Ольга Хасанова: застройщики перешли к прагматичному продукту
За последние пять-шесть лет застройщики проделали огромную работу по улучшению девелоперского продукта. Прогресс и в плане качества среды, и в плане стиля очевиден. Но сложился своего рода градостроительный шаблон.
Оказавшись в условиях рискованного девелопмента, строительные компании сочли за лучшее придерживаться консервативной политики. В результате шаблон продуцируется и в столице, и в регионах. Региональные застройщики считают, что самый надежный вариант – подражать успешным московским проектам.
По регионам появляются реплики (более или менее сокращенные) популярных столичных новостроек.
Надо сказать, что этот шаблон вовсе не плох. Но он практически исключает возможность эксперимента и развития. Застройщики перешли исключительно к прагматичному продукту: высокая доля студий и однокомнатных, наличие стилобата, начиненного торговой, гастрономической и сервисной инфраструктурой, двор (уже без машин, разумеется) со спортивными площадками, детский сад, архитектура и благоустройство от зарекомендовавших себя бюро.
Пресловутые «человейники» фактически получили легализацию в общественном мнении. За это застройщики «заплатили» инфраструктурой, переменной этажностью и возможностью приобрести относительно доступное жилье с качественной отделкой.
Господство шаблона задает спрос на идентичность. Как правило, она создается при помощи художественных средств (арт-объекты, инсталляции, креативная реклама, стрит-арт, графика) или мероприятий культурного характера.
Одним из наиболее позитивных сдвигов стал акцент на зеленую инфраструктуру. Застройщики стремятся включать в проекты ландшафтные парки, скверы, бульвары. Это очень хорошо воспринимается потребительской аудиторией. Кроме того, под размещение новостроек выбираются нередко локации в шаговой доступности. Зачастую элементы «экодевелопмента» становятся одновременно и многофункциональными общественными пространствами.
В бизнес-классе широкое распространение получили гибридные проекты, объединяющие жилую застройку и офисные здания. Тем самым образуется единая среда, уменьшается трафик маятниковой миграции, дистанция между рабочим местом и квартирой резко сокращается. При этом коммерческая инфраструктура проектируется как можно более мобильной, гибкой и универсальной, с возможностью оперативной трансформации. Например, из офиса в учебный класс, из торгового помещения в коворкинг, из склада в соседский центр и так далее.
Автор – генеральный директор премии Urban
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".