Картельный интерес: способна ли сделка ОПЕК+ поднять цены на нефть до $50
Неделя, прошедшая после пролонгации до конца июля соглашения ОПЕК+ о сокращении нефтедобычи, не в полной мере оправдала надежды участников сделки. Реакция биржевых игроков свидетельствует, что о выходе из кризиса перепроизводства говорить не приходится.
С одной стороны, цена барреля нефти марки WTI впервые с 6 марта смогла преодолеть психологический рубеж $40. С другой стороны, прочно закрепиться на нем не может, периодически опускаясь до $38–39.
В свою очередь, «бочка» нефти марки Brent торгуется чуть дороже. Однако и тут уверенного роста нет. Августовские фьючерсы стоят от $39,85 до $41,44 за баррель.
Отметим, что в апреле нефтяная корзина ОПЕК стоила беспрецедентно дешево – всего $17,51. Так что определенный прогресс вроде бы очевиден.
В то же время нефтехранилища во многих странах остаются переполненными. В частности, Минэнерго США 10 июня сообщило о росте коммерческих запасов углеводородного сырья за неделю на 5,7 млн баррелей – до 538,065 млн баррелей.
Напомним, новое соглашение ОПЕК+ вступило в силу 1 мая. Согласно договоренностям, в мае и июне добыча нефти должна была быть сокращена в общей сложности на 9,7 млн баррелей в сутки.
На заседании, состоявшемся 6 июня в формате видеоконференции, участники решили продлить сделку до конца июля. Дальнейшая судьба картеля зависит от ситуации на мировом рынке нефти, которая складывает достаточно сложной.
По словам директора центра тарифного регулирования в сфере энергетики РЭУ имени Г.В. Плеханова Иван Капитонова, сделка нефтедобывающих стран в формате ОПЕК+ была продлена на июль с целью дальнейшей балансировки спроса и предложения на рынке.
«Цены на нефть росли с 1 мая, после того как ведущие экспортеры углеводородного сырья начали выполнять соглашение о сокращении добычи. Этот шаг был направлен на поддержание цен в период, когда пандемия коронавируса привела к беспрецедентному шоку спроса на энергетических рынках», – напомнил эксперт.
Сокращение объемов добычи с 1 июля первоначально планировалось ограничить до 7,7 млн баррелей в день. Но в итоге стороны договорились «убрать» с рынка лишние 9,6 млн баррелей, продолжил Иван Капитонов.
Это на 100 тысяч баррелей меньше, чем в соглашении, действующем в мае-июне. Причина – позиция Мексики, заявившей, что она остается приверженной условиям первоначальной сделки и отказывается от дальнейшего сокращения объемов добычи черного золота, уточнил собеседник «Профиля».
«С учетом ожидаемого постпандемийного роста экономик ЕС и США мировой спрос на нефть увеличится, что позволит, при условии соблюдения нефтедобывающими странами квот, вернуть рынок в состояние дефицита и обеспечить дальнейший рост цен», – считает Иван Капитонов.
Однако не все участники картеля действуют последовательно. В частности, недавние заявления Саудовской Аравии о наращивании добычи сверх квот в июле вновь увели нефтяной рынок в «красную зону». Демарш Эр-Рияда направлен на ограничение темпов подорожания углеводородного сырья, чтобы не допустить восстановления нефтедобычи в США.
Эксперты назвали сроки ценового противостояния Москвы и ОПЕК
«Все это позволяет предположить, что цена нефти не будет подниматься до уровня $50, как и не будет опускаться ниже $35 в текущем году», – подчеркнул Иван Капитонов.
Со своей стороны, консультант VYGON Consulting Екатерина Колбикова отмечает, что в настоящее время спрос на нефть является самым сложно предсказуемым составляющим уравнения баланса мирового рынка. По ее прогнозу, в июле он может восстановиться до 90–94 млн баррелей в сутки по сравнению с апрельским минимумом в 79 млн баррелей.
Таким образом, при соблюдении участниками ОПЕК+ установленных квот добыча нефти к середине лета может оказаться ниже объемов ее потребления примерно на 1,5–5,5 млн баррелей в сутки, считает Екатерина Колбикова.
«Запасы в нефтехранилищах при этом вернутся к уровню 2019 года только в декабре 2021 года, поэтому говорить о стабилизации и устойчивом тренде роста цен на нефть преждевременно», – подчеркнула она.
Наблюдавшееся последние недели подорожание нефтяных фьючерсов скорее объясняется позитивными ожиданиями участников рынка, нежели реальной ситуацией, полагает эксперт. По ее мнению, динамика цен в ближайшие месяцы будет определяться темпами восстановления спроса и дисциплиной производителей в рамках ОПЕК+.
С этим есть проблемы. Так, в мае добыча сырой нефти ОПЕК+ оказалась выше квотируемого уровня на 1,2 млн баррелей в сутки из-за неполного соблюдения установленных квот рядом стран, включая Ирак.
Это было учтено при достижении договоренностей о продлении срока максимальных ограничений по добыче на июль, отметила Екатерина Колбикова. По ее оценкам, в ближайшее время цены на нефть останутся под давлением на фоне возвращения в работу крупнейшего месторождения в Ливии и сохранения высокого уровня запасов.
А вот особых рисков для рынка со стороны американских сланцевых компаний эксперт в краткосрочной перспективе не видит. Восстановление добычи нефти в США в ближайшие два месяца может происходить только за счет возобновления работы старых скважин и использования фонда пробуренных скважин, потенциал которых ограничен.
«Продолжающееся в конце марта снижение темпов нового бурения позволяет утверждать, что падение добычи нефти в Соединенных Штатах не прекратится как минимум до конца третьего квартала текущего года», – подытожила Екатерина Колбикова.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".