впечатляющая спортивная история, продолжающаяся и по сей день. И весь накопленный опыт отразился именно в этой модели. Пусть у нее и не такой мощный двигатель, как у Rolls-Royce Wraith – «всего» 580 л. с., – зато разгон до 100 км/ч менее четырех секунд. А точнее, 3,8 секунды. Таких результатов удалось добиться путем облегчения всей конструкции более чем на 100 кг, а также полной перенастройкой шасси и трансмиссии. До ума Continental GT3-R доводят в спортивном подразделении Bentley Motorsport, причем не в ущерб комфорту. Ввиду ограниченного количества автомобилей цена обсуждается индивидуально с каждым заказчиком. Но можно предположить, что она будет находиться в пределах все тех же 20 миллионов рублей.
Для тех, кто предпочитает быстро передвигаться, но не за рулем роскошного автомобиля, а на заднем сиденье, предназначена вторая новинка – седан Bentley Mulsanne Speed. На фоне купе он выглядит немногим слабее – отдача мотора V8 объемом 6,75 литра с двумя турбонагнетателями составляет 530 л. с. Динамика вполне на уровне – 4,9 секунды занимает набор скорости100 км/ч. Специально для Mulsanne Speed был разработан двухцветный дизайн интерьера, включая впервые применяемую в Mulsanne двухцветную обивку сидений. В экстерьере ключевым акцентом стали новые уникальные 21-дюймовые колесные диски.
Ferrari представила в этом году замену своей знаменитой модели 458 Italia. И если последнюю еще можно найти у столичных дилеров, то новинку с индексом 488 GTB вряд ли стоит ждать раньше следующего года. А вот в очередь, возможно, стоит записаться уже сейчас. При безупречном дизайне автомобиль имеет крайне интересную «начинку». 670-сильный V8 объемом 3,9 литра оснащен двумя турбокомпрессорами, настроенными под высокие обороты. Семиступенчатая преселективная коробка переключения передач дает возможность разогнаться до «сотни» за 3 секунды. 200 км/ч 488 GTB набирает за 8,3 секунды. А уже осенью на Франкфуртском автосалоне Ferrari обещает показать версию в кузове «спайдер».
Отдельно стоит упомянуть Mercedes-Maybach S-класс, находящийся на стыке сегментов. Во многом автомобиль – наследник прекратившего существование бренда Maybach. Хотя цена топового Mercedes-Maybach S 600 немного недотягивает до 12 миллионов рублей, что заметно ниже, чем у всех упомянутых автомобилей, качество исполнения позволяет выделить его из общей массы серийных седанов «большой немецкой тройки». За счет отличной аэродинамики и шумоизоляции автомобиль признан самым тихим серийным седаном мира. В салоне пассажиров окружают четкая архитектура интерьера, благородные материалы и передовые мультимедийные технологии. Приятный штрих в этом цифровом царстве – аналоговые часы от IWC.
Тенденции без прогноза
Подводя итоги, посмотрим на специфику отечественного рынка. Российские клиенты все дальше уходят от «азиатчины». Сегодня по характеру выбора автомобиля они практически неотличимы от европейских покупателей. Все большее число luxury-автомобилей приобретают по индивидуальному заказу. И если доля «заказных» автомобилей в 2007 году была ничтожно мала, то сегодня она доходит до 40%. Изменились и методы покупки. Коробки из-под факсов с наличкой ушли в прошлое. Все больше доля использования сложных финансовых инструментов, таких как гарантия остаточной стоимости, трейд-ин, лизинг.
Сейчас в связи с ростом ставки рефинансирования ЦБ РФ некоторые из них несколько потеряли свою привлекательность. Но доля программ, не связанных с заимствованием средств, в частности трейд-ин, напротив, возросла. Что увидели и поддержали производители: сейчас программа продленной гарантии есть у всех luxury-брендов.
К сожалению, очевидно, что рынок еще не достиг дна. И предсказать результаты продаж к концу года практически невозможно. Удастся ли сегменту переломить общую тенденцию и выйти в плюс, пока остается открытым вопросом. Хотя, как известно, деньги к деньгам. Так что у «элиты» автомобильной индустрии есть хорошие шансы на успех.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".