- Главная страница
- Статьи
- Имущественный бардак: аудиторы нашли в московском Росимуществе крупные нарушения
Имущественный бардак: аудиторы нашли в московском Росимуществе крупные нарушения
Управление Росимущества в Москве работает неэффективно, не владея информацией даже о количестве подведомственных объектов недвижимости и их стоимости. К таким выводам пришла Счетная палата по итогам проведенного аудита и приняла решение направить обращение в Генпрокуратуру.
Дорога на Восток: Счетная палата оценила транспортную инфраструктуру регионов
В фокусе внимания Счетной палаты оказалась деятельность Территориального управления Росимущества в Москве – главного администратора доходов бюджета от нефинансовых активов. Одна из ключевых задач ведомства – увеличить доход бюджета от использования государственного имущества. Однако по итогам проверки аудиторы пришли к выводу, что работа проводится неэффективно. Более того, Управление даже не располагает достоверными данными о количестве вверенных ему объектов недвижимости, так как не проводит инвентаризацию, и, соответственно, не знает их актуальной стоимости.
Информация, отраженная в балансе ведомства, значительно расходится с данными Реестра федерального имущества (РФИ), Федеральной государственной информационно-аналитической системы «Единая система управления государственным имуществом» (ФГИАС «ЕСУГИ») и Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Так, в РФИ числится 6049 объектов стоимостью 708 млрд рублей, а в бюджетном учете Управления – 6262 объекта стоимостью 1,7 трлн рублей. Аудиторы обнаружили нарушения в документах: дублирование данных или объекты с несуществующими адресами.
«В настоящее время Реестр не является качественным источником данных о федеральном имуществе, а выписки из него не несут достоверной информации при совершении сделок с имуществом», – заявил аудитор Счетной палаты РФ Андрей Батуркин. По его словам, после завершения проверки Управление исключило из документации информацию почти о 400 объектах недвижимого имущества, не являющихся собственностью Российской Федерации.
Безвозмездно, то есть даром
Проверка также выявила, что ведомство пропускало сроки взыскания задолженности по арендным платежам, нарушало сроки начисления доходов будущих периодов и возврата в бюджет излишне уплаченных платежей. Это привело к тому, что федеральный бюджет недополучил средства.
Риски ГИСов: Счетная палата оценила цифровые системы госорганов
Чаще всего Росимущество передает объекты в хозяйственное ведение или оперативное управление, что не приносит доходов, а в ряде случаев компаниям и вовсе позволялось бесплатно использовать федеральное имущество. Так, в 2020 году было заключено 15 договоров безвозмездного пользования, в 2021-м – 28. Все они заключались без правовых оснований с некоммерческими и религиозными организациями, а также госучреждениями.
За 2020–2021 годы Управление не заключило ни одного договора аренды, а сведения о свободных объектах не публиковались. Такая ситуация несет риски злоупотребления полномочиями должностными лицами, подчеркивают аудиторы. По итогам проверки Счетная палата приняла решение направить обращение в Генеральную прокуратуру РФ.
Материалы Счетной палаты позволят органам прокуратуры провести собственную проверку, отмечает руководитель проекта ОНФ «Защита социальных прав граждан» Оксана Старожильцева. По результатам проверки может быть принят комплекс мер прокурорского реагирования, в том числе рассмотрен вопрос о направлении искового заявления в судебные органы и привлечении виновных лиц к административной и уголовной ответственности.
Необходимо ужесточить требования к исполнителям госпрограмм и предусмотреть ответственность за их нарушение, убежден ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, кандидат экономических наук Петр Звягинцев. «В качестве эксперимента предлагаю такие проверки Счетной палаты проводить совместно со следственными органами», – добавил он.
Брак технического характера
В свою очередь, в Росимуществе объяснили, что работа по актуализации сведений ведется на постоянной основе, а «технические ошибки» обусловлены большим объемом данных, подлежащих учету, и необходимостью их ручного ввода. Вместе с тем за 2020–2022 годы Управление обеспечило поступление в казну более 11 млрд рублей от сдачи в аренду земельных участков и объектов. Так как федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) сосредоточены в Москве, объекты в первую очередь предоставляются именно им и подведомственным им организациям, подчеркнули в ведомстве. На сегодняшний день дополнительная потребность в размещении ФОИВ составляет более 30 тыс. кв. м.
Мелом по планшету: Счетная палата оценила цифровизацию российских школ
Абсолютные и относительные цифры могут иметь совершенно разное значение и вести к разным выводам, говорит директор по земельным отношениям и управлению недвижимым имуществом НИУ ВШЭ Дмитрий Губин. С учетом общего количества объектов, зарегистрированных в РФИ, показатели «технического брака» снижаются до уровня статистической погрешности. Так, даже 100 ошибочно учтенных объектов составят всего 0,06% от общего числа объектов (180 тыс.). «Таким образом, данный показатель может свидетельствовать о достаточно высоком качестве ведения РФИ, в ходе сверки которого технические ошибки действительно обнаружены, но их количество незначительно», – считает эксперт.
Директор Научно-образовательного центра «Управление государственным и муниципальным имуществом» Института государственной службы и управления РАНХиГС Иван Данилов отмечает, что расхождение данных о стоимости активов в различных системах учета свидетельствует не об отсутствии достоверного источника информации, а о применении различных методик оценки имущества для различных целей учета. Например, в реестре федерального имущества у каждого объекта учитывается несколько видов стоимости – первоначальная, балансовая, остаточная, кадастровая, оценочная. Их значение подтверждается соответствующими документами на момент учета.
Основными источниками данных об объектах, объясняет Иван Данилов, являются сведения, предоставляемые правообладателями через личные кабинеты Автоматизированной системы учета федерального имущества (АСУФИ). Главной задачей на ближайшее время должна стать глубокая интеграция АСУФИ с иными государственными информационными системами ФОИВ (такими как ЕГРН, Единый государственный реестр юридических лиц и т.д.).
В соответствии с последними решениями правительства РФ, цифровая трансформация процессов учета федерального имущества должна быть завершена к 2030 году. Ожидается, что в итоге система учета будет предельно сбалансированной и точной.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".