Как Россия ломает многолетнюю систему торговли газом с Европой
«Газпром» начал перекрывать вентиль странам, не желающим оплачивать поставки газа в рублях. Первыми в списке стали Польша и Болгария. Еврокомиссия уже назвала «российский демарш» необоснованным нарушением контрактов. С другой стороны, отключение от трубы мелких потребителей стало предупреждением для всех остальных: мы готовы к жесткому противостоянию, а вы? По сути, «Газпром» дает сигнал, что готов сломать систему торговли голубым топливом, которая действовала полвека – еще со времен СССР. «Профиль» выяснил, оправдан ли этот шаг и каким может быть новый газовый рынок.
- Что стоит за отказом Польши и Болгарии оплачивать газ в рублях
- Есть ли замена российскому газу
- Разрушит ли «Газпром» мост в Европу
Что стоит за отказом Польши и Болгарии оплачивать газ в рублях
Демонстративный отказ Польши и Болгарии оплачивать российский газ в рублях объясняется просто: у этих стран в текущем году заканчиваются долгосрочные контракты, и они уже думали над тем, чем в долгосрочной перспективе можно было бы заменить поставки из нашей страны. «В принципе, мы предполагали, что обе эти страны как минимум не продлят долгосрочные контракты на российский газ», – пояснил «Профилю» главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.
Наказали рублем: главные риски и возможные выгоды от продажи газа за российскую валюту
Власти ряда других государств тоже заявили о несогласии с предложенной Москвой схемой конвертации газовых платежей из евро в рубли. Прибалтика решила вообще отказаться от российского газа; правительство Нидерландов сказало, что не примет условия РФ; министр по вопросам климата и энергетической политики страны Роб Йеттен предупредил, что к концу текущего года Амстердам откажется от российских газа, нефти и угля. Финляндия тоже не станет оплачивать газ в рублях – об этом сообщила финский министр по европейским делам и корпоративному управлению Титти Туппурайнен. Словакия поначалу вроде бы согласилась на условия Москвы, но затем руководство страны официально сказало нет.
Для РФ оплата газовых поставок в рублях так важна, поскольку позволяет защитить экспортные доходы от блокировки. По предлагаемой «Газпромом» схеме право собственности на газ переходит к покупателю в тот момент, когда средства, переведенные им в Газпромбанк, уже конвертированы в рубли и направлены на счета банка. «Европейские страны, которые принимают такую модель, по сути, соглашаются с тем, что платеж за российский газ считается исполненным лишь после того, как валютные поступления попадут в российскую финансовую систему, – пояснил Алексей Громов. – Это принципиальный момент, поскольку не утихают разговоры о введении ограничений на платежи за российские энергоресурсы: давайте мы их задепонируем, положим на эскроу-счета, введем какие-то пошлины и так далее».
Ранее президент России Владимир Путин уже отмечал, что банки из недружественных стран задерживают переводы платежей по поставкам нефти и газа. В частности, это касалось британских компаний. Но те, строго говоря, и не могли расплатиться, так как Лондон ввел ограничения против российских банков. В результате часть платежей, которые были осуществлены нашими контрагентами, просто «зависли» из-за введенных санкций.
Есть ли замена российскому газу
Прекращение поставок газа Польше и Болгарии, а также отказ от нашего топлива со стороны Прибалтики, Нидерландов и, возможно, Финляндии не нанесут критического урона газовому экспорту Москвы. На Польшу и Болгарию приходится примерно 8,5% экспорта в Евросоюз. Если добавить к ним Прибалтику, Финляндию и Нидерланды, то цифра вырастает до 13–14%. Это уже заметная величина, но для нас принципиально важна позиция основных потребителей – Германии, Италии, Франции, а также Австрии, где расположен крупный хаб на пути российского газа в страны ЕС. А эти страны окончательного ответа не дали.
Во что обойдется Германии отказ от российских энергоносителей
Официально оплачивать газ в рублях согласилась лишь Венгрия. Однако, по данным Bloomberg, на конец апреля порядка 10 компаний открыли свои счета в Газпромбанке, а четыре осуществили платежи по предложенной Москвой схеме. Если Берлин, Париж и Рим в итоге согласятся перейти на рубли, то серьезной реконфигурации поставок российского газа в Европу не будет. Топливо, которое не пошло в Польшу, Болгарию, Нидерланды и Прибалтику, «Газпром» направит в хранилища – концерн уже анонсировал программу по их максимальному заполнению в преддверии осенне-зимнего отопительного сезона.
Если Германия согласится оплачивать газ в рублях, то, вероятно, какую-то часть топлива она будет перепродавать Польше. Дело в том, что долгосрочные контракты предусматривают определенную гибкость – плюс-минус 20% от контрактуемых объемов. То есть покупатель может брать на 20% меньше или на 20% больше, а цена при этом не изменится. Собственно, «Газпром» уже заявил, что после приостановки прямых поставок Польша начала покупать российский газ в Германии, откуда он реверсом поступает по газопроводу «Ямал – Европа».
Поляки, как уже говорилось, готовились к нынешней ситуации заблаговременно. Их подземные хранилища заполнены на 75% – это один из самых высоких показателей в Европе. Кроме того, Варшава очень надеется на строящийся газопровод Baltic Pipe, с помощью которого она подключится к норвежкой газотранспортной сети. Запуск трубопровода намечен на сентябрь – октябрь 2022 года, и до новогодних праздников Польша рассчитывает получить по нему не менее 3 млрд кубометров топлива. Третий источник – это сжиженный природный газ (СПГ) через терминал "Свиноуйсьце", позволяющий получать до 5 млрд кубометров топлива. Еще при открытии терминала поляки законтрактовали объемы американского СПГ. Сейчас, по данным Громова, терминал загружен на 85%, то есть уже сейчас можно поднять нагрузку еще на 15%, а к концу следующего года его мощность должна увеличиться в 1,5 раза.
Строптивый кубометр: почему прежние цены на газ уже никогда не вернутся в Европу
В Финляндии доля российского газа достигает 80%, а само голубое топливо занимает в энергобалансе страны порядка 8%. Главными источниками энергии здесь являются древесное топливо, нефть и атом. Как отмечал в своем интервью профессор Университета Аалто (Хельсинки) Петер Лунд, прекращение поставок газа из РФ прежде всего отразится на промышленности страны. Однако, по его словам, Финляндия вместе с Эстонией арендует СПГ-терминал, через который идут поставки газа из США и Катара.
А вот Болгарии придется туго: в прошлом году 75% газа она получила из России. Таким образом, по оценке бывшего замминистра энергетики Явора Куюмджиева, страна теряет 2,5 млрд кубометров топлива, которые будет невозможно восполнить. Экс-чиновник даже предрек болгарской экономике хаос и разрушение. Впрочем, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заверила, что Варшава и София получают газ от европейских соседей. «Это показывает, прежде всего, огромную солидарность между нами, но также показывает эффективность прошлых инвестиций, например, в интерконнекторы и другую газовую инфраструктуру», – сказала она.
Разрушит ли «Газпром» мост в Европу
Впрочем, самое важное в этой истории другое: начав закручивать вентиль упрямым контрагентам, «Газпром» рискует разрушить архитектуру долгосрочных контрактов, являющихся основой газовой торговли с Европой (сегодня по ним осуществляется до 85% поставок газа). Ведь действия российского монополиста являются нарушением этих самых контрактов, а следовательно, подрывают доверие к ним как к институту.
«Польша и Болгария, скорее всего, обратятся в Стокгольмский арбитраж и, скорее всего, выиграют, и против "Газпрома" будут наложены обеспечительные действия, могут даже собственность его арестовать», – говорит Алексей Громов. Российский демарш, по его словам, показывает, что мы перестали рассматривать долгосрочные контракты как некую «священную корову». Оправдан ли такой шаг?
Начнем с того, что долгосрочные контракты заключались в совершенно иных экономических и политических реалиях и за последние 10–15 лет претерпели множество трансформаций, зачастую невыгодных российскому концерну. Например, пересматривались правила ценообразования, вносилась привязка к спотовым, то есть биржевым ценам. Еще до начала конфликта на Украине Европа декларировала намерение постепенно отказаться от российского газа. А после начала специальной операции Евросоюз объявил, что этот уход произойдет не в 2030–2035 годах, когда истекает срок большинства действующих контрактов, а уже к 2025–2027 году. Более того, до конца года ЕС планирует сократить зависимость от российского газа на 70%. Реально ли это – другой вопрос.
А когда ломаются прежние правила игры, действия на упреждение могут быть вполне оправданными. К тому же шаги по ограничению поставок Россия предпринимает на так называемом тонком рынке, то есть на рынке, где есть дефицит предложения. И от того, что Болгария или Польша не будут получать российский газ, а возьмут его из других источников, общий объем газа на рынке не увеличится – просто где-то его станет меньше. Следующим шагом, по словам Алексея Громова, могло бы стать открытие той же Петербургской биржи для покупки российского газа – берите, без всяких долгосрочных контрактов! Всё равно нашим партнерам нужно проходить отопительный сезон и этого года, и следующего... пока не придет американский СПГ. Но покупать газ уже придется по спотовым ценам, которые будут тем выше, чем больше вводится всевозможных ограничений. «Мы живем в условиях ограниченного предложения, – говорит Алексей Громов. – И такая постановка вопроса для России в краткосрочной перспективе является оптимальной».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".