Национальная премия «Немалый бизнес» нашла своих первых лауреатов
«Когда я открывала свою школу, даже не предполагала, что буду стоять на этой сцене рядом с такими людьми. Меня даже немножко трясет», – 24‑летняя Юлия Кузнецова из Гагарина Смоленской области, основательница школы английского языка Leo Language School в своем городе, еле сдерживала слезы. Она стала первым лауреатом национальной премии «Немалый бизнес», которая вручалась 6 февраля в Москве. А вечером того же дня Юля, как и шесть других лауреатов, отправилась в Кремль на встречу с президентом Владимиром Путиным.
Национальную премию «Немалый бизнес» для российского малого и среднего бизнеса учредил бизнес-омбудсмен Борис Титов. К этой инициативе присоединились Мин-экономразвития, а также деловые и образовательные сообщества – школа бизнеса «Синергия», «Бизнес-молодость», «Деловая среда», Experum и группы компаний Like и Black Star. Участвовать в конкурсе мог не каждый. Кандидаты должны были быть не старше 40, а их предприятие – не моложе двух лет. Минимальный штат компании-участницы начинался от трех человек, а выручка – от 3 млн рублей в год для социально ориентированных и инновационных проектов и от 6 млн рублей для всех остальных предприятий. Кроме того, нужно было представить множество документов: налоговую отчетность, выписки с расчетных счетов, патенты, подтверждение перечислений сумм на благотворительность и многое другое, в зависимости от специализации компании.
Победителям обещали «золотой год». Но никаких баснословных сумм в качестве награды за победу в конкурсе не предлагалось. О деньгах вообще речи не шло. Бесплатная диагностика предприятия бизнес-менторами из числа организаторов премии, бесплатное расчетно-кассовое обслуживание в Сбербанке и привилегированные премиум-карты, деловой тур в Китай, билет на питерский Экономический форум, участие в онлайн-платформе по поддержке стартапов всемирного форума в Давосе и популяризация бизнеса – вот такой подарок получили победители.
Еще два месяца назад, когда о премии было объявлено, к успеху конкурса с некоторым скепсисом относились не только журналисты, но даже сами организаторы. Максимум, на что, по их собственным признаниям, они рассчитывали, – одна тысяча заявок. К началу февраля их было более 32 тысяч. По результатам онлайн-голосования и профессионального скоринга (проверки соответствия всем требованиям) отобрали 8,5 тысячи заявок. Совокупный годовой оборот всех этих компаний составил 0,5 трлн рублей. В итоге сформировали шорт-лист номинантов – топ‑25.
Каких только направлений тут не было, всех не перечислишь. Андрей Громнюк из Калининграда, например, создал Danke-Shop по сбору ненужных вещей, которые отправляют нуждающимся и продают в комиссионном магазине. Компания 3D Concept Евгения Литаврина из Липецка по заказу нейрохирургов изготавливает в 3D-печати краниальные ортезы для младенцев с врожденными пороками черепа. Сергей Терещенко и его «Лазертаг» экспортируют оборудование для военно-тактических игр в 77 стран мира. «Статера» Игоря Федорова из Ростова-на-Дону разработала систему весового контроля транспорта. Премиальную обувь ручной работы Махача Хайбаева из Москвы носят пресс-секретарь российского президента и министры. Екатерина Шупова из Новосибирска организовала оптовую торговлю замороженными грибами, ягодами, фруктами и овощами.
Лауреатов выбрали в пяти номинациях. Так, Юля Кузнецова получила премию в номинации «Ранний успех». А в номинации «Добрый бизнес» победил Артем Маланин из Красноярска – его компания «ВелоЛидер» делает велосипеды и реабилитационные тренажеры для инвалидов, детей и взрослых. Приз за «Стремительный рост» получили Андрей Духовской из Мурома и его компания «Домашние рецепты», прославившаяся своими квасами и морсами. Премию за «Реальный продукт» получил основатель компании «Агромиг» Артем Копылов из Воронежа, чьи зерносушилки из-за роста цен на импорт стали пользоваться бешеным спросом. В «Инновационном прорыве» победил основатель специализирующейся на предотвращении кибератак компании Group-IB, которая уже снискала мировую известность.
А Гран-при достался семейному предприятию «Ванюшкины сладости» из Пензы. Прежде чем получилось успешное предприятие, Николай Кузяков и его старший брат торговали и мороженым, и семечками. «Когда возвращались, мама спрашивала: успех или опыт?» – рассказал лауреат на вручении премии. Теперь его мама изобретает оригинальные рецепты, а сыновья производят. Их сладости продаются почти во всех регионах страны, экспортируются в семь стран мира.
Кроме слов благодарности родным и близким почти все номинанты со сцены выражали признательность организаторам за то, что с помощью конкурса обрели второе дыхание, вновь почувствовали в себе силы созидать. И это неспроста. Было бы наивным полагать, что малому бизнесу живется привольно и весело на Руси. Как выразился Борис Титов, если сравнивать Россию с Суданом, то у нас все хорошо. Но объективно пока у среднего бизнеса больше шансов стать малым, чем наоборот.
«Если сравнивать себя с развитыми и даже с развивающимися странами, то цифры вряд ли будут удовлетворять, – сказал бизнес-омбудсмен. – В основном среда у нас пока достаточно сумрачная. Количество компаний, которые показывают реальный рост, особенно за последние несколько лет, минимально».
Правда, «отдельными очагами» мы все-таки развиваемся. Таким очагом стало, например, новое поколение предпринимателей, считает бизнес-омбудсмен. Это другие люди, не то что предприниматели из 90‑х со своими скелетами в шкафах и психологическими травмами. Сейчас каждый шестой предприниматель так или иначе сталкивается с уголовными делами. И если старшее поколение попадает под пресс и теряет свой бизнес часто по собственной оплошности, так как не всегда соблюдает закон, то молодежь невинна, уверяет Титов.
«Эти ребята ничего не нарушали, – отстаивает он новое поколение. – У них другие этические принципы. Они не хотят подделывать какую-нибудь турецкую ткань или нарушать интеллектуальные права. Свое развитие они хотят видеть в своих собственных силах, мозгах, энергии. Их разочаровать было бы огромной ошибкой».
А ведь с проблемами сталкиваются и молодые. Так, один из номинантов, Алексей Черханов из Симферополя, который организовал в Крыму экозаводы по переработке мусора и делает из пластиковых пакетов парковые скамейки, а из автомобильных шин – мягкое покрытие для детских площадок, пожаловался на местные власти. Администрация поселка Черноморское «начала поддавливать», но предприниматель обратился к бизнес-омбудсмену по Крыму. К счастью, оказалось, что они на одной волне, и «по понятиям все решили».
И еще пример. Компания Hudway Ивана Клабукова из Ижевска производит уникальное программное обеспечение для отображения навигации на лобовом стекле автомобиля. Портативные проекционные дисплеи продаются в 16 странах мира, у компании уже есть офисы в США и Европе, скоро откроется и в Китае. Но в России его продукция не представлена. Почему? А спроса нет. К кому только не приходил предприниматель со своим ноу-хау, никого это не заинтересовало.
Очень важно не подвести молодых, переживает Борис Титов и подчеркивает, что главная задача премии «Немалый бизнес» не столько наградить, сколько защитить предпринимателей. Впрочем, и чиновники стараются. Как рассказала директор департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития Милена Арсланова, ведомство старается «разрушить стереотипы и развеять страхи, которые люди связывают с идеей начать бизнес».
«Отдельный блок – трансформация делового климата, – говорит чиновница. – Это механизм, позволяющий с участием бизнеса корректировать законодательство таким образом, чтобы убирать из него избыточные и устаревшие требования». В финале церемонии награждения вручавший Гран-при министр экономического развития Максим Орешкин попросил всех номинантов об отдельной встрече, чтобы поговорить о проблемах, с которыми они сталкиваются. «Чтобы тем, кто пойдет по вашим стопам, было проще», – сказал министр. А сама премия «Немалый бизнес» станет ежегодной, пообещали организаторы.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".