Не платежом красен
Долговые проблемы сегодня не у бедных, а у богатых стран. 30 лет назад в долговой яме сидел весь развивающийся мир, сегодня – самые развитые экономики мира. Но отрицательная доходность по долговым облигациям превратила долги из проблемы в хороший бизнес.
Две фантастические вещи произошли с суверенными долгами в последнее время. Во‑первых, долговая проблема в мире исчезла. Она стала редким исключением, а не правилом, как когда-то. А во‑вторых, долгов оказалось недостаточно, так мало, что бизнес готов даже доплачивать за право их купить (отрицательные процентные ставки).
Представьте: вы пришли в магазин, купили колбасу, и на кассе не вы заплатили деньги, а вам заплатили. Именно это сейчас происходит в мире со многими суверенными долгами.
В 80‑е годы десятки стран и целые регионы оказывались в таких долгах, что были не в состоянии выплачивать даже проценты по ним. Сейчас это осталось в прошлом. Более того, международные резервы развивающихся стран в середине нулевых годов превысили их долги, и эти страны стали чистыми кредиторами стран развитых. По этому же пути с опозданием лет на 10 идут и беднейшие страны мира.
Долги становятся уделом именно развитых стран. Но и для них они не проблема – ведь процентные ставки так низки, что обслуживание весьма дешево. Более того, иногда процентные ставки становятся отрицательными.
Самый большой долг имеет самая крупная экономика мира – США. На 5 июня 2016 года он составлял $19,2 трлн. Это немногим больше 100% годового ВВП, или $59 533,76 на каждого американца. Стоит иметь в виду, что больше его четверти – это долги госорганов США друг другу. Долг публике составляет только $14,1 трлн, менее половины его – иностранцам. Он обеспечен прежде всего активами населения, чистое богатство (т. е. активы за вычетом долгов) которого составляет $65 трлн. Внешний долг страны – менее 1/10 части.
Стоимость обслуживания самого большого долга в мире – смешные для американского бюджета $0,25 трлн в 2016 году, часть этих денег возвращается в бюджет через перечисление прибыли ФРС.
На втором месте по объему (и на первом относительно ВВП) – Япония. Ее долг в национальной валюте на конец 2015 года превысил 1,2 квадриллиона иен (число с 15 нулями). Треть его держит Центробанк Японии, по четверти – очень послушные внутренние банки и фонды (страховые и пенсионные). На долю иностранцев приходится только 1/10 долга. Госбумаги Японии (вплоть до 10‑летних) размещаются под отрицательный процент, страна зарабатывает на своем долге.
Только две страны в мире в 2015 году имели проблемы с обслуживанием долга – Греция и Украина. Обе – европейские. Обе не без трудностей, но достигли договоренностей о реструктуризации своего долга с внешними кредиторами, причем Украина – даже со списанием его части. Обе получили дополнительное внешнее финансирование на решение долговых проблем от международных институтов и ведущих стран мира. А вот собственно развивающиеся и беднейшие страны до дефолтов не доходили.
Развитые страны оказались в странной ситуации отрицательных ставок по своим долговым бумагам. Конечно, это спровоцировано прежде всего отрицательными процентными ставками по депозитам центробанков, которые впервые ввели Швеция (июль 2009-го) и Дания (июнь 2012-го). Обычно центробанки ограничиваются отрицательными ставками по депозитам (хотите держать у нас деньги? Заплатите!), держа кредитные ставки на нуле или около него. Но центробанки Японии и Швейцарии уронили ниже нуля даже кредитную ставку (возьмите у нас кредит, и мы вам доплатим).
Это изменило дизайн всей финансовой системы. В минус ушли проценты по гособлигациям уже десятка стран и даже некоторые корпоративные бонды. По оценкам, в мире сегодня на $10 трлн бондов с отрицательной доходностью. В минус ушли банковские депозиты для населения. И последнее выдающееся событие: в минус ушли ипотечные долги. В Дании сотни людей получают от банков деньги (небольшие, конечно) по своим ипотечным долгам.
Ситуация стала абсурдной, невероятной. Еще 5 лет назад представить себе такое было просто невозможно, это рушит все учебники экономики и создает дивный новый мир, в котором возможны отрицательные цены. Это с трудом укладывается в головах ученых-экономистов. Но не в головах циничных бизнесменов, которые продолжают делать деньги даже на бондах с отрицательной доходностью.
Как? Первый способ – игра не на доходности, а на цене бумаг. Второй – игра на валютных рисках. Именно чтобы бороться с излишним притоком иностранной валюты и ее укреплением, Швеция и Швейцария держат самые высокие отрицательные ставки (какое странное выражение!) в мире по депозитам в ЦБ и по госдолгам.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".