Экономические тренды 30 марта – 3 апреля
Тратить меньше не получается
Глава Счетной палаты Татьяна Голикова на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым оценила исполнение федерального бюджета по состоянию на 24 марта. Впервые за долгое время бюджет за первый квартал исполнен по расходам на 25%. Обычно получается наоборот: весь год бюджетные деньги придерживаются на счетах Казначейства и только в ноябре–декабре доводятся до конечных получателей.
По словам Голиковой, одним из наиболее активных распределителей казны в первом квартале стало Минобороны. Если обратиться к оперативному отчету Казначейства за январь–февраль, то мы увидим подтверждение этого тезиса – 43% всех расходов бюджета за 2 месяца составили расходы по статье «нац.оборона». Для сравнения: за прошлый год доля этой статьи в расходах бюджета составляла 16%. Готовимся к войне?
Плохая новость – расхождение бюджетных расходов с доходами демонстрирует еще больший энтузиазм. Дефицит бюджета на 24 марта составил 1,2 трлн рублей. Это уже 44% от 2,675 трлн рублей, заложенных Минфином в 2015 году. Причем эта цифра появилась не так уж давно – в поправках к закону о бюджете нынешнего года, принятых пока только в первом чтении. В первоначальной – действующей – версии документа дефицит был в разы скромнее – всего лишь 431 млрд рублей. Минфин грубо нарушил действующий закон о бюджете на 2015 год.
По поправкам к федеральному бюджету страну ожидает почти 17%-ное падение доходов: с 15 до 12,5 трлн рублей. При этом, несмотря на объявленный еще в декабре 10%-ный квазисеквестр, расходную часть сократить удалось всего лишь на 1,9% – с 15,5 до 15,2 триллиона.
Если в номинальном выражении расходы почти не сокращаются, в их структуре изменения происходят довольно драматические. Приоритет вновь отдан «непроизводительным расходам» (национальная оборона, правоохранительная деятельность, государственное управление) в ущерб «производительным расходам» (образование, здравоохранение, производственная инфраструктура), способствующим обеспечению долгосрочного экономического роста. Этот дисбаланс в структуре расходов существовал и прежде, а кризисная корректировка бюджета лишь усиливает его.
На этом безрадостном фоне Министерство финансов приступает к активному расходованию Резервного фонда. Его объем в 2015 году должен снизиться с 6,4 до 3,4% ВВП. В номинальном выражении это почти двукратное сокращение соответствует 3 трлн рублей. Финансировать дефицит за счет выпуска ОФЗ Минфин отказался: ставки на внутреннем рынке для него слишком высоки, а наращивать долговую нагрузку на бюджет по-прежнему никто не хочет.
Visa тормозит
1 апреля начала работу Национальная система пластиковых карт. Этот масштабный проект в сфере финансовой инфраструктуры был инициирован в прошлом году, после того как международные платежные системы (МПС) Visa и MasterCard отключили от своего процессинга банк «Россия», СМП-банк и ряд аффилированных с ними кредитных организаций.
Власти вспомнили старую идею, возникшую еще на этапе подготовки закона о Национальной платежной системе, о том, что все операции по картам МПС должны обрабатываться в России. Тогда идея была успешно похоронена не в последнюю очередь усилиями самих платежных систем. В этот раз власти заняли крайне жесткую позицию: либо все платежные системы будут проводить операции через инфраструктуру, находящуюся в ведении ЦБ, либо им придется серьезно раскошелиться – самые упрямые должны будут уплатить гарантийный взнос, равный среднему обороту за два дня.
MasterCard сразу занял довольно конструктивную позицию и даже планировал построить на территории России отдельный процессинговый центр. Visa же почти весь год угрожала покинуть Россию, если что-либо в грядущей НСПК ей придется не по душе. В итоге именно Visa не успела к 1 апреля перевести операции по своим картам на НСПК. Сколько ей теперь нужно времени, официально не уточняется, но разные оценки говорят о паре-тройке месяцев.
При этом сбоев в процессинге по картам Visa точно не будет: они по-прежнему работают через инфраструктуру, находящуюся в США, а за опоздание с переносом процессинга в Россию лишь внесут гарантийный депозит. А вот карты MasterCard находятся в зоне риска. Хотя первые дни работы НСПК и прошли без эксцессов, нужно понимать, что речь идет о сложнейшей системе, включающей процессинг и клиринг. MasterCard и Visa такую инфраструктуру выстраивали десятилетиями, в России создали меньше чем за год.
Особенности финского шпионажа
Пока американцы и европейцы одного за другим включают в санкционные списки отечественных чиновников и бизнесменов, в России появилась собственная персона нон грата – это известный финский инвестор Сеппо Ремес Юха. За плечами у господина Ремеса 22 года работы в России, активное участие в реформировании «РАО ЕЭС» в команде Анатолия Чубайса и членство в советах директоров почти десятка российских энергетических компаний. Кроме того, Сеппо Ремес – владелец инвестфонда EOS Russia, которому принадлежат миноритарные доли в нескольких «дочках» «Россетей».
22 марта, возвращаясь из отпуска, Сеппо Ремес был остановлен в российском аэропорту сотрудником ФСБ. Ему было объявлено, что на ближайшие пять лет въезд в Россию для него закрыт.
Официального разъяснения, почему известный инвестор превратился в персону нон грата, не последовало. Но сам Сеппо Ремес в интервью нескольким деловым СМИ рассказал, что ФСБ заподозрила его в сборе информации о руководителях государственных энергокомпаний. Прямых доказательств шпионажа у силовиков не нашлось, так что господина Ремеса выдворили из страны на всякий случай.
Многие сразу же связали произошедшее с Ремесом с конфликтом внутри совета директоров «Россетей», членом которого финский инвестор был до недавнего времени. Якобы Ремес выступал за дальнейшую приватизацию в отрасли, в то время как на государственном уровне уже давно наметился тренд на консолидацию. В список кандидатов в новый совет сетевого гиганта Сеппо не включили. Зато Ассоциация по защите прав инвесторов незамедлительно номинировала его в совет директоров «Рос-телекома».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".