- Главная страница
- Статьи
- Обошлись без стагнации: рынок синдицированного кредитования потихоньку оживает
Обошлись без стагнации: рынок синдицированного кредитования потихоньку оживает
Уходящий год стал настоящим испытанием для участников финансового рынка, особенно в сфере синдицированного кредитования. О том, как крупные компании пережили этот год и какие изменения произошли на рынке, «Профилю» рассказали представители крупных банковских, промышленных и юридических структур – первый заместитель председателя правления Росбанка Перизат Шайхина, финансовый директор ОАО «УГМК» Василий Сторожук и партнер компании «Практика банковского и финансового права Сlifford Сhance» Владимир Барболин.
– Какие тенденции сейчас наиболее преобладают на рынке синдицированного кредитования, и какое влияние они оказывают на Россию?
Перизат Шайхина: Большую озабоченность у участников рынка вызывает переход от LIBOR и EURIBOR к безрисковым индикаторам. Решение об ускорении реформы было в том числе связано с анализом динамики LIBOR в марте 2020 года, когда фонды денежного рынка, инвестирующие в коммерческие бумаги, столкнулись с резким оттоком средств в пользу безрисковых инструментов. В настоящий момент мы ведем внутреннюю работу по внедрению механизмов перехода на безрисковые индикаторы.
Среди глобальных трендов на рынке синдицированного кредитования необходимо упомянуть все большую цифровизацию процесса организации и подписания различных сделок, в том числе кредитных. Это новый этап развития рынка. На данный момент законодательство и цифровые возможности позволяют осуществить удаленное подписание документации без очной встречи сторон и с использованием цифровой электронной подписи. Росбанк, как и другие передовые банки, активно вводит это в практику и развивает сервисы по цифровому кредитованию, а также расширяет возможности дистанционного обслуживания клиентов. В дальнейшем мы планируем совершенствовать такой формат работы, благо нам активно помогают юридические консультанты.
В течение последних нескольких лет на международных рынках наблюдается активный рост спроса на ответственное финансирование. Интерес к финансовым продуктам с ESG-составляющей проявляют не только компании-экспортеры, как это было изначально, но и корпоративные клиенты второго эшелона, а также финансовые институты. Для международной финансовой группы Societe Generale, в которую входит Росбанк, развитие данного сегмента является одним из важных стратегических приоритетов с момента принятия принципов ответственного финансирования в марте 2019 года.
Если говорить о конкретных примерах, то Росбанк был одним из организаторов выпуска «зеленых» облигаций Москвы, который стал дебютным для субъекта Российской Федерации. Кроме того, Societe Generale, включая Росбанк, выступил одним из координаторов по устойчивому развитию в крупнейшем в России и СНГ синдицированном кредите для «Уралкалия» с привязкой к динамике показателей устойчивого развития. B октябре Росбанк выступил в качестве одного из уполномоченных ведущих организаторов и букраннеров первого в России синдицированного кредита для финансового института – МКБ – с привязкой к KPI в области ESG.
Василий Сторожук: Цифровизация процессов заключения кредитных сделок существенно упростила операционную составляющую, что, в свою очередь, помогает не только снижать издержки, связанные с этим процессом, но и значительно сокращать время заключения сделок, – это особенно актуально для сделок с большим количеством участников. Такие возможности стали доступны благодаря успешному опыту юридических консультантов, сопровождающих сделки. Так, например, сделка синдицированного кредитования, реализованная вместе с АО «Райффайзенбанк» в качестве организатора от 2019 года, участниками которой были девять финансовых организаций и четыре обязанных лица, была заключена путем электронного подписания документов при сопровождении Clifford Chance.
Владимир Барболин: «Бустерный» (если использовать это часто встречаемое слово) переход к большей цифровизации процессов был вызван реалиями пандемии, при которых документы было необходимо подписывать, но личные встречи были практически исключены. Затем электронное подписание стало восприниматься уже как более удобный и быстрый инструмент при частом цейтноте заключения сделок. Действующее законодательство дает возможность как использовать квалифицированную электронную подпись, так и договориться о порядке обмена электронными сообщениями, содержащими файлы отсканированных оригиналов подписанных документов. При этом важно помнить, что часть сделок (требующих, например, обязательного нотариального удостоверения, в т.ч. залог доли участия в ООО) по-прежнему возможно заключить только при личном присутствии подписанта.
Clifford Chance, являясь одной из ведущих глобальных юридических фирм в области ESG (№1 в рейтинге Bloomberg среди юридических консультантов эмитентов «зеленых» облигаций), активно участвует в сопровождении сделок с элементами ESG на отечественном рынке, регулируемых как российским, так и английским правом. В течение последнего года Clifford Chance консультировал Societe Generale в рамках предэкспортного ESG-финансирования для ПАО «Полюс», ING Bank по ESG-кредиту для Nordgold и ПАО «Совкомбанк» в качестве заемщика по кредиту с ESG-компонентом от синдиката иностранных банков. Очевидно, что количество таких сделок будет только возрастать, и помощь консультантов понадобится, в том числе по регуляторным вопросам, связанным с раскрытием информации и ответственностью перед инвесторами в рамках ответственного ведения бизнеса.
– Как сложная эпидемиологическая ситуация повлияла на российский рынок синдикаций?
Перизат Шайхина: Исторически так сложилось, что именно международные банки всегда играли ключевую роль на рынке синдицированного кредитования, а абсолютное большинство сделок заключалось по английскому праву. Это по-прежнему так, однако с момента вступления в силу закона № 486-ФЗ о синдицированном кредитовании в РФ и принятия стандартной документации по российскому праву для синдицированных кредитов мы замечаем отчетливый рост сделок в российском правовом поле, где участниками являются как российские финансовые институты, так и «дочки» иностранных банков.
Тенденции рынка синдикаций для российских заемщиков в общем и целом отражают общемировые макроэкономические, политические и социальные тенденции. Так, мы наблюдали сокращение объема рынка синдицированного кредитования в России в 2020 году почти в два раза по сравнению с результатами 2019-го. По нашему мнению, причиной тому послужили ряд факторов: возникшая в связи с эпидемиологической ситуацией неопределенность, как следствие, временное увеличение стоимости кредитов; осторожный подход многих банков в прогнозах финансового положения своих заемщиков по итогам первого полугодия 2020 года; пересмотр некоторыми компаниями планов по рефинансированию существующих кредитов; ожидание и дальнейшее расширение санкционных требований в отношении России. Но и, справедливости ради, стоит отметить, что сам 2019 год был рекордным по своим объемам за последние несколько лет.
С начала 2021 года мы наблюдаем динамичное развитие рынка, за истекшие 9 месяцев объем предоставленных синдицированных кредитов в РФ составил более 20 млрд долларов США, что практически в два раза больше результата аналогичного периода прошлого года, да и уже превышает объем за весь 2020 год. На результат текущего года в основном оказали влияние ряд крупных сделок, каждая из которых объемом 1–1,5 млрд долларов США и более. Это и сделки по английскому праву для «Уралкалия», «Вымпелкома», а также несколько крупных сделок «Фабрики проектного финансирования» под эгидой ВЭБ.РФ.
Мы не можем отрицать, что пандемия COVID-19 повлияла не только на мировые рынки, в том числе на рынок синдицированного кредитования, но и индивидуально на каждого из нас. Банкам пришлось искать новые возможности как для удаленной работы сотрудников, так и для ведения переговоров с клиентами, заключения сделок с заемщиками. Игроки рынка постепенно адаптировались к новым условиям, и доказательством тому является также уверенный рост объемов рынка синдицированного кредитования по сравнению с прошлым годом.
Владимир Барболин: За последние два года также отчетливо прослеживается тенденция расширения многими российскими банками стратегии синдикации, которая заключается как в появлении отдельных команд специалистов по синдицированному кредитованию в рамках отделов по работе с корпоративными клиентами и финансовыми институтами, так и в поиске новых инструментов по оптимизации кредитного портфеля через инструменты синдикации, которые пришли на российский рынок вместе с законом о синдицированном кредитовании. Так, на российском рынке всё чаще появляются регулируемые российским правом двусторонние кредиты «с опцией синдикации», то есть договоры, в которых участвует один первоначальный кредитор, но которые содержат всю юридическую технику (порядок голосования кредиторами, положения об управлении кредитом и управлении залогом) для подчинения такого договора положениям закона о синдикатах в случае частичной уступки прав кредитора третьему лицу (лицам). Также закон о синдикатах ввел в оборот совершенно новый вид договора – соглашение о финансировании участия в кредите, которое по природе достаточно близко знакомому рынку англо-правовому sub-participation. Ожидается, что данный инструмент получит достаточно широкое применение в ближайшее время.
– «Фабрика проектного финансирования» ВЭБа была запущена в 2018 году, став новым работающим механизмом привлечения финансирования. Какое влияние оказывает «фабрика» как драйвер спроса на кредиты в рублях?
Перизат Шайхина: Мы с интересом наблюдаем растущее влияние на рынок «фабрики», в рамках которой за более чем 2,5 года закрыты порядка 15 сделок общим объемом 10,5 млрд долларов США. На сегодняшний день участниками «фабрики» помимо ВЭБ.РФ выступают несколько крупнейших российских банков – ВТБ, Газпромбанк, банк «ФК Открытие», Сбербанк. Из наиболее крупных сделок, закрытых в рамках «фабрики» в 1-м полугодии 2021 года, – рублевые кредиты «ЕвроХим Северо-Запад-2» в размере 1,33 млрд долларов США и ООО «Эколант» (проект группы ОМК), целью проекта является создание первого в Европе крупного металлургического комплекса полного цикла по «зеленым» технологиям в городе Выкса Нижегородской области объемом 1,65 млрд долларов США.
Концепция «фабрики» ВЭБа имеет ряд неоспоримых преимуществ как для заемщиков, так и для банков. На текущий момент, к сожалению, среди участников «фабрики» нет иностранных инвесторов, это может быть связано в основном с особенностями предложенных к участию структур, однако мы видим здесь хороший потенциал для расширения базы инвесторов, нам самим, например, было бы очень интересно принять участие в синдицированных кредитах в рамках «фабрики».
Василий Сторожук: Развитие синдицированного кредитования значительно упростило доступ к необходимым финансовым ресурсам как для компаний с действующим бизнесом, так и для проектных компаний, реализующих крупные инвестиционные проекты. Новый импульс этому процессу придала «Фабрика проектного финансирования» ВЭБа. Так, в конце 2020 года между компаниями Группы УГМК и синдикатом ВЭБ.РФ с ПАО «Сбербанк» была заключена сделка по привлечению средств для целей финансирования проекта по строительству Корбалихинского металлического рудника и реконструкции Рубцовской обогатительной фабрики.
– Вслед за глобальным рынком активно развивается и локальный рынок синдицированного кредитования. Как вы оцениваете перспективы его развития и наращивания объемов в национальной валюте?
Перизат Шайхина: Исторически доллар США является самой востребованной валютой на рынке синдицированного кредитования. Мы видели временную корректировку данной тенденции в сторону других валют после расширения пакета SDN-санкций в отношении российских компаний и финансовых институтов в 2018 году, но потом рынок постепенно скорректировался. Как правило, синдицированным сделкам в рублях бывает сложно конкурировать с двусторонними кредитами от российских банков и/или рынком рублевых облигаций.
Перспектива роста объемов синдицированных сделок в национальной валюте определенно есть, в том числе благодаря вступлению в силу законопроекта о синдицированном кредитовании в РФ и принятию стандартной документации по российскому праву, развитию национальных проектов, активности государственных российских финансовых институтов, в том числе и в рамках «фабрики», и «дочек» международных банков, а также растущему интересу к такого рода финансированию среди клиентов.
Росбанк – один из активных игроков локального рынка синдицированного кредитования. Знаковой для нас сделкой по российскому праву в рублях в 2021 году стал синдицированный кредит для ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК), российского горно-металлургического холдинга, крупнейшего производителя меди, цинка и драгоценных металлов, объединяющего более 40 промышленных предприятий в России и за рубежом. Синдицированный кредит для ОАО «УГМК» был подписан в начале октября 2021 года на сумму 15 млрд рублей сроком на 5 лет. Росбанк выступил организатором, координатором, агентом по документации и кредитным управляющим синдицированного кредита. В группу банков–участников синдиката помимо Росбанка вошли ведущие российские банки, такие как ПАО «Сбербанк», ПАО «Московский кредитный банк» и ПАО «Банк «Санкт-Петербург», а также международная финансовая организация – Евразийский банк развития (ЕАБР).
Василий Сторожук: Для УГМК, как и для большинства российских заемщиков, важным элементом является структурирование сделок синдицированного кредитования в российском праве. Благодаря совершенствованию законодательства в этой сфере все больше участников финансового рынка проявляют интерес к сделкам такого типа – это особенно справедливо для российских банков, но нельзя не отметить все более активное участие азиатских и других иностранных банков.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".