25 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Экономические тренды прошедшей недели
Экономика

Экономические тренды прошедшей недели

Почему ЦБ не может остановить падение рубля; какие прогнозы цены на нефть дают в российском правительстве; что изменится в РЖД с уходом Владимира Якунина; зачем премьер-министр Греции Ципрас ушел в отставку.

Рубль: падал, падаю и буду падать

Мировая экономика в последнее время стала как-то особенно хрупка. То небольшая девальвация юаня вызывает чуть ли не мировой шторм, то небольшое колебание запасов нефти.

19 августа Минэнерго США опубликовал данные о коммерческих запасах нефти в США. За прошлую неделю они выросли на 0,6%. Аналитики, опрошенные агентством Рейтер, ожидали их снижения на 1%. Конечно, это неожиданность. Но чтобы мировая цена на нефть в течении часа после этого известия потеряла 1,75 долл/барр или 3,6% - вот это настоящая неожиданность. Нефть сразу пробила уровни в 48 и 47 долл/барр. И устремилась к 46.

Понятно, что это не просто реакция на неудачный прогноз аналитиков Рейтер. Ведь одновременно вышедшая новость противоположного направления (снижение добычи нефти в США на 0,5%) никого не заинтересовала. В таких случаях говорят, что нефть искала повод упасть и вот она упала.

Наш валютный рынок удара не выдержал и мгновенно выдал гиперреакцию, несмотря на то, что американская новость пришла под самое его закрытие. За час доллар подорожал на рубль, а на следующий день (получив еще и удар от казахстанского тенге) – еще на рубль, и в пятницу — еще на рубль. Последний фиксинг ЦБ 68,12 рубля – уже выше декабрьских 2014 года рекордов (18 декабря ЦБ зафиксировал доллар на уровне 67,79 рубля). До исторического рекорда года, века и всей истории России в 69,7 руб/долл (3 февраля этого года) — рукой подать.

Совсем не помог рублю помощник президента Андрей Белоусов. Он заявил в понедельник, что рычагов господдержки рубля почти не осталось. Текущий уровень валютных резервов не позволяет денежным властям проводить интервенции для поддержания курса и единственным рычагом влияния Банка России на рубль является ключевая ставка. Но и она не является удобным инструментом: по мнению Белоусова, она должна снижаться в среднесрочной перспективе к уровню в 4%. Получается, что даже повышать ставку, чтобы бороться с падением курса ЦБ не сможет. Рынок воспринял такое мнение с энтузиазмом, и рубль на этой неделе возобновил свое снижение – вплоть до гиперреакции вечером в среду.

Белоусов прав в том, что валютных резервов действительно у нас не так много, как казалось раньше. Хотя из $300 млрд валюты на счету ЦБ он напрасно вычитает $120 млрд (бюджетные фонды Минфина). Если понадобится, Минфин переведет свои фонды в рубли – это дело одной бухгалтерской проводки и займет минуту времени. Но вот только «палить» резервы на то, чтобы сдерживать падение курса — занятие бессмысленное по определению. ЦБ со всеми своими резервами не может играть против тренда — надолго его все равно не хватит, сколько бы резервов валюты у него ни было.

А вот насчет ключевой ставки Белоусов совсем не прав. Это — не инструмент влияния на курс, динамика ставки влияет на курс, только если изменение курса минимально (т.е. он в боковом тренде). Но если курс выраженно падает — ставка бессильна. Наша практика подтверждает это: например, ралли рубля в январе этого года совсем не помешала максимальная ставка ЦБ в 17,5%.

Чтобы ставкой сдерживать падение курса надо, чтобы она обеспечивала равнодоходность с валютными спекуляциями (тогда будет невыгодно брать деньги у ЦБ и прокручивать их на валютном рынке). Арифметика подсказывает, что если за последний месяц (21 июля - 21 августа 2015 года) рубль упал на 17,8%, то равнодоходная годовая ставка ЦБ должна составлять 615%. Это невозможно по очевидным причинам. Всерьез рассчитывать на ставку как инструмент влияния на курс нельзя. Повышение ставки с нынешних 11% даже до максимальных 17,5% - это бессмыслица, «мертвому припарки». Влияние на динамику курса никакое, хотя удар по экономике и реальному сектору будет мощный.

Отставший тенге: а я упаду еще ниже

shutterstock
©shutterstock

Ну вот почему никто ничему не учится? Казахстан 20 августа сделал ровно то же самое, что сделала Россия в ноябре 2014 – в момент наибольшего давления на курс нацвалюты взял и отменил валютный коридор, отпустив ее в «свободное плавание». И, конечно, результатом стало потрясение валютного и потребительского рынка.

Последний раз тенге существенно менял границы коридора в феврале 2014 (девальвация около 20%). Но при этом сохранял сам коридор. Теперь все иначе – по российскому рецепту.

Результат: курс тенге на Казахстанской валютной бирже (KASE) в четверг «выстрелил» до 255,26 тенге, против 188,38 в среду – больше, чем на 36%. И теперь население совершенно не понимает, как он будет вести себя дальше – скорректируется вниз или продолжит падение. Люди побежали в обменники, но банки их позакрывали – им тоже не хочется терять деньги. Люди побежали в магазины электроники – они тоже позакрывались. И, конечно же, президент страны Нурсултан Назарбаев тут же пообещал жестко наказывать спекулянтов, наживающихся на «свободном» курсе тенге – видимо, это они во всем виноваты... Какой же тенге свободный, если им нельзя спекулировать? Как все это нам до боли знакомо.

Оправдания президента о том, что это «вынужденная мера» и «другой альтернативы не было» никого не интересуют. Понятно, что вынужденная мера – после падения цен на нефть и девальвации рубля. И так Казахстан затянул с девальвацией из-за президентских выборов (не проводить же ее во время избирательной компании!). Но если бы Нацбанк Казахстана просто переместил валютный коридор на 30%, даже на 50% вниз - это создало бы гораздо меньше сложностей. Люди бы знали, что будет дальше с валютой, а сейчас все в недоумении и мечтают избавиться от тенге, и проблем такие мечты создают для экономики больше, чем сама по себе девальвация нацвалюты. Не было бы натиска на банки или потребительского ажиотажа.

Но ведь «старший брат» сделал это и как-то пережил ситуацию? Переживем и мы – решило руководство Казахстана. Вообще стоит хорошо обдумать вопрос: является ли плавающий курс подходящим для нефтяных экспортеров в условиях падающей нефти? Ведь он будет постоянно ослабляться и провоцировать спираль самораскрутки этого ослабления... Останавливать ее очень трудно. Ну вот и поставим два эксперимента – на России и Казахстане.

Сладкие мечты правительства России…

Виктор Погонцев-Интерпресс/ТАСС
©Виктор Погонцев-Интерпресс/ТАСС

На одной странице новостей мы могли увидеть два прогноза цен на нефть на 2016 год. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил готовиться к тому, что нефть надолго останется на уровне 30-40 долл/барр, а вице-премьер России Аркадий Дворкович сообщил, что нефть в будущем году будет находиться на уровне 50-70 долл/барр.

Прогноз Назарбаева – это подготовка и оправдание за нежелание нести ответственность за курс тенге. Но, с другой стороны, Россия с санкциями, очевидно, продолжает убаюкивать себя красивыми сказками и выдавать желаемое за действительное. Это не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Потому что заявление Дворковича сделано во время бюджетного процесса и так или иначе отражает мнение (точнее желания) правительства. Это значит, что с бюджетом на 2016 год мы опять промахнемся, что ЦБ снова после падения курса рубля осенью-зимой будет устраивать период его бессмысленного укрепления и т.д. Сладкие мечты о будущем вновь обернутся постоянными спотыканиями в настоящем...

... и грубая реальность

Росстат опубликовал данные за июль 2015 года. Реальная зарплата россиян и розничные продажи упали на 9,2%, инвестиции в основной капитал – на 9,5% (к июлю 2014 года). По сравнению с этими цифрами спад ВВП в первом полугодии на 3,4% (в котором неправильно учтен Крым, что завышает показатель) или промышленности на 4,7% (в которой «правильно» учтена поправка на «неформальную деятельность») смотрятся сильно искаженными.

Тут одно из двух. Или в двух последних цифрах слишком много «воздуха» (проще говоря они дутые) – тогда наша экономика упала процентов на 9 и лежит внизу. Или, если они близки к реальности, как настаивает Росстат, то им предстоит новый виток падения до цифр реального сокращения конечного спроса в экономике (розничные продажи и инвестиции). И тогда нас ждет второй виток падения экономики уже осенью.

Греция: провал бунта «мальчишек»

ZUMA/ТАСС
©ZUMA/ТАСС

Греция подписала полную и безоговорочную капитуляцию перед ЕС. За что получила третью программу помощи на 86 млрд евро. Греция сократит социальные программы, повысит налоги и распродаст все, что осталось у государства хорошего.

ЕС усмирила бунт греческих «мальчишек» (Ципрас и его команда), «старики» (глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, министр финансов Германии Вольфганг Шойбле и другие) довольны: поставили «мальчишек» на место – в угол. За это, конечно, пришлось заплатить, но так, что никто из стран ЕС не заметит – кредит Греция получит от Европейского механизма стабильности (ЕСМ), который сформирован несколько лет назад и его деньги с тех пор лежали неиспользованные как раз для такого случая.

Правда, осталось два вопроса, которые, кстати, ставит более или менее резко МВФ:

Греции предложена та же самая программа, что при первом и втором пакетах помощи. За 5 лет действия она показала свою, мягко говоря, неэффективность: ВВП страны упал на 1/5, там и лежит, а безработица выше 25%. Где гарантия, что теперь старые рецепты сработают?

Греция получила 86 млрд евро кредита. Теперь ее долг увеличится до 400 млрд.евро. Гасить долговую проблему новыми долгами – бессмыслица, это тушить пожар бензином. Проблема снова взорвется, как ни откладывай. Не случайно МВФ постоянно твердит о том, что долг Греции надо списывать, а не рефинансировать.

Через три года – по окончании действия программы помощи ЕС в Греции, вполне вероятно, все вернется на то же место, откуда начали, только долг будет еще больше, экономика еще хуже, а социальное недовольство греков – еще сильнее. Но, как известно, правительства не решают проблемы, они их только финансируют. Что там будет через 3 года «Старикам» ЕС не важно. Главное – сейчас они победили. Полностью и безоговорочно.

Для заключения соглашения с кредиторами о третьей программе помощи Ципрасу пришлось пойти против своих предвыборных обещаний и фактически против результатов референдума 5 июля (когда греки сказали «Нет» экономической программе кредиторов, которую фактически и подписал Ципрас). В результате он потерял поддержку левого крыла своей партии, а с ней — и большинство в парламенте. Ципрасу пришлось подать в отставку, что он и сделал вечером 20 августа.

«Давление, шантаж, финансовое удушение и ультиматумы привели к ситуации, беспрецедентной в Греции... Мы не достигли всех наших целей или соглашения, которое мы хотели. Но мы добились наилучшего соглашения из возможных», - сказал Ципрас в обращении к народу Греции о своей отставке. Ситуация в стиле античных греческих героев: наступил на горло собственной песне и за это же расплатился своей отставкой. Несправедливость божественных масштабов.

Сформировать новое правительство президент страны Прокопис Павлопулос поручил главе правоцентристской партии «Новая демократия» Вангелису Меймаракису. Это правительство — временное. Новые выборы в парламент будут назначены, вероятно, на 20 сентября. И по их итогам, партия (коалиция), набравшая большинство, сформирует новое правительство. И, конечно, Ципрас рассчитывает, что народ все-таки оценит его «подвиг» и выдаст новый мандат именно его партии СИРИЗА. Как говорится — он улетел, но обещал вернуться.

Ребрендинг РЖД: молодость vs опыт

Иван Шаповалов/ТАСС
©Иван Шаповалов/ТАСС

Новый глава РЖД Олег Белозеров, назначенный 20 августа, конечно, опытный госчиновник и менеджер госкомпаний, но он не политический тяжеловес, каким был бывший руководитель Владимир Якунин. Он еще и гораздо моложе Якунина. Вряд ли при Белозерове в РЖД так же регулярно будут поступать потоки денег из госбюджета. Это, безусловно, хорошая новость для Минфина.

В первую очередь Белозеров заявил, что Якунин — великий руководитель, компания в прекрасном состоянии, а РЖД — лучшая компания страны. Но если все так, зачем нужны были изменения в руководстве? Да и предложения Якунину остаться в совете директоров РЖД от Белозерова так и не последовало.

Но встает вопрос — за счет чего новый глава компании будет оптимизировать расходы в рамках существующих финансовых ограничений? Остается надеяться, что под словами «оптимизация расходов» не будет скрываться рост цен на билеты, сокращение невыгодных маршрутов и повышение тарифов на грузоперевозки.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".