Наверх
Новое бесплатное мобильное приложение
СКАЧАЙ И ЧИТАЙ
5 августа 2025
USD 79.67 -0.66 EUR 92.33 +0.62
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Опустили потолок: как Вашингтон и Брюссель пытаются давить на покупателей российской нефти

Опустили потолок: как Вашингтон и Брюссель пытаются давить на покупателей российской нефти

В конце июля Евросоюз утвердил очередной, 18-й по счету пакет антироссийских санкций. Документ среди прочего предусматривает новые рестрикции против нефтяного экспорта Москвы – их называют самыми серьезными ограничениями за последние три года. Это введение плавающего «потолка» цен на российскую нефть; запрет на продажу нефтепродуктов из российского сырья; санкции против 105 танкеров теневого флота. В дополнение к европейской инициативе президент США Дональд Трамп выдвинул ультиматум, пообещав ввести 100-процентные пошлины для покупателей российской нефти, если Москва не согласится на американский сценарий урегулирования украинского кризиса. «Профиль» выяснил, чем грозят нам демарши Брюсселя и Вашингтона.

Экспорт нефти

©VanderWolf Images/Shutterstock/Fotodom
Содержание:

Низкий, но жидкий

Европейские бюрократы и политики стран ЕС много раз призывали снизить ценовой «потолок» на российскую нефть. Нынешний «потолок» – $60 за баррель – был установлен почти три года назад, 2 сентября 2022-го. Тогда к ограничению присоединились страны «Большой семерки» (G7), Евросоюз, восемь европейских государств, не входящих в ЕС, а также Австралия и Новая Зеландия. Договор предполагал, что предельная цена может меняться раз в два месяца, однако для ее пересмотра требовалось согласие всех участников «потолочного сговора», а добиться этого не удавалось: те же США всегда выступали против, называя уровень в $60 за баррель вполне достаточным.

И вот Брюссель решил действовать самостоятельно, установив собственный «потолок». Новый ценовой лимит гибкий: минус 15% относительно текущих рыночных котировок. Сейчас он составляет $47,6 за баррель и будет пересматриваться автоматически каждые два месяца.

Баррель упал ниже прогнозов: чем грозит российской экономике дешевая нефть

Вторым ударом по отечественной «нефтянке» должен стать запрет на продажу нефтепродуктов из российского сырья. Данная новость особенно неприятна для индийских компаний: с осени 2022 года индийцы охотно приобретали нашу нефть (которую получали со значительной скидкой), перерабатывали ее на своих НПЗ, а полученные нефтепродукты сбывали государствам Старого Света с очень хорошей маржой. На Нью-Дели, говорят эксперты, в первую очередь и намерен давить Вашингтон, грозя 100-процентными пошлинами покупателям нефти. Тем более что Трамп уже объявил о введении пока не 100-, но 25-процентных пошлин на товары из Индии.

И, наконец, теневой флот. Сегодня этим термином обозначают любые суда, перевозящие российскую нефть в обход западных санкций. По экспертным оценкам, он может насчитывать порядка 600 танкеров, причем список постоянно меняется. Суда принадлежат компаниям из разных уголков мира и ходят под флагами государств, которые подчас не имеют даже выхода к морю. Последние год-полтора США, Великобритания и ЕС с особым упорством пытаются выявлять танкеры теневого флота и накладывать на них свои санкции. В мае 2025-го верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас заявила, что под ограничения подпали 200 судов, а недавно французская Le Monde написала, будто Запад за последние годы ввел санкции против 587 судов теневого флота, но 80% из них по-прежнему занимаются перевозками нефти. Новый санкционный пакет ЕС предполагает ограничения против 105 танкеров – для них закрыт доступ в европейские порты, европейским компаниям запрещено оказывать им какие-либо услуги и так далее.

За всем не углядеть?

Насколько неприятными могут стать для нас вводимые ограничения? Начнем с ценового «потолка». К нему, в отличие от «потолка», введенного осенью 2022-го, не присоединились США, Канада, Япония и ряд других стран. И все же данный демарш «будет снижать присутствие европейских перевозчиков на рынке фрахта для транспортировки нефтеналивных грузов из России», рассказал «Профилю» главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексей Громов. В первом полугодии 2025-го танкеры, принадлежащие судовладельцам из Греции, с Мальты, Кипра, охотно перевозили российскую нефть, заменяя тем самым часть теневых судов, оказавшихся под рестрикциями. Теперь европейские перевозчики либо перестанут работать с российской нефтью, либо будут возить ее, но «с большой оглядкой» на надзирающие органы ЕС, ведь их суда обслуживаются в портах Старого Света и им не нужны дополнительные проблемы с европейскими регуляторами.

Учитывая, что все больше танкеров попадают в санкционные списки, поиск новых судов для перевозки российской нефти становится затруднительным. «Скорее всего, это приведет к росту стоимости фрахта, – резюмирует Алексей Громов. – Доступных судов станет меньше, следовательно, судовладельцы смогут требовать большую плату за риск. Это очевидные последствия, которые видятся сегодня».

Впрочем, опасаться полного отказа европейских перевозчиков от сотрудничества с Москвой тоже не стоит. По словам директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, в первом полугодии 2024-го, когда цена отгрузки российской нефти стабильно превышала $60 за баррель, примерно 20% ее перевозок осуществлялось судовладельцами из Старого Света или стран «Большой семерки», чьи правительства и установили ценовой «потолок». Лишь на Балтике показатель был ниже – менее 10%. «Это значит, что все равно найдется греческий перевозчик, который за определенную маржу станет осуществлять эту транспортировку», – говорит эксперт.

Еврокомиссия предлагает ввести гибкий потолок цен на нефть из России

(Иллюстрация)

Faraways/Shutterstock/Fotodom

Удар по Дели

Неоднозначной выглядит и ситуация с запретом на продажу нефтепродуктов, сделанных из российской нефти. Ограничение ударит прежде всего по индийским нефтеперерабатывающим заводам: их возможности поставлять на экспорт относительно дешевые нефтепродукты могут существенно снизиться. Правда, по словам Алексея Громова, не очень понятно, как будет отслеживаться первоисточник поставок нефти, из которой эти продукты изготовлены. Ведь до сих пор нет возможности со стопроцентной достоверностью определить происхождение даже сырой нефти, появляющейся на том или ином рынке, что уж говорить о сырье для «дизеля» или мазуте.

Разве что индийским поставщикам предложат предоставлять документы, доказывающие, что данное дизтопливо произведено не из российской нефти, иронизирует Константин Симонов. Впрочем, указанная норма вступает в силу лишь с 21 января 2026-го, а до того времени в глобальной геополитике «может много чего измениться».

Рост вопреки давлению: какой вред могут причинить новые санкции США нефтяному экспорту России

Сегодня РФ является крупнейшим экспортером черного золота в Индию – до 40% поставок. Однако до 2022-го доля российской нефти там была ничтожной: Дели предпочитал покупать сырье у стран Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Кувейт, Эмираты) – с точки зрения географии и транспортного плеча это наиболее выгодно. Западные санкции поставили все с ног на голову: Москва начала предлагать свою нефть с такими дисконтами, что та стала обходиться дешевле ближневосточной, невзирая на логистические издержки. А нефть с Ближнего Востока отправилась на рынки Старого Света.

Сами индийцы – по крайней мере на словах – готовы идти навстречу Западу. Особенно после того как президент Дональд Трамп пригрозил ввести 100-процентные пошлины для стран – покупателей российской нефти. Министр энергетики страны Хардип Сингх Пури уже заявил, что Дели при случае заменит российскую нефть поставками из других стран. «Если что-то случится, мы с этим разберемся. Когда одна дверь закрывается, открывается другая», – сказал он.

Вскоре агентство Reuters сообщило, будто четыре индийских государственных НПЗ прекратили закупки российской нефти, а минимум два танкера, везущих российскую нефть в эту страну, изменили маршрут и направились в другие порты. В свою очередь, российские СМИ со ссылкой на источник в индийском правительстве заявили, что никаких сообщений о прекращении закупок Индией нефти из РФ нет, добавив, что решения о поставках «зависят от цены, сорта сырой нефти, запасов, логистики и других экономических факторов».

Эффект Трампа

Все же эксперты не исключают, что при необходимости Индия действительно может «отыграть назад» и переключиться на других поставщиков, в том числе и американских, чтобы задобрить большого партнера за океаном. Правда, это довольно дорого обойдется нефтеперерабатывающей отрасли страны: согласно подсчетам агентства Kpler, в случае отказа от российской нефти расходы индийских НПЗ на импорт сырья вырастут примерно на $10 млрд.

«Думаю, индийские компании, заточенные на экспорт нефтепродуктов в Европу, формально станут всячески дистанцироваться от российского сырья, – рассуждает о возможных перспективах Алексей Громов. – Это не означает отказа от него (хотя некоторые откажутся), скорее, будут придумываться схемы, при которых отследить происхождение нефти станет крайне сложно или невозможно».

С Китаем, вторым крупнейшим импортером российской нефти, ситуация еще проще. Он не отказался от партнерства с Ираном, после того как в 2018 году США ввели против этой страны крайне жесткие санкции. Сегодня КНР является единственным покупателем иранской нефти, и вряд ли Пекин прекратит сотрудничество с Москвой в угоду Вашингтону, полагают эксперты.

Да и переоценивать «фактор Трампа» тоже не стоит. Как отметил экономист Сергей Хестанов, угроза и даже установление «ужасных» пошлин до сих пор использовались американским президентом исключительно как элемент торга в ходе переговоров: сначала пошлины, затем многочисленные отсрочки по ним и, наконец, компромиссы и взаимоприемлемые соглашения. «Пока рынки не верят в то, что громкие слова Трампа приведут к реальным действиям и что это (пошлины. – "Профиль") может быть всерьез и надолго. А рынки чаще всего оказываются правы», – говорит собеседник «Профиля». Три года санкционного противостояния показали, что любые новые ограничения – лишь повод подискутировать о дисконтах или привлечь новых посредников, чтобы конечный потребитель имел цену, которая укладывается в заявленный «потолок».

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".